ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

Не существует единого, бесспорного определения морали, Мораль - больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Мораль - не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика обязана предложить свою собственную модель нравственности: Философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания. Мораль(от лат. moralis – нравственный)– 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль. 2) Мораль– ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей. Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей. 3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы. Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека. Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Моральный (этический) идеал(французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец. Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения. Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности. В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ценности – это то, что значимо для человека, социальных рупп и общества, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов; то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека -ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать. 1. Мораль ставит оценки. Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д. Оценка влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение. 2. Мораль регулирует деятельность людей. Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки. В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности. Человек - не раб обстоятельств. Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло. Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм. Внутренние духовные убеждения личности. Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков? Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь. Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда. И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.3. Воспитательная роль морали. Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.Функции морали Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций, который для нее присущ в настоящее время. 1. Исходной можно считать оценочную. функцию морали. Но оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании , сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все (за редким исключением - об этом позже) действия человека. Этого нельзя сказать о праве (например, можно ли ' с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет). Точно также не везде уместны и политические оценки Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. 
 2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, такой же интенсивности, как оценочная, но теснейшим образом с ней переплетается. В частности, когда индивид оценивает поступки других или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. Когда мораль дает оценку общему состоянию нравов, она в определенной мере открывает нам, насколько соответствует действие государства высшим общечеловеческим ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т.д.) и самого себя. 
Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. Оно в значительной степени образно размыто, в нем гораздо большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум. 3. Мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, "оправдывать" эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т.е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на смысложизненные вопросы. Но для решения последних очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о Мире в целом. С.Н. Булгаков отмечал, что человек, для того чтобы понять самого себя, должен знать, "что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т.д." 
Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д. 
 4. Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания - непрерывного, довольно интенсивного и целенаправленного невозможно существование общества, невозможно и становление отдельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания - стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности. Более подробно нравственное воспитание будет рассмотрено в соответствующей лекции. 
 5. Регулятивнаяфункция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как известно, регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры, именно моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают большое воздействие на ее политические позиции, на отношение к существующему праву (правосознание), на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства. 
Специфику же регулятивной функции морали можно выделить в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от человека "равнения" на нравственный идеал, который сам по себе (по определению, в противном случае он просто не идеал) недосягаем. В третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения (прежде всего — совесть) человека. 
