Примерные «нормы» для опросника «За и против – 2».

 

Психологические качества и способности Нормы для девушек[63] Нормы для мальчиков-мужчин
1. Аккуратность 0, +8 +3, +7
2. Воля, лидерство -1, +2 +1, +4
3. Память, эрудиция +5, +8 +2, +5
4. Координация движений +5, +6 +4, +7
5. Логичность -2, +4 0, +7
6. Выносливость, физическая сила +4, +8 +2, +6
7. Внешние данные (красота, параметры) +2, +7 +3, +6
8. Умение общаться +8, +13 +5, +8
9. Нравственность, чувство долга +4, +10 +4, +9
10. Чувство красоты, эстетические спос. +4, +10 +1, +6
11. Предприимчивость, инициативность +4, +6 +2, +5
12. Жизненный опыт +3, +7 +1, +4

 

 

Нормы для опросника «За и против – 3».

 

Преимущественные ценности и смыслы Нормы для девушек Нормы для мальчиков-мужчин
1. Деньги, богатство, комфорт 0, +7 +1, +7
2. Власть, влияние +5, +8 +2, +6
3. Здоровье 0, +7 0, +6
4. Азарт жизни, интересные события +8, +12 +4, +8
5. Духовный поиск +2, +8 -1, +3
6. Общение +4, +6 +2, +5
7. Престиж, известность +3, +7 +1, +4
8. Чувство полезности людям 0, +7 -1, +4

 


Приложение 8.

Таблица соответствия групп профессий, качеств и ценностей (по каждой строчке профессий – одинаковая сумма плюсов = 10):

 

Группы профессий – по опроснику «За им против – 1» (кем?) Результаты - 1 Для опросника «За и против – 2» (каким ?) Результаты - 2 Для «За и против – 3» (зачем?) Результаты - 3 Итоговые результаты
Аккуратность Воля, лидерство Память, эрудиция Координация Логичность Выносливость Внешние данные Умение общаться Нравственность Чувство красоты Предприимчивость Жизненный опыт Деньги, богатство Власть Здоровье Азарт жизни Духовный поиск Общение Престиж Чувство полезности
«Странствия»     ++   +   ++   + +   + ++   +     ++ + ++ ++ ++    
Наука   + + ++   ++     ++ + +       + + +   +++ + ++ +    
Медицина   + +   ++   +   ++ ++     +     + + + + + ++ +++    
Торговля, сервис   +   + +   ++ + ++     + +   ++ +   ++   +++ + +    
Служение Богу     + +     + + ++ ++     ++   + ++ +   ++ + + ++    
Инженеры   ++   ++ + ++ +   +     +     ++ + +   + + + +++    
«Герои»     ++   +   ++   + ++   + +   + ++   +++ + +   ++    
Артисты       + +   + ++ ++   ++   +   + +   + ++ ++ ++ +    
Рабочие   ++ + + ++ + +   +       +   + + ++ +   ++   +++    
Юристы   + + ++   +     ++ ++     +   ++ +   + + ++ ++ +    
Тяжелое производство   + ++ + ++ + ++     +         +++     + + + + +++    
Бизнес, финансы   ++   +   ++     +     ++ ++   +++ ++   +   + ++ +    
«Творцы»   + + + + +       + ++   ++   + +   + +++ + ++ +    
Домашнее хозяйство   +   + + + ++   +   +   ++   + + +++     + + +++    
Преступления     +   ++   ++ + +     ++ +   ++ ++   +++ + + +      
Управление     ++ +   + +   ++ +   + +   ++ +++   +   + ++ +    
Бродяги-попрошайки     +     + ++   ++     ++ ++   +     +++ +++ +++        
Крестьяне   ++ +   +   ++   +     ++ +   + + +++ + + +   ++    
Педагоги, психологи     + ++     ++   ++ ++ +   +     + + + +++ ++   ++    
Городской транспорт   + +   ++ + ++   +     + +   +     +++   ++ + +++    

 

Приложение 9.

Пример обобщения результатов (подчеркнуты наиболее привлекательные группы профессий, наиболее развитые качества и наиболее значимые ценности – по результатом всех трех частей опросника «За и против»).

