Критерии оценок (и самооценок) для опросника
по схеме построения ЛПП:
1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов... ).
«Будь готов!»
Смысл использования методики - повысить у клиента уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Опросник может проводиться с целым классом, а может использоваться в индивидуальной профконсультации и тогда его возможности существенно расширяются. Так, если при работе с классом удается рассмотреть ориентировочную готовность к профессиям, то в индивидуальном варианте можно рассматривать и готовность (способность) к профессии, и мотивацию к той или иной деятельности, и сознание необходимости для себя лично и своих близких в выборе определенного вида труда. Так же, как и другие активизирующие опросники, методика “Будь готов!” ни в коем случае не должна рассматриваться как психодиагностическая. Ее главная идея - активизация самопонимания человека и его размышлений о собственных возможностях, так или иначе определяющих успешность самоопределения.
Процедура проведения опросника с классом предполагает следующие основные этапы:
1. Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать (см. Таблицу 25 - в конце данного раздела).
2. Инструкция: “Сейчас Вам будут предложены различные трудовые действия (см. Перечень вопросов - в конце раздела). Вы должны будете оценить, насколько смогли бы выполнить каждое из этих действий на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие для Вас представляется трудным, то ставится невысокий балл, если Вы считаете, что легко с ним справитесь, то можно поставить высокий балл. Обращаем особое внимание, что речь идет не о желаниях, а только о Вашей самооценке способностей. Все баллы проставляются справа от номеров вопросов через дефис”.
3. Психолог зачитывает 34 вопроса, а учащиеся в своих бланках оценивают, насколько они готовы их выполнять[46].
4. Далее психолог зачитывает примерные “нормы” по каждому вопросу (см. Таблицу 24, Примерные нормы - в конце данного раздела), отдельно для девушек и для юношей, а учащиеся проставляют справа от своих ответов знаки соответствия этим нормам: если попадает в норму (включительно), то ставится “0”, если больше нормы - знак “+”, если меньше - знак “-”. Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свою готовность 6-ью баллами, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется “0”, т.к. 6 находится в интервале 4-8.
5. Далее каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму полученных знаков (+, -, 0) и выписывает ее внизу (см. Таблицу 24). Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой: (-5) - 6 баллов. Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка по большинству вопросов адекватная (“нормальная”), если выше нормы - самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы - заниженная[47]... Все эти размышления пригодятся в дальнейшем, при общей оценке готовности к конкретным профессиям.
6. Психолог обращается к классу и просит назвать те профессию, по которым учащиеся хотели бы проверить свою готовность и выписывает 8-12 профессий на доске.
7. Далее с помощью “Меню профессий”(см. “Меню” - в конце раздела) определяется, имеются ли такие профессии в методике и, если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера. Если интересующих подростков профессий не окажется, то можно найти близкие профессии и, по согласованию с учащимися, именно их и рассматривать в дальнейшем.
8. На примере одной из выписанных профессий психолог показывает, каким образом определяется готовность к ней. Для лучшего понимания всем учащимся предлагается повторить за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем определять свою готовность только к особо интересующим профессиям.
Процедура проведения методики с классом позволяет каждому школьнику проверить свою готовность как минимум к 4-м профессиям. На бланке ответов, справа от выписанных баллов и их соотнесения с нормами весь оставшийся лист делится на 4 части, в каждой из которых и будет оцениваться готовность к какой-то профессии (см. пример определения готовности к профессии “программист” в Таблице 24 или в Таблице 25).
Таблица 24.
Пример бланка ответов для опросника Будь готов!
Будь готов! Ф.И.О. учащегося
класс, школа, дата
Номера Баллы- Знак
вопросов ответы соотнесения Места для 4-х профессий
учащегося с нормами
1 - 7 0
2 - 5 0 программиструководитель
3 - 5 0
4 - 8 + 1 - 2 х 7 = 14
5 - 6 0 3 - 4 х 5 = 20
6 - 2 - 18 - 2 х 3 = 6
7 - 5 0 28 - 1 х 2 = 2
8 - 7 0 32 - 1 х 5 = 5
9 - 2 -
10 - 5 0 Сумма = 47%
11 - 3 -
12 - 2 0 47 х 1,3 = 61,1%
13 - 1 -
14 - 4 -
15 - 6 0
16 - 8 0
17 - 2 0
18 - 3 0 ювелиртаксист
19 - 3 0
20 - 2 0
21 - 1 -
22 - 3 -
23 - 6 0
24 - 2 0
25 - 1 -
26 - 1 0
27 - 3 -
28 - 2 - В итоге сумма знаков (-10) меньше нормы
29 - 8 0 (от -5 до 6 баллов), что свидетельствует о
30 - 4 0 возможной недооценке подростком
31 - 7 0 своих возможностей...
