Типы медсестер.
И.Харди в книге «Врач, сестра, больной» описывает 6 типов медсестер по характеристике их деятельности.
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерная черта – механическое выполнение своих обязанностей. Полученные задания она выполняет с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение, но работает автоматически, безразлично, не сопереживая, не сочувствуя пациенту. Такая медсестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.
2. Сестра, «играющая заученную роль». Такая медсестра в процессе работы разыгрывает какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Она играет роль альтруиста, благодетеля, но поведение ее искусственное, показное.
3.Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительные, вспыльчивые, могут быть грубыми. Такую медсестру можно видеть хмурой, как бы обиженной. Среди ни в чем не повинных пациентов. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие медсестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.
4.Тип личности с мужеподобной, сильной психикой. Такие медсестры отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благополучных случаях такие медсестры могут быть хорошими организаторами.
5. Сестра материнского типа. Такая медсестра выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы о пациентах, сочувствия. Работа для нее – неотъемлимое условие жизни. Она все может и всюду успевает. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь.
6. Тип специалиста. Это медсестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях; фактически преданы своей узкой специальности.
Лекция № 5.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.
План лекции.
1. Переживания и эмоции пациентов во время нахождения в ЛПУ.
2. Значение этико-деонтологических принциповповедения медсестры дляэффективного осуществления медсестринского процесса.
3. Межличностные отношения между медицинской сестрой, пациентом и его родственниками.
Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре.
Зная особенности реакции пациента на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации и смягчить переживания и тревогу пациента.
От первого контакта больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий, о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется к госпитализации.
Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами.
Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом. Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.
При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника.
Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.
Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста.
Для детей дошкольного возраста характерно:
1) отсутствие осознания болезни в целом;
2) неумение сформулировать жалобы;
3) сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы;
4) восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих;
5) усиление дефектов характера, воспитания ребенка в ситуации болезни;
6) наличие различных страхов (страх темноты, одиночества, белых халатов и т.д.), невротических расстройств (недержание мочи, кала и пр.);
7) чувство совершенного проступка, вины (больница – как наказание за плохое поведение);
8) плохо переносят отсутствие родителей.
При общении с детьми медсестра должна уметь:
- создать теплое эмоциональное общение;
- отвлечь ребенка от болезни при помощи
различных игр и др.;
- профессионально общаться с родителями.
Деонтологическое поведение с подростками.
Для подростков характерна бравада – пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований.
Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как подростки склонны к перегибам в своих поступках.
Деонтологическое поведение с людьми пожилого и старческого возраста.
Особенности характера людей пожилого и старческого возраста:
1) психологическая доминанта – «уходящая жизнь», приближение смерти;
2) чувство одиночества
3) нарастающая беспомощность, снижение возможности к самообслуживанию;
4) снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов;
5) обидчивость, ранимость;
6) отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста.
Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.
Адекватное отношение - это признание факта болезни, объективная оценка своего состояния с учетом медицинского заключения. Возникает при сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом.
Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья:
- отрицательное – игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни
- пренебрежительное – недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни
- ипохондрическое – уход в болезнь
- утилитарное – получение известной выгоды от болезни материальной и моральной
- аггравация – преувеличение симптомов болезни
- синдром Мюнхаузена – наличие симптомов при отсутствии болезни.
Эгогения – отрицательное влияние на состояние больного,которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь).
Эгротогения – неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.
Ятрогения – болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.
Ятрогения – это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.
Причины ятрогений:
1) отсутствие взаимопонимания и взаимного доверия между медработником и пациентом;
2) эмоциональное состояние медработника во время общения с пациентом;
3) эмоциональное состояние пациента во время общения с медработником, особенности характера пациента(тревожно-мнительный характер, чрезмерное физическое и умственное переутомление, длительные переживания, волнения, недосыпание, недоедание, состояние страха или испуга, связанные с кончиной близкого человека от того или иного заболевания);
4) Выданные на руки пациенту документы, содержащие сведения о диагнозе или результатах лабораторно-инструментальных исследований;
5) Нарушение правил медицинской этики;
6) Нарушение врачебной тайны;
7) Недостаточный опыт медработника.
Ятропсихогения – отрицательное влияние на психику больного.
Ятрофармакогения – болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.
Профилактика ятрогений.
1. Необходимо помнить, что добрые слова лечат.
2. Медработник должен следить за своей речью при общении с больным.
3. При беседе с пациентом не допускать приблизительных формулировок («надеюсь, вы поправитесь», «может быть это вам поможет»), не употреблять непонятных для него медицинских терминов; необходимо поддерживать веру в выздоровление, авторитет врачей и медперсонала.
4. Сочувствовать пациенту и проявлять уважение к нему.
5. Не обсуждать состояние конкретного пациента в присутствии других больных.
6. Старайтесь, чтобы ваши идеи пациент воспринял как свои.
7. Избегать конфликтов с пациентами, с родственниками больного.