Классические, факторные и альтернативные теории мировой экономики.
Теория — 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
Различают школы, объединяющие теории международной торговли, и школы, в которые включаются теории международной торговой политики. Теории международной торговли отвечают на вопрос, почему экономические агенты в лице отдельных предпринимателей, фирм и стран торгуют между собой товарами в виде материальных благ, услуг и факторов производства. Теории международной торговой политики 18 отвечают на вопрос, какова роль государства во внешней торговле.
Теории развития мирового хозяйства отражают историю становления данной системы мирохозяйственных отношений. В ретроспективном аспекте их можно сгруппировать в три блока:
1) теории международной торговли;
2) теории факторов производства;
3) теории глобализации мирового хозяйства.
К школам международной торговли относят:
— меркантилизм — школа, объясняющая международную торговлю стремлением стран увеличить общее благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты;
— сравнительные преимущества— школа, объясняющая международную торговлю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими;
— общее равновесие — школа, объясняющая международную торговлю выравниванием совокупного спроса и совокупного предложения;
— конкурентные преимущества– школа, объясняющая международную торговлю различиями в темпах усовершенствования факторов производства и товаров у разных фирм.
Остановимся на обзоре теорий глобализации мирового хозяйства, где центральной проблемой был, есть и, наверное, будет вопрос положения национальных экономик в мировой системе. К первым теориям такого рода относят теории империализма и неоколониализма (О. Бауэр, Р. Гильфердинг, Дж. Гобсон, В.И. Ленин и др.), где структура и основные движущие силы развития рассматривались через борьбу между ведущими государствами за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление политического и культурного влияния. Затем появились теории модернизации, основная концептуальная идея которых выражалась следующим образом — все существующие в истории социальные общества биполярны. Так, М. Вебер объясняет подъем капитализма за счет протестантизма. Г. Мюрдаль рассматривает институционализм в качестве основы структурной перестройки социально-экономического организма развивающихся стран. В теориях зависимости (основателем этого направления явился Р. Пребиш) обращается внимание на следующие аспекты проблемы «зависимости»: зависимая неразвитость, зависимое развитие, воспроизводство зависимости. Особую актуальность в контексте зависимости приобретают вопросы сохранения внешнего равновесия, равновесия платежного баланса страны. Начало разработке теорий мировых систем положил в 70-е гг. прошлого века И. Валлерстайн. Он впервые в своих рассуждениях делит мир на Центр (мировое ядро), Периферию и Полупериферию (Квази-периферия). Страны, входящие в Полупериферию, по его мнению, имеют зависимый характер развития, а глобализация трактуется как процесс распространения капитализма во всем мире. Сторонники теорий мировых систем считают, что мировая система состоит из различных государств и культур, но при этом опирается на систему международного разделения труда. В этом отношении интересна теория нового международного разделения труда, предложенная Ф. Фробелом, который обращает внимание на последствия изменений глобальной экономической 22 системы под воздействием производственно-сбытовых стратегий транснациональных корпораций.
Классические теории международной торговли:
Теория абсолютных преимуществ
В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит поставил вопрос о рациональной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества. А. Смит выделял некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.
Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).
Д. Рикардо в своей модели предполагает заданным количество производимых товаров (вино и сукно) и рассматривает различия в затратах рабочего времени на их производство. Впоследствии, уже в XX в., этот подход стал интерпретироваться иначе, на основе понятия альтернативных издержек (или издержек замещения). Автором такой интерпретации считается американский экономист Г. Хаберлер.
Таким образом, свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства «сравнительно преимущественных» товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
Теория факторов производства и новые интерпретации факторного подхода
Используя концепцию факторов производства (экономических ресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.
Альтернативные теории международной торговли
Классические теории внешней торговли, объяснявшие международную торговлю различиями в абсолютных и относительных затратах труда на производство товаров в различных странах уже не в состоянии объяснить процессы происходящие во внешней торговле. Так с помощью классических теорий невозможно объяснить влияние на внешнеторговые операции научно-технического прогресса, усиления информационных потоков, конкурентоспособности отдельных отраслей и фирм, увеличение объемов внешней торговли между странами, имеющими близкое социально-экономическое развитие.
Объяснение этих тенденций возможно на основе неотехнологических или альтернативных теорий международной торговли. Косновным из них необходимо отнести теории конкурентных преимуществ, жизненного цикла продукта, технологического разрыва, эффекта масштабности производства, подобия стран.
Теория конкурентных преимуществ предполагает, что основным двигателем современной торговли является конкуренция отраслей, фирм. При этом факторами способствующими повышению конкурентоспособности признаются: факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли.
Согласно теории жизненного цикла продукта товар в своем развитии проходит четыре стадии и в соответствии с ними объем прибыли изменяется во времени. В соответствии с теорией технологического разрыва выгоды от внешней торговли получают те страны, которые производят высокотехнологичную продукцию, пользующуюся повышенным спросом и не имеющую аналогов в мире.
Суть теории эффекта масштабности производства в том, что страна с большим внутренним рынком, будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве в то время как малые страны должны специализироваться на выпуске продукции не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.