III СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1 Деловое общение как социально-психологическая проблема и инструмент этики деловых отношений. Сущность и принципы этики деловых отношений.

Понятие общения, специфика делового общения. Структура, функции виды и уровни делового общения. Личность как субъект общения, психологические типы, архетип, конформизм, нонконформизм, идентификация, рефлексия.

Понятия «этики» и «этикета». Роль этикета в обществе. Виды этикета. Этика и этикет деловых отношений. Нормы этики (уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за их психологическую защищенность и т.п.) и их роль в деятельности руководителя. Этикетная ситуация общения. Принципы современного этикета. Принцип гуманизма. Принцип целесообразности действий. Принцип эстетической привлекательности поведения. Принцип соблюдения норм. Принципы международного делового общения. Декларация Ко. Принципы взаимоотношений с клиентами, с учредителями, с персоналом.

Этические проблемы деловых отношений.

Тема 2. Деловая этика организации

Этика взаимоотношений в организованных группах. Сущность рабочей группы и её разновидности. Структура рабочих групп. Референтная группа. Понятие психологического климата группы. Двойственный характер воздействия группы на личность. Понятие зрелости рабочей группы: признаки её степени.

Руководство рабочей группой: авторитарный и демократический стиль. Теоретические предпосылки и особенности стилей руководства.

Условия создания групп. Проектирование групп. Организационная работа в группах. Официально-деловая структура отношений. Неофициально-деловая структура отношений. Этические нормы. Правила этики организации: основные разделы и содержание. Повышение этического уровня организации. Этический кодекс организации. Карты этики. Комитет по этике. Социальные ревизии. Этическая экспертиза. Этическое консультирование. Обучение этичному поведению

Этика руководителя организации. Нормы этичного поведения руководителя. Профессиональное поведение руководителя. Инструментарий этичного поведения делового человека. Этика взаимоотношений с подчиненными. Этика взаимоотношений с руководителем. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций. Этические нормы организации и этика руководителя.