Введение. Предмет и задачи этики

Этика – учение о морали (философский и прикладной аспекты). Этика как «практическая философия». Происхождение и соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «нравы». Задачи этики. Структура этического знания: история этических учений, теория морали, история нравственности, теория ценностей, нормативная этика, прикладная этика. Специфика этического знания.

 

Раздел I. История этических учений

Тема 1.1. Этическая мысль Древнего мира

Классификация основных направлений в истории этики. Традиции и инновации. Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и на Западе.

Этические учения Древней Индии. Социокультурные предпосылки формирования древнеиндийской этики. Специфика этических построений в Древней Индии. Основные понятия: брахман, майя, сансара, карма, нирвана. Буддизм как этическое учение: «четыре благородных истины» и «восьмеричный путь спасения». Радикальная аскетическая практика в джайнизме.

Этические учения Древнего Китая. Социокультурные предпосылки древнекитайской этики. Специфика этики Древнего Китая. Конфуцианство: понятия «жэнь» (гуманность), «шу» (взаимность), «ли» (ритуал). Идеал «благородного мужа». Даосизм: этический принцип «недеяния». Легизм: приоритет закона перед моралью.

Этические учения античности: специфика возникновения и развития. Основные проблемы: проблема высшего блага, проблема отношения к наслаждениям, проблема приобретения добродетелей. Этический релятивизм софистов. Сократ и сократические школы (киническая, киренская). Теория морали Платона. Познание добра как припоминание «идеи» добра. Роль идеального государства в воспитании добродетельных граждан. Этика Аристотеля. Этика как «практическая философия», учение о добродетели как «золотой середине». Этические учения эпохи эллинизма: эпикуреизм и стоицизм.

 

Тема 1.2. Этическое сознание эпохи Средневековья

Евангельская моральная доктрина. Основные положения и особенности христианской морали, её гуманистический потенциал. Супранатурализм, теоцентризм, антирационализм христианской этики. Специфика средневековой этической мысли. Основные этические проблемы: теодицея, соотношение божественной благодати и свободной воли человека, проблема спасения души. Аврелий Августин: Бог как источник морали, проблема происхождения зла, учение о спасении души. Учение Фомы Аквинского как результат эволюции христианской этики, соединение элементов христианских идей с идеями Аристотеля.