Сущность, структура и функции народной художественной культуры

Основные понятия теории НХК

«Народная» – созданная народом и живущая в народе, существующая, функционирующая в рамках народной культуры. В словосочетаниях «народная художественная культура» или «народная культура» народ понимается как «простой народ», низшие социальные слои общества. В России – прежде всего крестьяне. Этот смысл слова, восходящий к идеям славянофилов XIX века и реалиям отечественной культуры того времени, сохранился в «памяти русского языка» и продолжает доминировать в современных учебных и научных публикациях.

«Художественная» - понятие из арсенала эстетики и искусствознания. Оно означает «относящееся к искусству». Народная культура синкретична, т. е. представляет собой неразделимое единство всех форм жизни традиционного общества. А это значит, что «художественной» является вся народная культура в целом и слово «искусство» должно пониматься в первом и самом широком смысле слова: как высокое мастерство, позволяющее создавать совершенные культурные формы: как предметы, вещи, так и «сценарии» поведения, мифологические системы.

Человек обладает разумом и способен видеть прекрасное и безобразное. Чел. смотрит на мир творчески.

«Культура»Существует множество определений культуры. Но суть многих из них сводится к тому, что культура есть бинарная оппозиция, противоположность натуре (природе), не тронутой, не измененной человеком. Культура – «вторая природа». Культура, как средство адаптации. Культура зреет на уровне интеллекта. Культура окультуривание человека. В словосочетании «народная художественная культура» смысл слова «культура» конкретизируется как то, что создано народом и представляет – по современным критериям – художественную ценность.

Близким по смыслу «народной художественной культуре» являются понятие «фольклор» -народная мудрость, впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846 г.

В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. Иногда термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

 

 

Сущность, структура и функции народной художественной культуры

НХК является неотъемлемой частью народной культуры. Народная культура – прежде всего это культура традиционного общества. (более широкое понятие, чем «народное художественное творчество») –включает в себя всю совокупность созданных народом (этносом, крестьянской субкультурой) художественных произведений различных видов и жанров, а также передающиеся от поколения к поколению формы и способы их создания, сохранения и бытования (включая процесс потребления продуктов НХТ).

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство.

Структуру народной художественной культуры можно представить следующим образом:

· произведения искусства, созданные народом;

· духовно-содержательный аспект народного творчества (совокупность знаний, ценностей, норм, образцов);

· морфологические особенности взаимоотношения различных видов и жанров народного искусства;

· институциональные формы организации процессов художественного производства и потребления.

Следует помнить, что народная художественная культура синкретична, т.е. носит преимущественно целостный и нерасчлененный характер.

К основным функциям фольклора относят:

1. религиозно-мифологическую;

2. ритуально-обрядовую;

3. педагогическую;

4. коммуникативно-информационную;

5. художественно-эстетическую;

и др.

1. Религиозно-мифологическая функция НХК состоит в том, что в ней воплощены мифологические представления представителей традиционной культуры об окружающем мире и человеке. Мифология как идейно-образная основа НХК представляет собой систему представлений, идеалов и норм, регулирующих все стороны жизни отдельного человека, семьи, традиционного общества в целом.

2. Мифологические представления материализуются, в частности, в системе обрядов и ритуалов календарного, годового цикла и обрядов перехода (родинных, инициационных, свадебных, похоронных). Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.

3. Педагогическая (воспитательная) функция НХК. НХТ обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами и нормами поведения.

4-5. Информационно-коммуникативная и художественно-эстетическая функции НХК. Будучи носителем значительной информации различного содержания, НХК во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение. Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и взаимодействии.