Активные методы обучения. Имитационные и неимитационные технологии.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников (студента и преподавателя), осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
- Количеству обучающихся (студентов) - массовые, групповые и индивидуальные.
- Месту обучения - школьные и внешкольные (аудиторные и внеаудиторные).
- Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
***История развития школы знает разные формы организации обучения:
индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство); дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера; Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших; Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы); американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
- постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
- учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
- постоянное чередование уроков;
- руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью –
урок (занятие) - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса.Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса.
Современный урок - это:
- открытие истины, поиск истины и ее осмысление;
- это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение.
Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом.
2. Классификация уроков:
по содержанию;
способу проведения;
дидактическим целям.
Главные типы уроков:
- урок изучения новых знаний;
- урок формирования новых умений;
- урок обобщения и систематизации;
- урок контроля и коррекции;
- урок практического применения знаний и умений;
- комбинированный урок.
В ВПО: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия.
3. Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и обучающегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).
Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:
Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний.
Выделяют:
- практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
объяснительно-иллюстративные методы;
репродуктивные;
методы проблемного изложения;
частично поисковые методы;
исследовательские.
4. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
- Обучающую.
- Развивающую.
- Воспитывающую.
- Мотивационную.
- Контрольно-коррекционную.
5. Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:
- игровое/социальное/имитационное моделирование;
- деловые игры;
- анализ конкретных ситуаций (кейсы);
- метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях реалии жизненных столкновений.
По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.
Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:
Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
Подведение итогов игры. Самооценка действий.
Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.