32 - 5 0
33 - 2 -
34 - 4 0 (å знаков = -10)
9. Рассмотрим на примере порядок оценки своей готовности к профессии “программист”. Само название профессии выписывается в бланк (см. Таблицу 24). В наборе профессий, которые включает данный опросник быстро, по алфавиту или по номеру, отыскивается профессия “программист”, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах (см. Набор профессий, “Программист” - в конце раздела). Все это выписывается в бланк (номера трудовых действий, характерных для профессии программист, т.е. соответствующие этим действиям номера вопросов и показатели значимости данных действий для успешной работы программиста - см. Таблицу 25).
Далее справа, рядом с показателями значимости выписываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, 1-й вопрос (следить за показаниями приборов... ) - 7 баллов; 3-й вопрос (выполнять расчеты) - 5 баллов; 18-й вопрос (переносить однообразную работу... ) - 3 балла и т.д. (см. Таблицу 25). После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, а полученные результаты суммируются. Общий показатель (процент) готовности подростка к профессии выписывается внизу. Если он ниже 60-70 %, то могут возникнуть сомнения в готовности к данной профессии.
Наконец, учитывается, насколько самооценка подростка была нормальной, завышенной или заниженной (см. представленную ранее процедуру подсчета - пункт 5). Если самооценка оказалась завышенной, то полученный показатель готовности к профессии “программист” умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если заниженной - на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок показателя готовности можно и не делать[48]... В нашем примере (см. Таблицу 25) первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47% с учетом заниженной самооценки был умножен на корректировочный коэффициент 1,3 и в итоге получилось 61,1%, что близко к нормальной готовности...
10. Аналогичным образом учащиеся сами подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом, около 6-8 и более профессий (учащиеся выполняют расчеты на других листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.
Таблица 25.
Пример определения готовности к профессии
“программист”[49].
Номера действий (вопросы) | Названия действий | Значимость действий для професс. | Самооценка готовности к действиям | Вероятность готовности к действиям |
Программист:
1 следить за приборами 2 х 7 = 14
3 выполнять расчеты 4 х 5 = 20
18 переносить
монотонную работу 2 х 3 = 6
28 уметь работать
в коллективе 1 х 2 = 2
32 придумывать новое 1 х 5 = 5
Сумма произведений
по всем действиям = 47 %
С учетом заниженной самооценки подростка (см. Табл. 12)
показатель его готовности умножается
на корректировочный коэффициент: 47 х 1,3 = 61,1 %
При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.
1. Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свою готовность (способность - “могу”) выполнять те или иные действия, но также оценить и свое желание выполнять эти действия (“хочу”), и даже необходимость именно такой работы с точки зрения своей и своих близких людей (своеобразное “надо”). После зачитывания психологом каждого вопроса учащийся уже в трех колонках на бланке проставляет эти самооценки, используя такую же шкалу, от 0 до 10 баллов.
2. К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения завышения или занижения самооценок, в методике предлагаются (имеются) примерные нормы, относящиеся лишь к способностям (см. Таблицу 26). Но при желании такие нормы можно сделать самим психологам, уже с учетом специфики своих городов и конкретных условий работы[50].
3. При подведении итогов подсчеты делаются не только по способностям, но и по оценке желаний и необходимости заниматься подобной работой. Поэтому при обсуждении приемлемости тех или иных профессий для данного школьника появляется возможность учесть многие важные составляющие выбора (как говорили раньше, и “хочу”, и “могу”, и несколько уточненное “надо”). Правда тогда само название методики - “Будь готов!” оказалось бы несколько суженным. Корректнее было бы назвать ее просто “Будь!... “ (шутка).
Мы предполагаем, что данный опросник, особенно в варианте индивидуальной работы с клиентом, вполне можно использовать на компьютере, что позволило бы значительно сократить время и свести к минимуму утомительные расчеты... Это позволило бы также сразу весь перечень профессий, а в перспектив даже расширить этот перечень (для компьютера это не проблема...).
