Подбор материала по выбранному вопросу

 

Прежде всего, при подготовке публичного выступления необходимо ответить на вопрос: «Что сказать?» (инвенция).

 

Исходя из этого, первоочередной задачей построения речи (текста)является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор выступления может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы.

Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие - от того или другого настроения слушателя, третьи - от самой речи».

Таким образом, говорящий должен думать сразу в «трех изме­рениях»:

1) о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей,

2) об эмоциях слушателей («о страстях», по Аристо­телю),

3) о доказательствах самой речи («о доводах»).

 

Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации говорящий - информация (речь) – адресат.

Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традици­онно именуемых:

1) нравы,

2) страсти,

3) аргументы.

Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предпо­лагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.

То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных по­ложений, которые и позволят оформить высказывание как рас­суждение.

Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некото­рое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения.

Такое «сходство» может быть внутренним, исходящим из са­мого предмета, - внутренние «общие места», и внешним, исхо­дящим из посторонних свидетельств, - внешние «общие места». Выступая источником изобретения, «общие места» помогают орга­низовать мысли, формируют речь, выступают как средство орга­низации общения. Но при использовании их важно помнить, что перечень «общих мест» - это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приемы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению.

Прежде всего, задача автора - выбрать те «общие места», которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каж­дый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, рабо­тающей на содержание.

Русские риторы (М.В. Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, М.М. Сперанский идр.), как и античные, считали, что любая тема высказывае­мой или записываемой речи может быть охарактеризована по «об­щим местам». Причем уже сама тема содержит в себе некоторые из «общих мест», и они помогают более точно сформулировать ее. Тема речи должна быть разработана, т.е. подразделена на ряд подтем.

Античный канон предлагает систему «общих мест», каждое из которых является своего рода подтемой, а в совокупности они представляют «каркас» будущей темы. Причем это не искусствен­но придуманные смысловые отрезки, а средство порождения мысли, опорные инструменты для разработки темы. Важно по­мнить, что не всегда полный их набор нужен для удачного рас­крытия предмета речи, необходимо научиться выбирать и пользо­ваться лишь самыми эффективными для той или иной темы.

 

Остановимся кратко на тех «общих местах», которые традици­онно выделяются в современных исследованиях.

 

1. Род и вид (общее - частное). Размножение идеи происходит как бы по вертикали (вверх - вниз), от видового понятия к родо­вому и от родового к видовому.

Например, «очерк» как видовое понятие взойдет к родовому «публицистический жанр», разновидностями очерка будут проблемный, путевой и портретный.

Автор при разработке темы должен учитывать, в зависимости от своей задачи, есть ли необходимость описания разновидностей предмета речи, стоит ли останавливаться на одной разновидности и т.д.

В тексте конкретное «общее место» можно использовать по-разному: от перечисления и описания разновидностей идти к ро­довому понятию и наоборот. Умение разделять все на подвиды - очень важное умение, отражающее движение от общего к частно­му и от частного к общему.

 

2. Определение- раскрытие_содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение - значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, пока­зать сущность предмета речи, возвести к единой идее представле­ние о нем адресата.

Это необходимый компонент текста. В зависимости от цели автора определение может строиться на родовых-видовых поня­тиях, на перечислении свойств, на использовании метафор.

 

3. Целоечасть. Буквально это «общее место» означает следующее: вос­приняв и осмыслив предмет речи как целое, надо разделить его части и посмотреть, не будет ли какая-либо из частей эффек­тивно и ярко играть на раскрытие темы.

Данное «общее место» отражает закон логики - от целого к частям и от частей к целому. Причем это должно быть не механи­ческое деление конкретного предмета на части, а деление на ос­новании некоторых принципов: либо выделяются функциональ­ные части предметов, либо выделяются внешние, самые яркие детали.