Отмечая важность регулятивной функции морали, в то же время необходимо признать, что и мораль не всесильна. Об этом свидетельствует и многочисленные преступления и повседневная грубость, бестактность. Причин этому немало. Отметим, что и моральное сознание отдельных индивидов имеет явно недостаточный уровень развития, и общественное мнение может ошибаться, обуреваться далеко не моральными устремлениями (говорят же об эффекте толпы). Кроме того, условия жизни порой подавляют моральные чувства. Можно ли требовать строгой честности от женщины, у которой дети умирают с голода? Бывают и другие обстоятельства подобного рода. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ Религиозный взгляд. 3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях (скрижали 1) каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями (по библейскому сказанию); 2) перен. то, куда заносятся памятные события, даты, имена и т.п.) и 2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь). Космологическое объяснение. Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др. По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание. Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Биологическое объяснение. Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности». Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ; рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...» Антропологическое объяснение. * Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанное Бентамом (Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма) философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. «Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…». * В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами. *Социально – историческое (социологическое) объяснение.Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).Табу (полинезийск.) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.* Современная этика:1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д. 2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИВ общем смысле “категория” представляет собой определенное понятие, отражающее наиболее существенные свойства, стороны предмета или явления. Категории морали - наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и элементы морали. Подходы относительно принципа построения системы этических категорий и их классификации. Один из подходов предлагает в основу классификации положить одну из этических категорий, которая играет формальное значение. Конфуций - человечность, Сократ - благо, Платон - справедливость, Гольбах - личный интерес, Гегель - право. Поэтому наиболее убедительной выглядит такая точка зрения, в которой в основе классификации лежит структура и содержание морали (объекта этики). Первая группа категорий отражает содержание морального сознания. К этой группе относятся: моральные принципы, нормы, убеждения, нравственная цель, моральный мотив, счастье, добро, благо, справедливость, выбор, нравственный идеал, самоконтроль, самооценка; совесть); категории моральных чувств (стыд, гордость, любовь, ненависть, зависть); категории нравственной воли (мужество, самообладание, смелость, выдержка, малодушие). Категории этой группы отражают на теоретическом уровне субъективную сторону морали. В них объективная социальная необходимость выражена в виде конкретных идей о должном. Вторая группа категорий отражает моральные отношения: нравственное взаимодействие, нравственный контакт, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральную сторону общественного мнения и т.д. Категории этой группы выражают взаимодействие людей. Они представляют способ связи морального сознания и нравственного поведения. Третья группа категорий выражает реализацию в действительности конкретных моральных норм, ценностей, идеалов и др. То есть, как представления людей о моральных ценностях выражаются в их поведении. К этой группе категорий относятся следующие: нравственная свобода, моральный поступок, моральное действие, деяние, линия поведения, моральные последствия, нравственные санкции воздаяния. С помощью этих категорий представляется возможным выразить качественную сторону функционирования морали, которая отражается в таких категориях, как моральная ответственность, долг, честь, достоинство, героизм, мужество, верность, благородство и др. Эти категории представляют собой по сути дела моральные качества личности, которые более подробно рассматриваются в следующей главе. Предложенная классификация весьма условна. В действительности изложенные категории являются элементами целостной системы, взаимосвязаны, находятся в единстве и противоречии, взаимообусловливают друг друга. Это объясняется единством и взаимопроникновением всех сторон морали. Единство и взаимопроникновение их обусловливается тем, что любая категория морали может быть выражена лишь посредством других. Например, категория чести может быть представлена с помощью понятий достоинства, ответственности. Категории этики, имея общие черты с категориями других наук, в то же время обладают целым рядом особенностей.Во-первых, категории этики носят оценочный характер. Во-вторых, категории этики отражают не все общественные отношения, а лишь ту их часть, в которой присутствует нравственный аспект. В-третьих, во многом определяются силой общественного мнения и самосознанием личности. В-четвертых, регуляции общественных отношений с осуществляется с позиций сущего и должного. В-пятых, в категориях этики значительно больше эмоциональная сторона общественных отношений. Основными наиболее общими категориями морали (этики) являются: добро и зло, благо, счастье, совесть, справедливость, долг и др. Сущность этих категорий заключается в следующем. Добро и зло являются этической характеристикой человеческих отношений и человеческой деятельности. По своему ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Человек познает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; человек ценит добро, поскольку испытал на своем опыте, что такое зло. По мысли одного из древних китайских мудрецов, тот, кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр. Категории добра и зла в истории этической мысли меняли свое конкретное содержание в зависимости от понимания природы нравственности. Единство и противоположность добра и зла проявляются, во-первых, в том, что добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных и стихийных событий и явлений, а характеризуют намеренные действия людей, совершенные свободно, то есть поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете с идеалом нравственного совершенства. Добро и зло взаимоотрицают