Критерии оценок (и самооценок) для опросника

по схеме построения ЛПП:

1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);

4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

 

По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов... ).

 

«Будь готов!»

 

Смысл использования методики - повысить у клиента уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Опросник может проводиться с целым классом, а может использоваться в индивидуальной профконсультации и тогда его возможности существенно расширяются. Так, если при работе с классом удается рассмотреть ориентировочную готовность к профессиям, то в индивидуальном варианте можно рассматривать и готовность (способность) к профессии, и мотивацию к той или иной деятельности, и сознание необходимости для себя лично и своих близких в выборе определенного вида труда. Так же, как и другие активизирующие опросники, методика “Будь готов!” ни в коем случае не должна рассматриваться как психодиагностическая. Ее главная идея - активизация самопонимания человека и его размышлений о собственных возможностях, так или иначе определяющих успешность самоопределения.

 

Процедура проведения опросника с классом предполагает следующие основные этапы:

1. Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать (см. Таблицу 25 - в конце данного раздела).

2. Инструкция: “Сейчас Вам будут предложены различные трудовые действия (см. Перечень вопросов - в конце раздела). Вы должны будете оценить, насколько смогли бы выполнить каждое из этих действий на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие для Вас представляется трудным, то ставится невысокий балл, если Вы считаете, что легко с ним справитесь, то можно поставить высокий балл. Обращаем особое внимание, что речь идет не о желаниях, а только о Вашей самооценке способностей. Все баллы проставляются справа от номеров вопросов через дефис”.

3. Психолог зачитывает 34 вопроса, а учащиеся в своих бланках оценивают, насколько они готовы их выполнять[46].

4. Далее психолог зачитывает примерные “нормы” по каждому вопросу (см. Таблицу 24, Примерные нормы - в конце данного раздела), отдельно для девушек и для юношей, а учащиеся проставляют справа от своих ответов знаки соответствия этим нормам: если попадает в норму (включительно), то ставится “0”, если больше нормы - знак “+”, если меньше - знак “-”. Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свою готовность 6-ью баллами, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется “0”, т.к. 6 находится в интервале 4-8.

5. Далее каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму полученных знаков (+, -, 0) и выписывает ее внизу (см. Таблицу 24). Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой: (-5) - 6 баллов. Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка по большинству вопросов адекватная (“нормальная”), если выше нормы - самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы - заниженная[47]... Все эти размышления пригодятся в дальнейшем, при общей оценке готовности к конкретным профессиям.

6. Психолог обращается к классу и просит назвать те профессию, по которым учащиеся хотели бы проверить свою готовность и выписывает 8-12 профессий на доске.

7. Далее с помощью “Меню профессий”(см. “Меню” - в конце раздела) определяется, имеются ли такие профессии в методике и, если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера. Если интересующих подростков профессий не окажется, то можно найти близкие профессии и, по согласованию с учащимися, именно их и рассматривать в дальнейшем.

8. На примере одной из выписанных профессий психолог показывает, каким образом определяется готовность к ней. Для лучшего понимания всем учащимся предлагается повторить за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем определять свою готовность только к особо интересующим профессиям.

Процедура проведения методики с классом позволяет каждому школьнику проверить свою готовность как минимум к 4-м профессиям. На бланке ответов, справа от выписанных баллов и их соотнесения с нормами весь оставшийся лист делится на 4 части, в каждой из которых и будет оцениваться готовность к какой-то профессии (см. пример определения готовности к профессии “программист” в Таблице 24 или в Таблице 25).

 

Таблица 24.

 

Пример бланка ответов для опросника Будь готов!

 
 


Будь готов! Ф.И.О. учащегося

класс, школа, дата

Номера Баллы- Знак

вопросов ответы соотнесения Места для 4-х профессий

учащегося с нормами

               
 
 
       
 
 


1 - 7 0

2 - 5 0 программиструководитель

3 - 5 0

4 - 8 + 1 - 2 х 7 = 14

5 - 6 0 3 - 4 х 5 = 20

6 - 2 - 18 - 2 х 3 = 6

7 - 5 0 28 - 1 х 2 = 2

8 - 7 0 32 - 1 х 5 = 5

9 - 2 -

10 - 5 0 Сумма = 47%

11 - 3 -

12 - 2 0 47 х 1,3 = 61,1%

13 - 1 -

14 - 4 -

15 - 6 0

16 - 8 0

17 - 2 0

18 - 3 0 ювелиртаксист

19 - 3 0

20 - 2 0

21 - 1 -

22 - 3 -

23 - 6 0

24 - 2 0

25 - 1 -

26 - 1 0

27 - 3 -

28 - 2 - В итоге сумма знаков (-10) меньше нормы

29 - 8 0 (от -5 до 6 баллов), что свидетельствует о

30 - 4 0 возможной недооценке подростком

31 - 7 0 своих возможностей...

32 - 5 0

33 - 2 -

34 - 4 0 (å знаков = -10)

 

9. Рассмотрим на примере порядок оценки своей готовности к профессии “программист”. Само название профессии выписывается в бланк (см. Таблицу 24). В наборе профессий, которые включает данный опросник быстро, по алфавиту или по номеру, отыскивается профессия “программист”, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах (см. Набор профессий, “Программист” - в конце раздела). Все это выписывается в бланк (номера трудовых действий, характерных для профессии программист, т.е. соответствующие этим действиям номера вопросов и показатели значимости данных действий для успешной работы программиста - см. Таблицу 25).

Далее справа, рядом с показателями значимости выписываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, 1-й вопрос (следить за показаниями приборов... ) - 7 баллов; 3-й вопрос (выполнять расчеты) - 5 баллов; 18-й вопрос (переносить однообразную работу... ) - 3 балла и т.д. (см. Таблицу 25). После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, а полученные результаты суммируются. Общий показатель (процент) готовности подростка к профессии выписывается внизу. Если он ниже 60-70 %, то могут возникнуть сомнения в готовности к данной профессии.

Наконец, учитывается, насколько самооценка подростка была нормальной, завышенной или заниженной (см. представленную ранее процедуру подсчета - пункт 5). Если самооценка оказалась завышенной, то полученный показатель готовности к профессии “программист” умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если заниженной - на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок показателя готовности можно и не делать[48]... В нашем примере (см. Таблицу 25) первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47% с учетом заниженной самооценки был умножен на корректировочный коэффициент 1,3 и в итоге получилось 61,1%, что близко к нормальной готовности...

10. Аналогичным образом учащиеся сами подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом, около 6-8 и более профессий (учащиеся выполняют расчеты на других листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.

 

Таблица 25.

Пример определения готовности к профессии

“программист”[49].


Номера действий (вопросы) Названия действий Значимость действий для професс. Самооценка готовности к действиям Вероятность готовности к действиям

Программист:

1 следить за приборами 2 х 7 = 14

3 выполнять расчеты 4 х 5 = 20

18 переносить

монотонную работу 2 х 3 = 6

28 уметь работать

в коллективе 1 х 2 = 2

32 придумывать новое 1 х 5 = 5

Сумма произведений

по всем действиям = 47 %

 
 

 

 


С учетом заниженной самооценки подростка (см. Табл. 12)

показатель его готовности умножается

на корректировочный коэффициент: 47 х 1,3 = 61,1 %

 

 

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

 

1. Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свою готовность (способность - “могу”) выполнять те или иные действия, но также оценить и свое желание выполнять эти действия (“хочу”), и даже необходимость именно такой работы с точки зрения своей и своих близких людей (своеобразное “надо”). После зачитывания психологом каждого вопроса учащийся уже в трех колонках на бланке проставляет эти самооценки, используя такую же шкалу, от 0 до 10 баллов.

2. К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения завышения или занижения самооценок, в методике предлагаются (имеются) примерные нормы, относящиеся лишь к способностям (см. Таблицу 26). Но при желании такие нормы можно сделать самим психологам, уже с учетом специфики своих городов и конкретных условий работы[50].

3. При подведении итогов подсчеты делаются не только по способностям, но и по оценке желаний и необходимости заниматься подобной работой. Поэтому при обсуждении приемлемости тех или иных профессий для данного школьника появляется возможность учесть многие важные составляющие выбора (как говорили раньше, и “хочу”, и “могу”, и несколько уточненное “надо”). Правда тогда само название методики - “Будь готов!” оказалось бы несколько суженным. Корректнее было бы назвать ее просто “Будь!... “ (шутка).

