Этика как наука о морали.

Вопросы для подготовки к зачету: Профессиональная этика

1. Этика как наука о морали.

2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

3. Происхождение морали.

4. Социальные функции морали.

5. Структура морали.

6. Общечеловеческое и классовое в морали.

7. «Золотое правило нравственности».

8. Античная этика как учение о добродетелях (софисты, Сократ, Платон).

9. Античный гедонизм и эвдемонизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Карр).

10. Этика Аристотеля.

11. Этическая концепция христианства.

12. Проблемы средневековой этики (зло, свобода воли, теодицея) в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

13. Морапь и право в теориях «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо).

14. Теория «разумного эгоизма» (Спиноза, Гольбах, Чернышевский).

15. Этическое учение Канта.

16. Этика Гегеля.

17. Марксистская этика.

18. Этические искания в России 19-20 веков (Ф.Достоевский, Л.Толстой, В.Соловьев, Н.Бердяев).

19. Этические учения Индии и Китая.

20. Характеристика понятий нравственного сознания.

21. Добро и зло - центральные понятия этики.

22. Справедливость как категория морали и права.

23. Долг как этическая категория. Профессиональный долг.

24. Совесть - внутренний регулятор поведения.

25. Этическое понятие смысла жизни.

26. Идеал и счастье как высшие нравственные ценности.

27. Честь и достоинство как категории профессиональной этики.

28. Поступок как исходный пункт нравственного поведения.

29. Проблема морального выбора.

30. Нравственный конфликт.

31. Моральный выбор в деятельности юриста.

32. Специфика профессиональной этики.

33. Специфика юридической этики.

34. Деонтология как наука о должном. Полицейская деонтология.

35. Профессионально-нравственная деформация юриста и ее причины.

36. Мораль и право: единство и различие.

37. Мораль и политика.

38. Мораль и религия.

39. Этикет и этика.

40. Деловой этикет.

41. Нравственное воспитание.

42. Возрастание роли этики на рубеже 20-21 веков.

 

 

Ответы к зачету: Профессиональная этика.

Этика как наука о морали.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества.

Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему. В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека.

Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества.

К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Таким образом, этика как наука о морали, конкретизирует ее содержание и позволяет использовать понятие морали в научно – прикладном аспекте, в частности, для определения каких – либо профессиональных этических норм.