Классические, факторные и альтернативные теории мировой экономики.

Теория — 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокуп­ность обобщенных положений, образующих какую-либо нау­ку или ее раздел.

Различают школы, объединяющие теории международной торговли, и школы, в которые включаются теории междуна­родной торговой политики. Теории международной торгов­ли отвечают на вопрос, почему экономические агенты в лице отдельных предпринимателей, фирм и стран торгуют между собой товарами в виде материальных благ, услуг и факторов производства. Теории международной торговой политики 18 отвечают на вопрос, какова роль государства во внешней торговле.

Теории развития мирового хозяйства отражают исто­рию становления данной системы мирохозяйственных отно­шений. В ретроспективном аспекте их можно сгруппировать в три блока:

1) теории международной торговли;

2) теории факторов производства;

3) теории глобализации мирового хозяйства.

К школам международной торговли относят:

— меркантилизм — школа, объясняющая международную торговлю стремлением стран увели­чить общее благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты;

— сравнительные преимущества— школа, объясняющая международную торгов­лю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими;

— общее равновесие — школа, объ­ясняющая международную торговлю выравниванием совокупного спроса и совокупного предложения;

— конкурентные преимущества– школа, объясняющая международную торгов­лю различиями в темпах усовершенствования факторов производства и товаров у разных фирм.

Остановимся на обзоре теорий глобализации мирового хозяйства, где центральной проблемой был, есть и, наверное, будет вопрос положения национальных экономик в мировой системе. К первым теориям такого рода относят теории им­периализма и неоколониализма (О. Бауэр, Р. Гильфердинг, Дж. Гобсон, В.И. Ленин и др.), где структура и основные дви­жущие силы развития рассматривались через борьбу меж­ду ведущими государствами за новые рынки, источники сы­рья, сферы приложения капитала, за усиление политического и культурного влияния. Затем появились теории модерниза­ции, основная концептуальная идея которых выражалась сле­дующим образом — все существующие в истории социальные общества биполярны. Так, М. Вебер объясняет подъем капита­лизма за счет протестантизма. Г. Мюрдаль рассматривает институционализм в качестве основы структурной перестрой­ки социально-экономического организма развивающихся стран. В теориях зависимости (основателем этого направ­ления явился Р. Пребиш) обращается внимание на следующие аспекты проблемы «зависимости»: зависимая неразвитость, зависимое развитие, воспроизводство зависимости. Особую актуальность в контексте зависимости приобретают вопро­сы сохранения внешнего равновесия, равновесия платежного баланса страны. Начало разработке теорий мировых систем положил в 70-е гг. прошлого века И. Валлерстайн. Он впервые в своих рассуждениях делит мир на Центр (мировое ядро), Пе­риферию и Полупериферию (Квази-периферия). Страны, вхо­дящие в Полупериферию, по его мнению, имеют зависимый характер развития, а глобализация трактуется как процесс распространения капитализма во всем мире. Сторонники тео­рий мировых систем считают, что мировая система состоит из различных государств и культур, но при этом опирается на систему международного разделения труда. В этом отноше­нии интересна теория нового международного разделения труда, предложенная Ф. Фробелом, который обращает вни­мание на последствия изменений глобальной экономической 22 системы под воздействием производственно-сбытовых стра­тегий транснациональных корпораций.

Классические теории международной торговли:

Теория абсолютных преимуществ

В период перехода ведущих стран к крупному машинному произ­водству Адам Смит поставил вопрос о рациональ­ной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества. А. Смит выделял некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.

Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспор­те товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).

Д. Рикардо в своей модели предполагает заданным количество производимых товаров (вино и сукно) и рассматривает различия в за­тратах рабочего времени на их производство. Впоследствии, уже в XX в., этот подход стал интерпретироваться иначе, на основе понятия альтернативных издержек (или издержек замещения). Автором такой интерпретации считается американский экономист Г. Хаберлер.

Таким образом, свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства «сравнительно преимущественных» товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.

Теория факторов производства и новые интерпретации факторного подхода

Используя концепцию факто­ров производства (экономических ресурсов), созданную француз­ским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэем и дополнен­ную затем другими экономистами, теория Хекшера-Олина обра­щает внимание на различную наделенность стран этими факто­рами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин со­средоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преоб­ладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно тео­рии Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск ко­торых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Альтернативные теории международной торговли

Классические теории внешней торговли, объяснявшие международную торговлю различиями в абсолютных и относительных затратах труда на производство товаров в различных странах уже не в состоянии объяснить процессы происходящие во внешней торговле. Так с помощью классических теорий невозможно объяснить влияние на внешнеторговые операции научно-технического прогресса, усиления информационных потоков, конкурентоспособности отдельных отраслей и фирм, увеличение объемов внешней торговли между странами, имеющими близкое социально-экономическое развитие.

Объяснение этих тенденций возможно на основе неотехнологических или альтернативных теорий международной торговли. Косновным из них необходимо отнести теории конкурентных преимуществ, жизненного цикла продукта, технологического разрыва, эффекта масштабности производства, подобия стран.

Теория конкурентных преимуществ предполагает, что основным двигателем современной торговли является конкуренция отраслей, фирм. При этом факторами способствующими повышению конкурентоспособности признаются: факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли.

Согласно теории жизненного цикла продукта товар в своем развитии проходит четыре стадии и в соответствии с ними объем прибыли изменяется во времени. В соответствии с теорией технологического разрыва выгоды от внешней торговли получают те страны, которые производят высокотехнологичную продукцию, пользующуюся повышенным спросом и не имеющую аналогов в мире.

Суть теории эффекта масштабности производства в том, что страна с большим внутренним рынком, будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве в то время как малые страны должны специализироваться на выпуске продукции не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.