 

Мы предполагаем, что данный опросник, особенно в варианте индивидуальной работы с клиентом, вполне можно использовать на компьютере, что позволило бы значительно сократить время и свести к минимуму утомительные расчеты... Это позволило бы также сразу весь перечень профессий, а в перспектив даже расширить этот перечень (для компьютера это не проблема...).

 

Перечень вопросов (основных трудовых действий)

к опроснику “Будь готов!”.

 

Оцените, насколько Вы уже сейчас готовы выполнить следующие трудовые действия, используя шкалу от 0 до 10 баллов и выпишите эти баллы справа от номеров вопросов.

 

1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее)

2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо)

3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме... )

4. Много чертить, рисовать...

5. Вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре

6. Много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми

7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам

8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения)

9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами... )

10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений

11. Часто работать на открытом воздухе. на природе (и в любую погоду... )

12. Много запоминать по ходу работы

13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции... )

14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание

15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз

16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но “по умному”... )

17. Выполнять “грязную” работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом... )[51]

18. Переносить однообразную, монотонную работу

19. Переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость...)

20. Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры... )

21. Уметь организовывать, руководить людьми

22. Владеть иностранным языком

23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций

24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано... )

25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от Вашей работы кому-то будет плохо... )

26. Часто работать по вечерам и без выходных

27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно... )

28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок)

29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный... )

30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме

31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника... )

32. Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное

33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное

34. Быть проворным, уметь работать быстро.

 

Таблица 26.

 

Примерные “нормы” для опросника “Будь готов!”.

 

Номера вопросов и сами действия девушки юноши женщины мужчины
  1. следить за экраном, за приборами...     4 - 8     4 - 8     4 - 6     6 - 8
2. текс> 5 - 8 4 - 7
9. управлять техникой 5 - 8 6 - 9 1 - 5 2 - 7
10. обрабатывать вручную   3 - 7   4 - 8   2 - 6   2 - 7
11. работать на природе   5 - 8   6 - 9   2 - 7   2 - 7
12. запоминать 3 - 6 3 - 7 4 - 8 3 - 5
13. разъезжать 5 - 9 4 - 8 3 - 7 3 - 6
14. переключать внимание   5 - 8   5 - 7   4 - 7   3 - 5
15. проверять 4 - 8 3 - 6 4 - 7 3 - 6
16. осторожность 6 - 9 4 - 8 4 - 8 4 - 6
17. “грязная” работа 1 - 6 1 - 5 1 - 4 3 - 6
18. однообразие 1 - 6 2 - 6 1 - 5 2 - 6
19. насмешки 2 - 5 2 - 6 1 - 4 2 - 4
20. физические нагрузки   3 - 7   4 - 8   2 - 5   2 - 4
21. организовывать 4 - 7 3 - 6 4 - 8 2 - 6
22. иностранный язык 6 - 9 2 - 6 2 - 6 3 - 5
23. постоять за себя 6 - 9 5 - 7 5 - 8 2 - 5
24. не обманывать... 3 - 6 2 - 6 5 - 8 3 - 6
25. не принимать близко к сердцу 3 - 7 3 - 6 2 - 5 2 - 5
  26. ...без выходных   2 - 5   3 - 7   3 - 7   4 - 6
27. ответственность 4 - 7 4 - 8 5 - 8 3 - 7
28. взаимодействие с коллегами   6 - 9   4 - 8   6 - 9   4 - 6
29. мечтать... 6 - 9 6 - 8 5 - 8 4 - 7
вопросы-действия девушки юноши женщины мужчины
30. быть в форме... 5 - 8 6 - 8 4 - 7 5 - 7
31. свято верить... 6 - 9 4 - 8 3 - 7 2 - 5
32. придумывать 5 - 8 4 - 8 3 - 6 4 - 7
33. создавать красоту 6 - 9 4 - 7 5 - 8 4 - 7
34. быть проворным 4 - 8 5 - 8 4 - 8 5 - 7