друг друга; они взаимозависимы, несмотря на противоположность содержания. Идея непреодолимой связи добра и зла конкретизируется в ряде этических положений, указывающих на то, что они содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое. Добро - понятие, которое выражает положительное нравственное значение различных явлений и заключается в поступках, направленных на благо, пользу для других людей. Когда о человеке говорят “добрый”, то как раз имеется в виду, что он готов прийти на помощь другому и делает это не ради личной выгоды, не напоказ, а выражает свою сущность. Готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру выражаются в фундаментальном моральном понятии «добродетель». Добродетель способствует проявлению нравственной сущности человека, которая реализуется в поступках, соотнесенных с образцами поведения, принятыми в обществе. Именно добродетель как совокупность внутренних качеств личности, воплощающих нравственный человеческий идеал, всегда и везде деятельно противостоит пороку. Противоположно добру - зло. Эта категория является обобщенным выражением о том, что заслуживает осуждения и не отвечает интересам людей, в поступках приносящих им вред. Зло имеет место там, где к человеку относятся не как к человеку, а как к вещи с целью извлечь из него выгоду, использовать в своих корыстных целях. Добро и зло являются основными категориями морали. Мораль можно определить как способ осмысления действительности в рамках противоположность зла. Благо (благополучие)— все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей. Природные, материальные и общественные явления становятся благом, лишь, поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют достойной жизни людей. В античной этике благо отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с душевным благополучием и удовлетворением, являются богатство, удача, здоровье и др. В последующем понятие “благо” стали чаще отождествлять с добром. В идеологической практике понятие “благо” употребляется в значении благополучия человека. Счастье.В чем заключается счастье? В богатстве, в здоровье, в семейном благополучии, в уважении окружающих, в удовлетворении работой? Но можно ли обладать этими благами и не быть счастливым? Сводится ли оно к указанным благам или представляет их совокупность? Иногда счастье понимают как жизнь полную удовольствий. Удовольствие- это положительное эмоциональное переживание вообще. Человек может испытывать удовольствие от самых разных вещей: от вкусной пищи и хорошей погоды, от интересной книги и беседы с умным человеком, от доброго поступка (собственного или чужого). Чувство удовольствия вызывается удовлетворением любой потребности, однако счастливая жизнь не может состоять из сплошных удовольствий. Человек не способен испытывать удовольствие непрерывно, они утомляют его и постоянно переходят в свою противоположность - в страдания. Категория “счастье” означает длительное и глубокое удовлетворение человека своей жизнью в целом. Стремление к счастью - свойство человеческой натуры. Нет человека, который не мечтал бы о счастье и не старался бы его достичь. Но далеко не все единодушны в понимании того, в чем заключается счастье. Одно из самых древних толкований счастья сводится к тому, что оно совпадает с удачей. Такое толкование счастья не зависит от личных усилий человека, оно является даром судьбы. Хотя удача сама по себе не делает человека счастливым, а неудача не всегда вызывает несчастье. Многое зависит от того, как человек относится к прихотям судьбы. Сплошные удачи начинают надоедать и уже не вызывают прежней радости. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это - удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости. Первоначально в культуре счастье понималось как: От чего зависит счастье человека - от него самого или от внешних условий? Зависимость жизни человека от внешних условий, в том числе от капризов судьбы, совершенно очевидна. Однако, в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность - его сознательная воля. Судьба неравномерно распределяет среди людей свои награды и наказания. Но и люди по разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справляться с ними - одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий Человек реализует себя, раскрывает свои потенции, Счастье субъективно. Счастье не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными Претендующими на общезначимость представлениями о счастье. Из истории мы знаем многих великих людей, которые не обладали богатством, но считали себя счастливыми. Они были вполне удовлетворены своей жизнью и не хотели бы променять ее на другую. Совесть- это суд человека над самим собой, так как человек находится не только под постоянным контролем окружающих, но и под контролем собственным (самоконтролем). Она показывает способность человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков. Главная функция совести - осуществление морального самоконтроля. Совесть является внутренним контрольным механизмом, выражающим способность личности к моральному самоконтролю, критической оценке своих поступков. Самоконтроль - это такая деятельность человеческого сознания, посредством которой оно следит за собой и отмечает правильность или ошибочность собственных операций. Основными формами самоконтроля являются: чувство довольства собой (нравственное удовлетворение) или досады на себя; чувство гордости или стыда. Чувство стыда за свои безнравственные деяния человек испытывает как перед другими людьми (если они об этом знают), так и перед самим собой; “чистая совесть” или угрызения совести. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокри_тично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддер_живать престиж своей профессии и личности.

Долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних моральных побуждений, моральные личные обязательства, взятые на себя добровольно. Долг преобразует общественные потребности в индивидуальное принуждение человека. Источником морального долга является принадлежность индивида к обществу и различным социальным общностям: семье, трудовому или учебному коллективу, стране и т.д. Из принадлежности личности к той или иной социальной группе вытекает определенная совокупность обязанностей. Человек, у которого есть семья, имеет семейный долг (совокупность обязанностей перед семьей), общественный долг, долг судьи. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Та сторона морали, которая выражается в необходимости отдавать другим, содействовать и помогать им, и есть моральный долг. Ответственность - мера осуществления нравственного долга личности в ее поступках. Другими словами, ответственность есть показатель того, насколько личность может выполнить и выполняет свой долг. Требования общества к личности, осознаваемые ею как необходимые, есть долг. Готовность и умение выполнить эти требования есть ответственность. Понятие ответственности отражает объективные и субъективные возможности индивида выполнить возложенные на него обязанности. Существуют разные виды ответственности, определяющие, за что и перед кем человек отвечает. Во-первых, это ответственность перед самим собой за свою жизнь, свои поступки и т.д. Проявляется такая ответственность в личных сомнениях, чувстве стыда, страха и т.п. Во-вторых, ответственность человека за свои действия и поступки перед другими людьми. Моральная ответственность в данном случае проявляется в угрызениях совести, боязни отрицательного общественного мнения и общественных санкций. В данном случае в зависимости от субъекта действий ответственность может быть индивидуальной и коллективной. Мера ответственности личности связана со степенью ее свободы. Чем свободнее личность в своих действиях, тем большую ответственность за них она несет. И, наоборот, чем меньше свобода, тем меньше ответственность. Результаты наших действий в чем-то зависят от наших усилий, а в чем-то от объективных внешних обстоятельств. В каждом отдельном случае отдельный вес наших усилий и внешних обстоятельств бывает разным. Какие-то действия полностью определяются нашим сознанием и волей, другие же от них совершенно не зависят. За те последствия, которые являются результатом собственных усилий и инициативы, субъект несет всю полноту ответственности. Те последствия, которые вызваны внешними обстоятельствами, предполагают значительно меньшую ответственность или вообще исключают таковую. Верность - это понятие, которое характеризует неизменность и постоянство в отношении к людям и к делу, в исполнении долга, в приверженности избранным принципам и идеалу. Верность - категория многоплановая. Она может проявляться в преданности конкретному человеку (другу, любимой, матери и т.д.), семье коллективу, народу, Родине. И в этом смысле верность отражается в понятии патриотизма.

Патриотизм - это нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям. Патриотизм, выражающий привязанность человека к месту своего рождения, любовь к своей Родине, возник в седой глубине веков. Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к другим народам и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к “чужакам”. Этот аспект в патриотическом сознании приобрел особую актуальность в последние годы, когда неприкрытый национализм в ряде регионов страны рядится в тогу борцов за национальную независимость и суверенитет. Честь- раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь связана с конкретным положением человека, родом его деятельности (честь врача, честь судьи, честь офицера) и признаваемыми за ними моральными заслугами. В категории “честь” содержится не только дифференцированная оценка людей и отражается их репутация, но и выражаются определенные требования к человеку поддерживать ту репутацию, которой обладает группа или коллектив, к которой он принадлежит. В категории “честь” кристаллизуется способность индивида самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Категория чести как и другие категории профессиональной этики применительно к личности, выражаются через моральные качества, сущность которых рассматривается в следующих главах. Справедливость- выступает как равенство в праве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Она отражает отношение к людям в соответствии с истиной, без учета личных симпатий и антипатий. В отличие от добра, которое отражает общие интересы, устремления и надежды, справедливость поворачивается к каждому человеку по-разному, вызывая у него различные переживания — от зависти и негодования до благодарности и признательности. Справедливость более конкретно, чем добро, связана с жизненно важными интересами людей и выступает в качестве меры реализации добра. Справедливость включает соответствие: между ролью отдельных людей, социальных общностей в жизни общества и их социальным положением; между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием). Как мера воздаяния, справедливость представляет собой оценку поведения личности с позиций добра и зла, поощрения и наказания. В правовом отношении справедливость выступает как воздаяние с правовой точки зрения, с позиций равного правового подхода; между достоинством людей и их признанием. Каждый достойный человек должен быть справедливо оценен, при этом в основе общественной оценки личности должны лежать его нравственные, деловые и другие качества, достоинства, а не его лояльность и преданность отдельным лицам или групповым интересам; между правами и обязанностями. Обязанности и права всегда существуют в единстве. Такое единство означает, что обладающий правами обладает и обязанностями, а всякая обяанность дает человеку соответствующее право. Соблюдение справедливости в отношении других предполагает исполнение своих обязанностей (при наличии возможности предъявлять другим те или иные требования), а справедливость в отношении себя предполагает отстаивание собственных прав. В этическом плане требование недопущения несправедливости означает: не допускать совершения Справедливость - одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц (например, правило равного воздаяния) и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение. Критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости: уравнивание, направленное на сохранение целого; оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого); защита индивидуальности; условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации); допустимая степень выражения собственного интереса. