Административно-правовой режим: сущность, понятие, содержание, структура.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Сущность АПР. Административно- правовые режимы назначаются:

  • для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
  • определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
  • установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;
  • обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
  • создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

Элементы и их содержаниеадминистративно-правовых режимов:

  1. целевое назначение;
  2. принципы административно-правовых режимов;
  3. общественные отношения (объект), регулируемые режимом;
  4. административно-правовой статус субъектов режима;
  5. средства обеспечения режима.

Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Принципы административно-правовых режимов:

  • разделение административных и судебных властей;
  • минимализация ограничений прав и свобод граждан;
  • законность;
  • ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.

Объект административно-правового режима - совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности.

Средства обеспечения административно-правовых режимов - совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.

 

  1. Понятие административного правонарушения, его юридический состав.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями).

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния (вина, цель, мотив).

 

  1. Законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности.

Меры административного (бессудного) принуждения регламентируются не только КоАП, но и другими федеральными законами применительно к предусмотренным им правонарушениям. Такие федеральные законы устанавливают помимо публичных санкций (например, в виде депортации) также и меры административного пресечения, применяемые как к нарушителям, так и к лицам, подозреваемым в совершении проступка. Меры властного принуждения (в том числе и меры физического воздействия) установлены таможенным, налоговым и иным публичным законодательством.

Законодательство об административных правонарушениях включает в себя:

- кодифицированное федеральное законодательство - КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения);

- законы субъектов РФ, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 1 ст. 2.1, ч. 1 ст. 2.10, ч. 3 ст. 3.2 КоАП);

- нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также иных публичных органов, устанавливающие порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях подразделяется:

- на материальное законодательство, к которому относится КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;

- процессуальное законодательство, в соответствии с которым определяются публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП единственной составляющей законодательства РФ об административных правонарушениях является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

От нормативного правового акта следует отличать ненормативные правовые акты (акты индивидуального применения), принимаемые органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении (см. ст. 29.10 КоАП). Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие влечет за собой установление публичного правомочия лица (например, процессуальных обязанностей свидетеля и эксперта) либо изменение или прекращение имущественного правомочия подозреваемого или нарушителя (в случае применения мер пресечения или административных наказаний, обременяющих имущественные права лица).

К федеральным источникам законодательства об административных правонарушениях, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП, относятся Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, принимаемые федеральными министерствами, а также федеральными службами и федеральными агентствами, наделенными правомочиями в сфере нормативно-правового регулирования. По общему правилу, установленному п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" нормативное правовое регулирование на ведомственном уровне было отнесено к ведению министерств РФ, однако сфера ведомственной регламентации на протяжении последних пяти лет постоянно расширялась, ныне все федеральные службы и федеральные агентства, непосредственно подчиненные Правительству РФ (см. разд. III Структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636), а также некоторые федеральные службы и федеральные агентства, подчиненные Президенту РФ, осуществляют нормативно-правовое регулирование.

  1. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.