Модернизм в английской литературе, его характерные черты и особенности. Творчество Вирджинии Вулф/Джеймса Джойса.

Начало глубоким изменениям в литературном процессе Англии в период 20-30-х годов XX в. было положено событиями первой мировой войны и связанными в нею последствиями Возникновение модернистских тенденций - закономерность искусства XX столетия. Явление модернизма принципиально важно для литературного развития: в нем отразилось становление нового художественного мышления, его многоаспектность и динамизм. Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника — показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

В английской литературе XX в. на переднем крае модернизма - Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс, метром модернизма в поэзии признан Томас Стернз Элиот. Каждый из них внес свой вклад в обновление и развитие английской литературы. В первой четверти XX в. эти писатели заявили о себе как смелые новаторы и экспериментаторы в художественной прозе, в поэзии, в литературной критике.

 

Это отнюдь не значит, что их современники - будь то Шоу или Уэллс, Олдингтон или Пристли, а также многие другие романисты, драматурги, новеллисты и поэты, - не создавали произведений, поражающих смелостью проблем и необычностью форм. Фантастика Уэллса, экстравагантность Шоу, эксперименты со временем Пристли, роман-джаз Олдингтона - все это интересные и значительные явления. Тем не менее теоретик английского модернизма Вирджиния Вулф считает их произведения устаревшими и видит в ориентации на их творческие принципы преграду для развития современной литературы.

В чем же состоит, по мнению Вулф, различие между двумя этими типами писателей? Она отвечает на этот вопрос в своей программной статье «Современная художественная проза» (1919). Материалисты пытаются сделать тривиальное и преходящее истинным и вечным, их интересует не духовное, а материальное, а потому подлинная жизнь ускользает от них. Для спиритуалистов, напротив, особый интерес представляет не то, что лежит на поверхности, а то, что расположено в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии. На исследование и изображение этой сферы и направляют прежде всего свое внимание модернисты.

Вулф пишет о русском влиянии как одном из важных источников обновления литературного развития. «Если мы хотим понять человеческую душу и сердце, где еще мы найдем их изображенными с такой глубиной? - спрашивает она. -... Самые скромные русские романисты обладают естественным уважением к человеческому духу». А передачу «меняющегося и неуловимого духа, каким бы сложным он ни был», Вулф и считает основной задачей современного писателя.

Самым примечательным среди молодых английских модернистов начала века Вулф назвала Джеймса Джойса. Джойс, наряду с Прустом и Кафкой, - один из отцов модернизма, а его роман «Улисс» признан энциклопедией модернистского искусства.

Как основной прием и творческий метод Джойс утверждает поток сознания, экспериментируя в передаче его движения, проникая в тайники подсознания. Традиционные элементы структуры классического романа вытесняются новыми принципами художественной изобразительности и организации материала (передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких рядов мыслей, фрагментарность, монтаж, перемещающаяся точка зрения, словотворчество).

В модернизации английской литературы важная роль принадлежит Дэвиду Герберту Лоуренсу. Выступая со страстным протестом против поработившей человека «механической цивилизации», он предлагает программу возрождения «естественных начал» человеческой личности. Машинизации современной жизни он противопоставляет свободу чувств и страстей, считая, что в инстинктивной непосредственности их проявления заключаются истинная красота и смысл существования.

Сферой проявления таящихся в человеке возможностей Лоуренс считает любовь, а основную задачу романиста видит в проникновенной правдивости изображения отношений полов, в передаче эмоциональной жизни человека в ее постоянном движении, в раскрытии связей между человеком и окружающим его миром. Лоуренс понимает жизнь как бесконечность тех отношений, которые складываются в процессе общения людей друг с другом, в общении человека с природой. Лоуренс выступил как смелый новатор, реализовав свои замыслы в романах «Сыновья и любовники» (1913), «Любовник леди Чаттерлей» (1923) и др., в поэзии и новеллистике.

Джеймс Джойс - ирландский писатель - романист, новеллист, поэт. Экспериментально-новаторский характер его творчества оказал воздействие на многих писателей новейшего времени (Фолкнер, Хемингуэй, Дос Пассос, Шон О'Кейси, Кёппен, Лоренс Даррелл и другие. Психологизм Джойса основан на виртуозно разработанной им технике «потока сознания».

Театру и драматургии посвящены статьи молодого Джойса: «Драма и жизнь» (1960), «Новая драма Ибсена» (1901), «День толпы» (1901), «Каталина» (1903), «Оскар Уайлд: поэт Саломеи» (1909), «Борьба Бернарда Шоу с цензором» (1909). Увлечение театром побудило Джеймса испробовать и свои собственные силы в драматургии. Летом 1900 г. он пишет пьесу «Блестящая карьера», рукопись которой не сохранилась, но известно, что написана она была под влиянием драмы Ибсена «Враг народа». Ибсен и Гауптман составили эпоху в его жизни. Были и другие увлечения: схоластическая философия, Ницше и Шопенгауэр, французские символисты (Верлен), театр Метерлинка, английский эстетизм.

В 1922 г. вышел роман «Улисс». Над своим вторым романом «Поминки по Финнегану» Джойс работал с 1928 по 1939 г. Публикация его в незавершенном виде была осуществлена (по частям) в 1928-1937 гг. В 1939 г. вышел сборник стихов «Пенни за штуку». Среди произведений Джойса есть пьеса - «Изгнанники» (1918).

Атмосфера Дублина, топография города во всех мельчайших подробностях переданы в рассказах, в «Улиссе»; образ Ирландии в его прошлом и настоящем - основной в художественном мире писателя. Парижский период жизни Джойса, как, впрочем, и все предшествующие, складывался нелегко. Постепенно пропадало зрение. Сделанные операции не помогли. В начале 30-х годов подтвердилось тяжелое психическое заболевание дочери. Ее пришлось поместить в клинику. Это очень тяжело отразилось на состоянии Джойса. Его здоровье очень быстро ухудшалось. Он почти полностью ослеп. С началом войны семье пришлось вновь перебраться в Швейцарию. Здесь после операции по поводу язвы Джойс скончался.

Художественное наследие Джойса включает произведения разных форм - стихотворения, рассказы, романы, пьесу.

Цель искусства он видит в доставляемом им эстетическом наслаждении, не связывая свое понимание прекрасного с этическими началами, считая, что по самой природе своей искусство не должно быть ни моральным, ни аморальным.

В «Дублинцах» Джойс передал тягостную и давящую атмосферу, в которой пребывают ирландцы. Он пишет о том, как гибнут надежды людей, как проходит их жизнь, лишенная будущего, в ситуации бездуховности и косности, столь благоприятной для процветания пошлости и лицемерия.

В период 1914-1921 гг. Джойс работал над «Улиссом». Замысел этого романа связан со стремлением создать современную «Одиссею», в которой претворяются извечные начала бытия. Особенность жанра «Улисса» — поток сознания — позволила Джеймсу Джойсу затронуть огромное количество тем и философских идей, в роман вошло много автобиографичных эпизодов. Джойс отказывается от традиционного для жанра романа приема описания, портретной характеристики, логически развивающегося диалога. Он экспериментирует в процессе передачи «потока сознания», внутреннего монолога, используя при этом приемы перебоя мыслей, параллельного развертывания двух рядов мыслей, иногда обрывает фразы, недоговаривает слова, отказывается от знаков препинания.

Проза Джойса музыкальна. Над своим последним романом «Поминки по Финнегану» Джойс работал семнадцать лет. Этот роман был задуман как выражение подсознания спящего человека, как попытка передать «бессловесный мир сна».