 

4. Сравнение- это модель, позволяющая найти сходство меж­ду предметами сравнения, - это не только средство придания выразительности, но и средство познания мира. Для создания удач­ного сравнения необходимо найти сходство между предметами и отразить это сходство в тексте. Речь привлекает, если в ней есть два члена сравнения, желательно из отдаленных друг от друга родовых понятий.

 

5. Противопоставление. При поисках различного между предме­тами речи происходит тот же процесс, что и при выборе сравне­ния, только идёт поиск отличий. Введение подобного микротек­ста позволяет полнее, ярче, интереснее раскрыть тему.

 

6. Свойства. Данное «общее место» служит размножению идеи за счет описания свойств этой идеи. Условно все применяемые свойства можно разделить (по М. Ломоносову) на три группы:

1) «свойства материальные»;

2) «свойства жизненные», внутренние, принад­лежащие живым существам: память, характер, страсти и т.д.;

3) свойства функциональные, то есть действия, которые может выполнять предмет.

Свойства служат для яркого, детального описания предмета речи.

За счет свойств тема получает более ши­рокое развертывание и приобретает большие описательные воз­можности.

 

7. Имя. Данное «общее место» непосредственно связано с про­исхождением того слова, которое представляет собой предмет речи. Очень интересное и своеобразное «общее место», безусловно способное сделать текст ярче и интереснее в содержательном плане.

Обращение к происхождению слова может проходить по-раз­ному:

- когда иностранное слово переводится на русский язык. На­пример: слово «инвенция» в переводе с греческого означает «изобретение, нахождение»;

- когда какой-либо человек получает дополнительную ха­рактеристику в имени. Например: «Александр от великого мужества назывался Великий»;

- когда имя объясняется за счет его происхождения, то есть чисто этимологически. Например, «Марина - бренная пена морская» (по М.В. Ломоносову);

- когда подбираются созвучные предмету речи слова, каким-то образом связанные с ним по смыслу. Например: «Осень. А рядом оса и осина. На одной хочется повеситься, а другая все жужжит и жужжит. Значит, следует жить».

 

8. Обстоятельства. Данная смысловая модель требуется тогда, когда есть необходимость описать как, где, когда, каким образом что-либо происходило. Ответы на эти вопросы помогают развить содержание. Особенно это важно в описаниях и повествованиях. В данное «общее место» включаются отдельно описываемые у М.В. Ломоносова «место», «время», «условие».

Невозможно, например, раскрыть тему путевого очерка, который пред­ставляет собой повествование с включением в него описаний, без этой смысловой модели.

 

9. Причина – следствие. Еще одна уникальная смысловая модель, показывающая отношения между явлениями в мире и между отдельными фрагментами в тексте. Чаще всего данное «общее мес­то» применимо в рассуждениях.

Основная идея распространяется, когда описываются причи­ны, производящие данную вещь, или следствия, к которым ве­дет одна из причин. Данная смысловая модель часто имеет рече­вое воплощение - «если... то...».

 

10. Последующее всегда идет за предыдущим.Данная смысловая модель показывает временное, последовательное развертывание предмета речи, с другой стороны - отражает мыслительный про­цесс: когда есть последующее, то должно быть и предыдущее, и наоборот.

 

Таковы внутренние «общие места», которые помогают раз­вернуть идею, предмет речи.

К внешним «общим местам» обычно относят:

1. Титулы, звания, названия должностей.

2. Исторические справки.

3. Цифровые данные.

4. Биографические справки.

5. Свидетельства очевидцев, специалистов.

6. Цитаты.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнитель­ных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.

 

Таким образом, «общие места» являются смысловыми субконцептами, наполняющими и развертывающими тему, они существуют независимо от того, знаком или нет автор текста с данными теоретико-риторическими понятиями. Обращение к ним - естественно для журналиста, стремящегося живо и убеди­тельно рассказать об увиденном.

Если же использование «общих мест» станет моделью, с помощью которой журналист будет создавать речевое произведение, то, несомненно, это позволит создать тематически развернутый, интересный текст. Вот для чего необходимо знание риторического канона, определяющего «ме­ханизм» разработки и раскрытия темы.

