Свободные экономические зоны: определение, классификация, основные характеристики

Свободные экономические зоны (СЭЗ) получили широкое распространение во многих странах. В начале 90-х гг. прошло­го века в мире функционировало более 1 тыс. таких зон. По оценкам западных специалистов через них проходит до 30% мирового товарооборота. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направлением своей экспансии.

СЭЗ представляют собой самостоятельные территориаль- но-географические анклавы с той или иной степенью обо­собленности от остального экономического пространства страны. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон использу­ется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стиму­лирующие предпринимательство. Кроме того, для большин­ства развивающихся стран эти зоны по своей реальной сути являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям и уровню жизни населения зоны, концентрации про­изводственного и кадрового потенциала и т.п. В силу этого, такие зоны правильнее называть «специальные экономиче­ские зоны».

СЭЗ функционируют как в промышленно развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся странах, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слабо­развитых (Шри Ланка, Гватемала и др.). Имеются такие зоны и в странах Восточной Европы, а также Китае, Вьетнаме. Про­должается процесс создания зон на территории СНЕ.

История создания свободных (специальных) экономи­ческих зон (СЭЗ) знает два концептуальных подхода — тер­риториальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от мес­та их размещения. 919

Цели создания СЭЗ:

¾ более глубокое включение страны в процесс разви­тия международного разделения труда; увеличение выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечение таким путем роста валютных поступ­лений;

¾ насыщение внутреннего рынка заинтересованной стра­ны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозамещающими товарами;

¾ обеспечение ускоренного внедрения в производство отечественных и иностранных научно-технических раз­работок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике;

¾ обучение и подготовка квалифицированных кадров, ме­неджеров;

¾ стимулирование экономического развития какой-то территории или конкретной отрасли производства; региональные методы модернизации экономики в ус­ловиях ее перехода от административных принципов деятельности к рыночным. Практика создания и функционирования СЭЗ показыва­ет, что каждому их типу (табл. 3) соответствует свой спе­цифический набор льгот и стимулов. К ним относятся сле­дующие:

¾ внешнеторговые льготы — введение упрощенного по­рядка осуществления внешнеторговых операций; финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы, пре­доставления различных субсидий и др.; фискальные льготы, которые связаны с налоговым сти­мулированием;

¾ административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ АЛЯ упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур реги­страции предприятий и т. д.

Система льгот включает:

— льготные ставки за пользование землей, водой, энер­гией;

— льготное налогообложение (для местных предпри­ятий, для перевозимой за границу продукции (для иностранных инвесторов), для реинвестируемой части прибыли);

— снижение федеральных налогов;

— ускоренная амортизация;

— освобождение экспорта, производимого в зоне, от кво­тирования и лицензирования;

— льготные условия валютных расчетов с федеральным бюджетом.

Условия создания СЭЗ:

¾ выгодное географическое положение;

¾ определение оптимальных размеров;

¾ наличие транспортной инфраструктуры;

¾ наличие производственной инфраструктуры;

¾ наличие налоговых льгот;

¾ наличие специального валютного режима;

¾ наличие специального таможенного режима;

¾ наличие внешнеэкономических льгот.

 

Классификация свободных экономических зон

 

Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.
· Свободные таможенные · Бондовые склады · Свободные порты · Торгово-производственные · Импортозамещающие · Экспортно-производственные · Промышленные парки · Научно-промышленные парки · Экспортно-импортозамещающие · Технополисы · Технопарки · Инновационные центры · Офшорные · Банковских и страховых услуг · Туристических услуг · Зоны свободного предпринимательства · Специальные экономические зоны · Территории особого режима · Особые экономические зоны

— Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.