Группы профессий – по опроснику «За им против – 1» (кем?) Результаты - 1 Для опросника «За и против – 2» (каким ?) Результаты - 2 Для «За и против – 3» (зачем?) Результаты - 3 Итоговые результаты
Аккуратность Воля, лидерство Память, эрудиция Координация Логичность Выносливость Внешние данные Умение общаться Нравственность Чувство красоты Предприимчивость Жизненный опыт Деньги, богатство Власть Здоровье Азарт жизни Духовный поиск Общение Престиж Чувство полезности
«Странствия»   ++   +   ++   + +   + ++   +     ++ + ++ ++ ++    
Наука + + ++   ++     ++ + +       + + +   +++ + ++ +    
Медицина +2 + +   ++   +   ++ ++     + +3   + + + + + ++ +++ +2 +7
Торговля, сервис +   + +   ++ + ++     + +   ++ +   ++   +++ + +    
Служение Богу -2   + +     + + ++ ++     ++   + ++ +   ++ + + ++    
Инженеры +2 ++   ++ + ++ +   +     +   +5 ++ + +   + + + +++ +4 +12
«Герои» -5   ++   +   ++   + ++   + +   + ++   +++ + +   ++    
Артисты +3     + +   + ++ ++   ++   + +5 + +   + ++ ++ ++ + +3 +9
Рабочие ++ + + ++ + +   +       +   + + ++ +   ++   +++    
Юристы +2 + + ++   +     ++ ++     +   ++ +   + + ++ ++ +    
Тяжелое производство -1 + ++ + ++ + ++     +         +++     + + + + +++    
Бизнес, финансы +2 ++   +   ++     +     ++ ++ +4 +++ ++   +   + ++ + +3 +9
«Творцы» + + + + +       + ++   ++   + +   + +++ + ++ +    
Домашнее хозяйство +   + + + ++   +   +   ++   + + +++     + + +++    
Преступления   +   ++   ++ + +     ++ +   ++ ++   +++ + + +      
Управление +5   ++ +   + +   ++ +   + + +3 ++ +++   +   + ++ + +2 +10
Бродяги-попрошайки -1   +     + ++   ++     ++ ++   +     +++ +++ +++        
Крестьяне ++ +   +   ++   +     ++ +   + + +++ + + +   ++    
Педагоги, психологи   + ++     ++   ++ ++ +   +     + + + +++ ++   ++    
Городской транспорт + +   ++ + ++   +     + +   +     +++   ++ + +++    

Контрольные вопросы и практические задания к Главе 5:

1.Чем профориентационные игры с классом принципиально отличаются от тренингов?

2.Подготовьтесь к проведению профориентационной игры «Ассоциации». Для этого составьте план-шпаргалку игры, т.е. очень кратко (тезисно) выпишите этапы проведения методики примерно на половине страницы. Продумайте, какие сложности могут возникнуть при проведении игры в реальном классе старшеклассников. Предложите возможные действия по преодолению (или по профилактике) этих сложностей. Обсудите все это на занятии с преподавателем.

2.Подготовьтес и проведите игровое упраженеине «Цепочка профессий». При подготовке к этому упражнению поупражняйтесь. Выберите для начала какую-нибудь профессию и сами попробуйте составить «цепочку» близких к ней других профессий. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете уверенность. После проведения игры (например, в студенческой группе), проанализируйте свои действия. Определите, что получилось. А в чем пока имеются проблемы (например, на каком-то этапе упражнение вдруг показалось скучным или возникли какие-то заминки с названием следующей «по цепочке» профессии). Подумайте и обсудите, как можно преодолеть эти трудности.

3.В чем психологический смысл (и важное преимущество) использования карточных технологий в профессиональном консультировании?

4.Проанализируйте методику «Кто? Что? Где?» (внимательно прочитайте о ней и выделите основные этапы ее проведения). Попробуйте назвать преимущества использования этой методики, а также - ее слабые места (недостатки). Попробуйте предложить идеи по совершенстванию методики. Обсудите все это на занятиях с преподавателем.

5. Попробуйте разобраться с настольной игровой методикой «Или-Или». Внимательно прочитайте инструкцию и засеките время, сколько минут потребуется для того, чтобы в целом понять суть игры. Проанализируйте данную игру с точки зрения ее преимущств и недостатков. Сделайте предложения по совершенствованию методики и обсудите все это в учебной группе с преподавателем.

6.В чем психологический смысл использования схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения?

7. Попробуйте решить задачи, прдставленные в пособии с помощью «восьмиугольника основных факторов выбора профессии». Попробуйте сами разработать задачи для этого «восьмиугольника» и также попробуйте их решить. Обсудите на группе, в чем достоинства и в чем недостатки данной методики.

8.Каковы привила культурно спора, используемого в играх-дискуссиях?

9.В чем активизирующий смысл карточно-бланковых методик («Комплимент», «Сударь-государь» и др.)?

10. Какое особое преимущество по сравнению с другими методиками дают бланковые игры с классом (»Бизнес-риск-мен», «Торг» и др.)? Какая главная опасность (возможная ошибка) для психолога, проводящего эти игры в подростковых аудиториях?

11. Почему активизирующие опросники не являются тестами в строгом смысле этого слова? Можно ли использовать их в целях диагностики профессион/p>

11. Почему активизирующие опросники не являются тестами в строгом смысле этого слова? Можно ли использовать их в целях диагностики профессиональной мотивации учащихся? Почему?