Этап инвенции, обеспечивающий подбор материала, перехо­дит в следующий этап - диспозицию.

 

 

1.6.2.2.2 Синтаксическое развертывание и офор мление материала

 

При описании этого этапа риторического канона раз­рабатывались вопросы синтаксического развертывания иоформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос: «Где сказать?» (диспозиция).

Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи:

1) введение,

2) рассказ или изложение,

3) повествование или способ убежде­ния,

4) заключение.

 

Сегодня композиция текста традиционно трехчастна:

Предисловие, или введение, может служить для того, «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой (произносится) речь.

Первое понятие речи и расположение к ней достигается именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь слушающего. Вступление к речи является обязательным элементом любого публич­ного выступления. Оно не должно быть страстным и задорным, а естественно, неторопливо, постепенно увлекая слушающих, должно подводить их к существу дела. Во вступлении может идти речь о месте и време­ни, о характере и свойствах; ритор может говорить от своего лица, от самой темы... Вступление должно быть ясным и кратким.

М.В. Ломоносов дал такое определение вступлению: «Вступ­ление есть часть слова, через которую ритор слушателей или чи­тателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, по­нятно и прилежно оное слушали и читали». Уже в определении вступления автор называет ту главную функцию, которую оно должно выполнять, - подготавливать читателя и слушателя к вос­приятию основного содержания, содействовать адекватному по­ниманию содержания речи.

 

Различают две части вступления: зачин и за­вязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может был минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть бо­лее развернутой и включать зачин.

 

Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным внимани­ем аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, пре­дыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, со­здает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними).

 

Завязка - это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

 

В основной части необходимо четкое знание предмета, о ко­тором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений.

Безусловно, именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.

 

Последняя часть - заключение, в котором оратору нужно:

1) постараться расположить слушателей к себе и дурно - к противнику;

2) применить преувеличение и умаление;

3) разжечь страсти слушателей;

4) напомнить, для чего произнесена речь».

Эти требования Аристотель предъявлял к устному тексту, но они применимы и к письменному с некоторыми модификациями.

Например, пункт первый в письменном тексте может озна­чать высказывание положительного или отрицательного мнения автора по поводу изложенной темы.

В заключении нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, то есть в заключении должно содержаться резюме всему тому, что было сказано в предыдущих частях.

 

Интересны и поучительны мысли М.М. Сперанского об этапе расположения материала: «Два главные правила расположения мыслей:

1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл дру­гой.

2. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мыс­ли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каж­дая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без
причины, они будут излишни».

 

Главная причина, по которой этап диспозиции является не­обходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обус­ловлена двумя фундаментальными свойствами речи - ее линей­ностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концент­рацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам. Поэтому важ­нейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям рече­вых высказываний стандартные, типовые рекомендации о соста­ве и порядке следования композиционных частей ораторской речи.

Разрабатывались подобные теории применительно к речи во­обще или к ее отдельным жанровым разновидностям. Возможно, современному журналисту покажутся неинтересными «модели» построения текста, но именно знание общих закономерностей создает возможности для интерпретации текста и для проявления индивидуальности при его создании. И человек, профессиональ­но владеющий типовыми моделями, всегда в состоянии сделать нечто свое, особенное, отталкиваясь от известных образцов. Тем более это свойственно журналисту, для которого профессиональ­но значимо знание структуры публицистических жанров (а это своего рода стандартные модели). Творческий же потенциал, та­лант публициста позволят сделать яркий, своеобразный текст, в котором будет легко просматриваться структура жанра.

Письменные тексты также делятся на три основные части - зачин, основная часть, заключение. Все названные требования переложимы и на письменные тексты.

 

Примечание:

Об элокуции – этапе украшения текста словами, использования аргументации см. подробнее в 1.7 «Риторические средства выражения», в 1.9 «Убеждающее выступление и его основные особенности».