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справед_ливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Уравнивающая справедливость основана на равенстве субъектов. Она требует удовлетворять интересы всех людей одинаково. Уравнивающая справедливость препятствует тому, чтобы отдельные люди получили какие-то односторонние преимущества. Распределяющая справедливость требует при удовлетворении интересов, при оценке и вознаграждении учитывать личную заслугу каждого человека или его достоинство. В некоторых случаях равенство в удовлетворении потребностей оказывается несправедливостью. Примером этому может служить так называемая уравниловка. Если несколько человек работают вместе и за разное количество и качество труда получают одинаковую зарплату, то это несправедливость, так как и добросовестный работни В связи с тем что вопросы распределения благ и характер ответственности в развитых обществах регулируются не только моралью, справедливость также является категорией политического и правового сознания. Тем не менее в той мере, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, о том, согласны ли люди жить в обществе, имеющем такие законы и проводящем данную политическую линию, или же они отвергают его как негуманное, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей и т.д. Справедливость в отношениях между людьми означает необходимость считаться с человеческим достоинством каждого, признание законных интересов человека, утверждение таких способов поведения, которые удовлетворяли бы собственные потребности и потребности окружающих. Моральный выбор возможность субъекта (человека) определять и выбирать различные варианты поведения и действовать соответственно им. Ответственное отношение к своему образу жизни превращает его в предмет морального выбора. В моральном выборе, как в любом другом, реализуется свобода воли человека. Характерная особенность выбора состоит в том, что перед субъектом открывается несколько разных возможностей действовать, различные варианты поведения. Каждый день, каждый час, каждую минуту мы стоим перед выбором. Есть маленький, житейский выбор: например между утренним чаем и кофе. Есть и большой выбор – выбор спутника жизни, профессии, партнеров, хобби, места жительства. В ситуации выбора человек действует произвольно: по своей воле и желанию. Выбор отсутствует там, где субъекту приходится действовать под давлением внешних обстоятельств или бессознательно. При наличии выбора субъект становится хозяином действия и вследствие этого несет ответственность за него. Своим выбором он изменяет действительность и за это изменение должен отвечать. Выбирая, он оказывает влияние на интересы других. Иногда ситуация складывается так, что все возможности имеют положительное значение. Тогда приходится выбирать между большим и меньшим злом. Но чаще всего моральный выбор есть выбор между добром и злом. Еще в древнегреческой этике была поставлена проблема, может ли человек, выбирая между добром и злом, сделать сознательный выбор в пользу зла. Выдающийся греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.), полагал, что сознательный выбор зла невозможен. Тот, кто выбирает зло, поступает так по незнанию, не понимая разницы между добром и злом и не предвидя последствий своих действий. Зло существует в мире только из-за незнания, безрассудства, невежества людей. Сократ в форме философского рассуждения попытался обосновывать мысль, что всякий негодяй является между с тем глупцом и негодяй он как раз потому, что глуп. Мудрый человек не может быть безнравственным человеком. В принципе сократовское рассуждение справедливо, но в действительности дело обстоит несколько сложнее. Конечно, те люди, которые сознательно выбирают зло, делают это не от большого ума. Тем не менее сознательный выбор зла возможен. Нравственное добро не всегда представляется нежелательным для конкретного человека. Благородный поступок есть безусловно моральная ценность, но некоторые люди предпочитают благородству житейский успех. Быть честным в спортивном состязании – это благородно, но иногда жажда победы перевешивает норму спортивной чести. Предательство является величайшим нравственным злом, но есть люди, которые предают своих единомышленников, сознавая всю низость этого поступка, предают, например, ради собственного спасения. В основе линии поведения лежит какая-либо ценность и даже несколько ценностей. Своей активной деятельностью люди, либо, наоборот, разрушают какие-то ценности. Тот, кто считает ценностью справедливость, будет активно бороться за восстановление справедливых отношений между людьми. Ценности также выступают для человека объектом морального выбора. Роль общественных условий, среды и воспитания в усвоении личностью тех или иных ценностей необычайно велика. Но каждая моральная ценность становится регулятором поведения только тогда, когда она свободно принята личностью, становится частью ее души, принимается сердцем. Только те ценности, которые стали частью нашего собственного «я» влияют потом на выбор поступков и линии поведения. Четыре нетождественных вида стратегических установок, принципов морального выбора (морального не в смысле положительно-ценного, а смысле нравственно значимого, т.е. включая и принципы «безнравственного» содержания).

