Организация научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта (на примере курсовой или выпускной квалификационной работы).
Весь процесс подготовки и написания курсовой работы или ВКР можно условно представить в следующем виде:
• выбор темы исследования. Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения проблемной ситуации - объективно существующего противоречия между потребностями (запросами, нуждой) общества или личности и существующими в данное конкретное время способами их удовлетворения. В процессе предварительного осмысления и анализа проблемы определяетсятема исследования, которая отражает конкретную его направленность (например, компоненты исполнительского мастерства спортсмена и методы их оценок). Она должна отвечать требованиям актуальности, новизны, иметь теоретическое и практическое значение;
• формулировка названия работы;
• изучение научно-методической литературы;
• определение объекта и предмета исследования. Объектом педагогических исследований в физической культуре и спорте является педагогический процесс и его основные типы: учебно-тренировочный, учебно-воспитательный, управленческий и т.д.Предмет исследования - это отношения объекта, одно из его свойств, сторона, которые подлежат непосредственному изучению.
• определение цели и задач. Цель - предполагаемый конечный результат, осознанный образ предстоящего результата. В ней должна найти отражение проблема, объект и предмет исследования и рабочая гипотеза;
• разработка рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза (обоснованное предположение) - научное предположение о возможных причинных связях явлений, которые пока еще не доказаны и их следует доказать, опираясь на добытые в процессе исследования объективную информацию, аргументы и факты.
• выбор соответствующих методов исследования (анализ научно-методической литературы, анализ документальных и архивных материалов, педагогическое наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, контрольные испытания, экспертное оценивание, хронометрирование, педагогический эксперимент и т.д.);
• подготовка и проведение исследовательской части работы;
• математико-статистическая обработка результатов исследований.Обработка результатов очень ответственный этап исследования. Оценка может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте. Количественная обработка материалов может осуществляться методами математической статистики - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений;
• обобщение и интерпретация полученных данных;
• формулирование выводов и практических рекомендаций;
• оформление работы;
• защита.
Основные требования к работе – содержательность, глубокие знания литературы, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление.