Примерные «нормы» для опросника «За и против – 2».
Психологические качества и способности | Нормы для девушек[63] | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Аккуратность | 0, +8 | +3, +7 |
2. Воля, лидерство | -1, +2 | +1, +4 |
3. Память, эрудиция | +5, +8 | +2, +5 |
4. Координация движений | +5, +6 | +4, +7 |
5. Логичность | -2, +4 | 0, +7 |
6. Выносливость, физическая сила | +4, +8 | +2, +6 |
7. Внешние данные (красота, параметры) | +2, +7 | +3, +6 |
8. Умение общаться | +8, +13 | +5, +8 |
9. Нравственность, чувство долга | +4, +10 | +4, +9 |
10. Чувство красоты, эстетические спос. | +4, +10 | +1, +6 |
11. Предприимчивость, инициативность | +4, +6 | +2, +5 |
12. Жизненный опыт | +3, +7 | +1, +4 |
Нормы для опросника «За и против – 3».
Преимущественные ценности и смыслы | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Деньги, богатство, комфорт | 0, +7 | +1, +7 |
2. Власть, влияние | +5, +8 | +2, +6 |
3. Здоровье | 0, +7 | 0, +6 |
4. Азарт жизни, интересные события | +8, +12 | +4, +8 |
5. Духовный поиск | +2, +8 | -1, +3 |
6. Общение | +4, +6 | +2, +5 |
7. Престиж, известность | +3, +7 | +1, +4 |
8. Чувство полезности людям | 0, +7 | -1, +4 |
Приложение 8.
Таблица соответствия групп профессий, качеств и ценностей (по каждой строчке профессий – одинаковая сумма плюсов = 10):
Группы профессий – по опроснику «За им против – 1» (кем?) | Результаты - 1 | Для опросника «За и против – 2» (каким ?) | Результаты - 2 | Для «За и против – 3» (зачем?) | Результаты - 3 | Итоговые результаты | ||||||||||||||||||
Аккуратность | Воля, лидерство | Память, эрудиция | Координация | Логичность | Выносливость | Внешние данные | Умение общаться | Нравственность | Чувство красоты | Предприимчивость | Жизненный опыт | Деньги, богатство | Власть | Здоровье | Азарт жизни | Духовный поиск | Общение | Престиж | Чувство полезности | |||||
«Странствия» | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | + | ++ | + | ++ | ++ | ++ | |||||||||||
Наука | + | + | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | + | +++ | + | ++ | + | ||||||||||
Медицина | + | + | ++ | + | ++ | ++ | + | + | + | + | + | + | ++ | +++ | ||||||||||
Торговля, сервис | + | + | + | ++ | + | ++ | + | + | ++ | + | ++ | +++ | + | + | ||||||||||
Служение Богу | + | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + | ++ | + | ++ | + | + | ++ | ||||||||||
Инженеры | ++ | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | + | + | + | + | + | +++ | ||||||||||
«Герои» | ++ | + | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | +++ | + | + | ++ | |||||||||||
Артисты | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + | ||||||||||
Рабочие | ++ | + | + | ++ | + | + | + | + | + | + | ++ | + | ++ | +++ | ||||||||||
Юристы | + | + | ++ | + | ++ | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | ++ | + | ||||||||||
Тяжелое производство | + | ++ | + | ++ | + | ++ | + | +++ | + | + | + | + | +++ | |||||||||||
Бизнес, финансы | ++ | + | ++ | + | ++ | ++ | +++ | ++ | + | + | ++ | + | ||||||||||||
«Творцы» | + | + | + | + | + | + | ++ | ++ | + | + | + | +++ | + | ++ | + | |||||||||
Домашнее хозяйство | + | + | + | + | ++ | + | + | ++ | + | + | +++ | + | + | +++ | ||||||||||
Преступления | + | ++ | ++ | + | + | ++ | + | ++ | ++ | +++ | + | + | + | |||||||||||
Управление | ++ | + | + | + | ++ | + | + | + | ++ | +++ | + | + | ++ | + | ||||||||||
Бродяги-попрошайки | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | +++ | +++ | +++ | ||||||||||||||
Крестьяне | ++ | + | + | ++ | + | ++ | + | + | + | +++ | + | + | + | ++ | ||||||||||
Педагоги, психологи | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | + | +++ | ++ | ++ | |||||||||||
Городской транспорт | + | + | ++ | + | ++ | + | + | + | + | +++ | ++ | + | +++ |
Приложение 9.
Пример обобщения результатов (подчеркнуты наиболее привлекательные группы профессий, наиболее развитые качества и наиболее значимые ценности – по результатом всех трех частей опросника «За и против»).