Принципы морального выбора - Принцип общего блага — сознательная установка личности на максимализацию совокупного блага общества или определенной общности людей - производственно-трудового коллектива (принцип коллективизма в собственном смысле), класса (принцип классовости), отечества {принцип патриотизма), международной общности (принцип интернационализма) и т. п. Личность, руководствующаяся принципом общего блага, среди доступного ей набора возможных линий поведения избирает не просто социально-полезный вариант (интегративная социальная ценность поступков может быть положительной и в других вариантах), а тот образ действий, который в данной конкретной ситуации или сфере деятельности представляется ей оптимальным, имеющим наивысшую социальную ценность (в экстремальных ситуациях обеспечивающим минимальные потери для общества). Такая личность выходит за пределы своей собственной потребности, сознательно делает потребности всех членов общности предметом собственной заботы и тем самым утверждает свою «родовую сущность». - Принцип альтруизма— субъективная установка на максимализацию блага другого при определен_ном игнорировании собственных интересов. Естественно, речь идет об идеализированном типе личности, которая не принимает в расчет собственное благо или потери от избираемого образа действия. - Принцип эгоизмаможно определить как сознательное стремление человека при выборе поступков и общей линии своего взаимодействия с другими максимализировать собственные выгоды при полном игнорировании интересов своих контрагентов. Принцип эгоизма в данном смысле – это не само прирожденное стремление каждого человека к собственному счастью, а неизбежная при определенных исторических условиях его деформация. Принцип эгоизма как субъективная установка закономерно возникает в условиях объективного антагонизма человеческих интересов их взаимоисключения и несовместимости. - Принцип воздающей справедливости означает сознательное стремление личности выбрать такой образ действия, чтобы достичь максимального равенства в своих взаимоотношениях с контрагентами, эквивалентности обоюдных услуг; его цель — сократить до минимума разницу между своими и чужими выгодами. В этом принципе в отличие от эгоистического настроя, человек уже возвышается над узколичными потребностями, по_скольку он принимает во внимание не только соб_ственное благо от общения с другими, но и благо своего контрагента, которому он содействует взаим_но. Однако там, где взаимность невозможна, такой поборник справедливости может проявить пол_нейшее равнодушие к судьбе другого, воздержаться от оказания помощи, поскольку эти не сулит ему никакой выгоды. Мотив- реальная движущая сила, внутреннее, субъективно значимое понуждение к действию. Мотив выражает заинтересованность субъекта в определенном действии, это ответ на вопрос, почему он, собственно, так поступил. Иногда поступок и моральный мотив имеют не одинаковую моральную ценность. Внешне пристойные поступки имеют под собой мотивы, которые ничего общего с моралью не имеют - жажду славы, власти, корыстолюбие и т.п.Мотивация – это процесс выбора поступков в соответствии с внутренним выбором личности. Основу его составляет преобразование внешних определяющих причин во внутренние субъективные побуждения. Любое осознанное действие человека имеет какой-то мотив. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения — исходного или первичного. Многие психологи и этики считают, что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы. Мотивы поведения значительно отличаются друг от друга по своему характеру. Способы мотивации и видов мотивов. * Естественныевлечения: голод, жажда, половое влечение, боль и т.п. Способ мотивации поведения, основывающийся на естественных влечениях, можно назвать биологическим. * Cтремление к личной пользе. Руководствуясь такими побуждениями, делают, например, зарядку по утрам, одевают шарф в ветреную погоду, принимают какое-либо лекарство или усиленно готовятся к экзаменам. В данном способе мотивации сознание личности усматривает в предметах и явлениях окружающего мира полезность. Этот способ можно назвать утилитарным (от лат. utilitas - польза). * Эмоциональные переживания. Если кто-то совершает действия не потому, что надеется извлечь из него какую-либо пользу для себя, а потому, что оно доставляет ему удовольствие, радость, то мотивом в этом случае будет эмоциональное переживание. Примером данного способа мотивации служат действия спортсмена, участвующего в спортивном состязании из-за связанного с ним азарта. Удовольствие здесь доставляет возможность испытать острые переживания и торжество победы. Исходя из подобных же или близких побуждений люди занимаются охотой и рыбной ловлей, чтением художественной литературы, художественной самодеятельностью и т.