Госбюджет, его функции и структура. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, государственный долг. Бюджет РБ.

Госбюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. В унитарных странах (например, РБ) бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны. Госбюжет выполняет следующие основные функции:

1. Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенародных потребностей.

2. Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.

Гос. бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть госбюджета формируется в основном за счёт налогов.

Структура доходной части:Налоги с юридических лиц;Налоги с физических лиц;Государственные займы; Прочие доходы(неналоговые платежи и сборы (консульские сборы, таможенные сборы, сборы в службе ЗАГС, нотариальные сборы, сборы по судопроизводству, всевозможные штрафы и т.д.),

Структура расходной части:Социально-культурная деятельность; Экономическая деятельность; Ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС; Оборона; Государственное управление; Внешнеэкономическая деятельность; Дефицит госбюджета.

Бюджетный дефицит –сумма, на которую доходы быджета, превышают его расходы, в противном случае – профицит (излишек). По установившимся международным стандартам, бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП. Различают структурный и циклический дефицит гос.бюджета. Структурный дефицит наблюдается при естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться выше структурного, напр. на фоне спада производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Причины бюджетного дефицита: Расщирение социально-экономических функций государства; Увеличение расходов на управление; Увеличение расходов на оборону; Периодические спады общественного производства.

Дефицит госбюджета финансируется за счёт:

1. Займов у населения, то есть посредством продажи процентных бумаг, т.о. образуется государственный долг.

2. Выпуска новых денег, что является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Профицит госбюджета ликвидируется за счёт:

1. Погашения долгов правительства.

2. Полного изъятия бюджетного излишка, что является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения гос. долга.

Гос. долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 60% ВВП.

Гос. долг подразделяется на:

1. Внутренний – задолженность государства перед своими гражданами. Образуется в результате выпуска долговых обязательств, задолженности по выплате заработной платы и трансфертных платежей. Большую часть государственного внутреннего долга РБ составляют государственные ценные бумаги.

2. Внешний– результат заимствований за пределами государства. Внешний долг формирует обязательства по кредитам правительства РБ, погашаемые из бюджетных средств, а также по кредитам предприятий, привлечённым под гарантии правительства и погашаемых за счёт их собственных средств.

У бюджетного дефицита и государственного долга имеются серьезные социально-экономические последствия. С появлением долга возникает необходимость управлять им – предпринимать действия по погашению и регулированию суммы гос. кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение гос. долга и процентов по нему производится путем:

- рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов)

- конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых по нему процентов или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

- консолидация – изменение условий займа в отношении сроков погашения. Дефицит госбюджета РБ в 2010г. Составлял 1,8 % ВВП, а валовой гос. Долг – 52,2 %. Государственный долг Республики Беларусь на 1 марта 2013 года составил 131,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 2,9 трлн. рублей, или на 2,2%.Для эффективного проведения бюджетной политики в облас­ти выработки и реализации подходов к формированию доходных источников необходимы: а) совершенствование налоговой поли­тики; б) сокращение налоговой нагрузки; в) максимальное ис­пользование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и (по возможности) снизить налоговое давление на экономику, ограничив его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.