Перечень вопросов (основных трудовых действий)
к опроснику “Будь готов!”.
Оцените, насколько Вы уже сейчас готовы выполнить следующие трудовые действия, используя шкалу от 0 до 10 баллов и выпишите эти баллы справа от номеров вопросов.
1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее)
2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо)
3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме... )
4. Много чертить, рисовать...
5. Вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре
6. Много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми
7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам
8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения)
9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами... )
10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений
11. Часто работать на открытом воздухе. на природе (и в любую погоду... )
12. Много запоминать по ходу работы
13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции... )
14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание
15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз
16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но “по умному”... )
17. Выполнять “грязную” работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом... )[51]
18. Переносить однообразную, монотонную работу
19. Переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость...)
20. Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры... )
21. Уметь организовывать, руководить людьми
22. Владеть иностранным языком
23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций
24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано... )
25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от Вашей работы кому-то будет плохо... )
26. Часто работать по вечерам и без выходных
27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно... )
28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок)
29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный... )
30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме
31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника... )
32. Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное
33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное
34. Быть проворным, уметь работать быстро.
Таблица 26.
Примерные “нормы” для опросника “Будь готов!”.
Номера вопросов и сами действия | девушки | юноши | женщины | мужчины |
1. следить за экраном, за приборами... | 4 - 8 | 4 - 8 | 4 - 6 | 6 - 8 |
2. текс> | 5 - 8 | 4 - 7 | ||
9. управлять техникой | 5 - 8 | 6 - 9 | 1 - 5 | 2 - 7 |
10. обрабатывать вручную | 3 - 7 | 4 - 8 | 2 - 6 | 2 - 7 |
11. работать на природе | 5 - 8 | 6 - 9 | 2 - 7 | 2 - 7 |
12. запоминать | 3 - 6 | 3 - 7 | 4 - 8 | 3 - 5 |
13. разъезжать | 5 - 9 | 4 - 8 | 3 - 7 | 3 - 6 |
14. переключать внимание | 5 - 8 | 5 - 7 | 4 - 7 | 3 - 5 |
15. проверять | 4 - 8 | 3 - 6 | 4 - 7 | 3 - 6 |
16. осторожность | 6 - 9 | 4 - 8 | 4 - 8 | 4 - 6 |
17. “грязная” работа | 1 - 6 | 1 - 5 | 1 - 4 | 3 - 6 |
18. однообразие | 1 - 6 | 2 - 6 | 1 - 5 | 2 - 6 |
19. насмешки | 2 - 5 | 2 - 6 | 1 - 4 | 2 - 4 |
20. физические нагрузки | 3 - 7 | 4 - 8 | 2 - 5 | 2 - 4 |
21. организовывать | 4 - 7 | 3 - 6 | 4 - 8 | 2 - 6 |
22. иностранный язык | 6 - 9 | 2 - 6 | 2 - 6 | 3 - 5 |
23. постоять за себя | 6 - 9 | 5 - 7 | 5 - 8 | 2 - 5 |
24. не обманывать... | 3 - 6 | 2 - 6 | 5 - 8 | 3 - 6 |
25. не принимать близко к сердцу | 3 - 7 | 3 - 6 | 2 - 5 | 2 - 5 |
26. ...без выходных | 2 - 5 | 3 - 7 | 3 - 7 | 4 - 6 |
27. ответственность | 4 - 7 | 4 - 8 | 5 - 8 | 3 - 7 |
28. взаимодействие с коллегами | 6 - 9 | 4 - 8 | 6 - 9 | 4 - 6 |
29. мечтать... | 6 - 9 | 6 - 8 | 5 - 8 | 4 - 7 |
вопросы-действия | девушки | юноши | женщины | мужчины |
30. быть в форме... | 5 - 8 | 6 - 8 | 4 - 7 | 5 - 7 |
31. свято верить... | 6 - 9 | 4 - 8 | 3 - 7 | 2 - 5 |
32. придумывать | 5 - 8 | 4 - 8 | 3 - 6 | 4 - 7 |
33. создавать красоту | 6 - 9 | 4 - 7 | 5 - 8 | 4 - 7 |
34. быть проворным | 4 - 8 | 5 - 8 | 4 - 8 | 5 - 7 |