п. Почти всякое хобби (развлечение, которому придаются в свободное время) основаны на данном способе мотивации, а также любая деятельность, в которой важен не результат, а сам процесс. Сознание в этом способе мотивации выявляет в окружающем мире то, что доставляет удовольствие и вызывает радость. Поэтому данный способ мотивации может быть назван гедонистическим (от греч. hedone - наслаждение). * Стремление получить положительную оценку со стороны окружающих, завоевать их уважение, поднять свой престиж. К данному способу мотивации относятся все поступки, которые совершаются с целью выставить себя в более выгодном свете. Действия, рассчитанные на внешнее одобрение, могут носить примитивный характер, каким является, например, хвастливое вранье, распространение всяких небылиц о себе, но могут представлять собой и сложные формы приумножения «морального капитала». В этом способе мотивации проявляется зависимость субъекта от общественного мнения. * Стремление к добру, готовность совершить действие из чувства долга перед обществом (или другим человеком), забота о сохранении собственного достоинства. Этот способ мотивации является собственно моральным. Любое действие, которое совершается не ради личной вы собственного достоинства. Этот способ мотивации является собственно моральным. Любое действие, которое совершается не ради личной выгоды, удовольствия или внешнего одобрения, мотивируются именно таким способом. В основе этого способа мотивации лежит сознание общественной необходимости, свободное подчинение ей. Человек, питающий благородные помыслы, гораздо ближе к совершению добрых дел, чем тот, кто внутренне пуст, а тем более - тот, кто находится в плену низменного образа мыслей. И, напротив, человек, замысливший злое дело, субъективно вплотную приблизился к его осуществлению. Намерения являются субъективной предпосылкой положительно или отрицательно ценного поступка, а потому и его предвестником. Выявление мотивов и намерений — крайне важно. Отдельный поступок — это единичное проявление нравственной сущности человека и, как таковое, он может носить случайный характер. Для выяснения нравственного облика человека за исходное необходимо брать реальную ценность данного и других, нам известных его поступков, ориентироваться не на то, каким он сам себе кажется, а тем более — изображает свои намерения перед другими, — а каков он в действительности, как он действует и проявляет себя в реальных жизненных обстоятельствах. Нельзя вынести правильное суждение о человеке на основании того или иного отдельного факта, это необходимо делать на основании всей его совокупной деятельности, которая особым образом откладывается в его сознании. Поэтому необходимо максимально тщательное изучение мотивов, составляющих субъективную основу уже известных нам по объективным последствиям действий личности. Подлинный характер намерения совершить такой поступок в данной, конкретной ситуации выявляется только после его претворения на практике. При этом может случиться, что реальная ценность поступка не совпадает с той его оценкой, которая предполагалась в намерении и была получена по аналогии, на основании широко распространенные нормы. Для его решения необходимо принять во внимание диалектику нормы, как обобщенной оценки, и единичной постфактуральной оценки конкретного поступка. Критерии для различения хороших и дурных намерений, доброй и злой воли можно почерпнуть только из практики. Нравственная практика и генетически и актуально является ведущей, решающей. Роль намерений, субъективных мотивов и убеждений этим не оспаривается и не принижается. Результаты действия, моральная практика выступают в конечном счете основной нравственно-оценночного познания и критерием его истинности. Выводы.1. Категории морали - это своеобразный продукт синтеза того, что реально существует в жизни, и того, что по мнению людей должно быть (желаемого) . 2. Основными категориями морали являются добро, благо, совесть, справедливость, долг, счастье. 3. Моральные категории классифицируются в соответствии со структурой морали и подразделяются на категории морального сознания, категории моральных отношений и категории моральной практики.

4. Моральный выбор - это возможность субъекта (человека) определять различные варианты поведения и действовать соответственно им. Его принципами являются: принцип общего блага; принцип альтруизма; принцип эгоизма; принцип воздающей справедливости. 5. Моральный выбор в профессиональной деятельности сотрудников судебных органов имеет свои особенности. Выбор в деятельности судьи всегда означает признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднений, в других — связаны с острейшей борьбой мотивов