Группы профессий – по опроснику «За им против – 1» (кем?) | Результаты - 1 | Для опросника «За и против – 2» (каким ?) | Результаты - 2 | Для «За и против – 3» (зачем?) | Результаты - 3 | Итоговые результаты | ||||||||||||||||||
Аккуратность | Воля, лидерство | Память, эрудиция | Координация | Логичность | Выносливость | Внешние данные | Умение общаться | Нравственность | Чувство красоты | Предприимчивость | Жизненный опыт | Деньги, богатство | Власть | Здоровье | Азарт жизни | Духовный поиск | Общение | Престиж | Чувство полезности | |||||
«Странствия» | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | + | ++ | + | ++ | ++ | ++ | |||||||||||
Наука | + | + | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | + | +++ | + | ++ | + | ||||||||||
Медицина | +2 | + | + | ++ | + | ++ | ++ | + | +3 | + | + | + | + | + | ++ | +++ | +2 | +7 | ||||||
Торговля, сервис | + | + | + | ++ | + | ++ | + | + | ++ | + | ++ | +++ | + | + | ||||||||||
Служение Богу | -2 | + | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + | ++ | + | ++ | + | + | ++ | |||||||||
Инженеры | +2 | ++ | ++ | + | ++ | + | + | + | +5 | ++ | + | + | + | + | + | +++ | +4 | +12 | ||||||
«Герои» | -5 | ++ | + | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | +++ | + | + | ++ | ||||||||||
Артисты | +3 | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + | +5 | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + | +3 | +9 | ||||||
Рабочие | ++ | + | + | ++ | + | + | + | + | + | + | ++ | + | ++ | +++ | ||||||||||
Юристы | +2 | + | + | ++ | + | ++ | ++ | + | ++ | + | + | + | ++ | ++ | + | |||||||||
Тяжелое производство | -1 | + | ++ | + | ++ | + | ++ | + | +++ | + | + | + | + | +++ | ||||||||||
Бизнес, финансы | +2 | ++ | + | ++ | + | ++ | ++ | +4 | +++ | ++ | + | + | ++ | + | +3 | +9 | ||||||||
«Творцы» | + | + | + | + | + | + | ++ | ++ | + | + | + | +++ | + | ++ | + | |||||||||
Домашнее хозяйство | + | + | + | + | ++ | + | + | ++ | + | + | +++ | + | + | +++ | ||||||||||
Преступления | + | ++ | ++ | + | + | ++ | + | ++ | ++ | +++ | + | + | + | |||||||||||
Управление | +5 | ++ | + | + | + | ++ | + | + | + | +3 | ++ | +++ | + | + | ++ | + | +2 | +10 | ||||||
Бродяги-попрошайки | -1 | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | +++ | +++ | +++ | |||||||||||||
Крестьяне | ++ | + | + | ++ | + | ++ | + | + | + | +++ | + | + | + | ++ | ||||||||||
Педагоги, психологи | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | + | +++ | ++ | ++ | |||||||||||
Городской транспорт | + | + | ++ | + | ++ | + | + | + | + | +++ | ++ | + | +++ |
Контрольные вопросы и практические задания к Главе 5:
1.Чем профориентационные игры с классом принципиально отличаются от тренингов?
2.Подготовьтесь к проведению профориентационной игры «Ассоциации». Для этого составьте план-шпаргалку игры, т.е. очень кратко (тезисно) выпишите этапы проведения методики примерно на половине страницы. Продумайте, какие сложности могут возникнуть при проведении игры в реальном классе старшеклассников. Предложите возможные действия по преодолению (или по профилактике) этих сложностей. Обсудите все это на занятии с преподавателем.
2.Подготовьтес и проведите игровое упраженеине «Цепочка профессий». При подготовке к этому упражнению поупражняйтесь. Выберите для начала какую-нибудь профессию и сами попробуйте составить «цепочку» близких к ней других профессий. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете уверенность. После проведения игры (например, в студенческой группе), проанализируйте свои действия. Определите, что получилось. А в чем пока имеются проблемы (например, на каком-то этапе упражнение вдруг показалось скучным или возникли какие-то заминки с названием следующей «по цепочке» профессии). Подумайте и обсудите, как можно преодолеть эти трудности.
3.В чем психологический смысл (и важное преимущество) использования карточных технологий в профессиональном консультировании?
4.Проанализируйте методику «Кто? Что? Где?» (внимательно прочитайте о ней и выделите основные этапы ее проведения). Попробуйте назвать преимущества использования этой методики, а также - ее слабые места (недостатки). Попробуйте предложить идеи по совершенстванию методики. Обсудите все это на занятиях с преподавателем.
5. Попробуйте разобраться с настольной игровой методикой «Или-Или». Внимательно прочитайте инструкцию и засеките время, сколько минут потребуется для того, чтобы в целом понять суть игры. Проанализируйте данную игру с точки зрения ее преимущств и недостатков. Сделайте предложения по совершенствованию методики и обсудите все это в учебной группе с преподавателем.
6.В чем психологический смысл использования схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения?
7. Попробуйте решить задачи, прдставленные в пособии с помощью «восьмиугольника основных факторов выбора профессии». Попробуйте сами разработать задачи для этого «восьмиугольника» и также попробуйте их решить. Обсудите на группе, в чем достоинства и в чем недостатки данной методики.
8.Каковы привила культурно спора, используемого в играх-дискуссиях?
9.В чем активизирующий смысл карточно-бланковых методик («Комплимент», «Сударь-государь» и др.)?
10. Какое особое преимущество по сравнению с другими методиками дают бланковые игры с классом (»Бизнес-риск-мен», «Торг» и др.)? Какая главная опасность (возможная ошибка) для психолога, проводящего эти игры в подростковых аудиториях?
11. Почему активизирующие опросники не являются тестами в строгом смысле этого слова? Можно ли использовать их в целях диагностики профессион/p>
11. Почему активизирующие опросники не являются тестами в строгом смысле этого слова? Можно ли использовать их в целях диагностики профессиональной мотивации учащихся? Почему?