ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛОСОФЫ - МОРАЛИСТЫ Х1Х и ХХ в.в.

􀀮􀀢☺􀀣􀀯􀀢☺􀀢􀀮􀀣􀀯􀀢􀀱􀀣☺􀀣􀀯􀀣☺􀀣􀀮􀀣☺􀀢☺􀀣􀀯􀀢􀀮􀀢

􀀉 Словарь ключевой терминологии. Аксиология. Рационализм,

иррационализм, объективизм, субъективизм, материализм, идеализм,

диалектика, субъективизм, социализм, коммунизм.

􀀢 ЛЮДВИГ ФЕЙРБАХ (1804-1872) – немецкий философ –

материалист. С 1837 г. после отстранения от преподавания в университете

за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» (1830), почти безвыездно

жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни Германии.

Этико-философские суждения Фейербаха носили антифеодальную и

антирелигиозную направленность. Этические суждения Фейербаха изложены

в соч.: «Сущность христианств» (1841), «Основы философии будущего»

(1843).

􀁾 Джон Стюарт МИЛЛЬ (1806-1873) – англ. философ-позитивист, агностик и

субъективный идеалист, логик, экономист, систематизатор утилитаризма.

Вслед за Бентамом отстаивал положение о том, что целью человеческой

жизни является достижение счастья. Однако счастье он связывал не с

количеством, а с качеством удовольствий, разделяя их на низшие

(чувственные) и высшие (интеллектуальные). Только высшие удовольствия

соответствуют нравственной природе человека, чувству собственного

достоинства. Этические взгляды Дж. Милля изложены в последней главе 6-

ой книги «Система логики» (1843, рус. пер. 1856-67, 1878 и др.) и в др. соч.

«Утилитаризм»(1863, рус. пер. 1866-69, 1900).

ПЬЕР ЖОЗЕФ ПРУДОН (1809-1965) – французский

мелкобуржуазный социалист и теоретик анархизма, создавший систему

реформистского мелкобуржуазного социализма пронизанную этическим

абсолютизмом. Прудон выдвигал утопические планы мирного

экономического преобразования капиталистического общества в строй

равенства ассоциированных мелких хозяев при сохранении ими частной

собственности. Из отношений товарного производства Прудон и почерпнул

свои идеалы «Вечной справедливости». Прудон полагал, что миром правит

мистическая справедливость Высшего разума.

Для женщины Прудон отводил роль покорной жены и домашней хозяйки и

настаивал на недопущении ее к участию в индустриальной и в общественной

деятельности.

􀀲 Этические воззрения Карла МАРКСА (1818-1883), Фридриха Энгельса

(1820-1895).

􀀲 К. МАРКС – основатель теории научного коммунизма, философии

диалектического и исторического материализма.

Высшей формой гуманизма является коммунистический гуманизм,

получивший научное обоснование в теории марксизма.

Впервые научно, проанализировав, влияние частной собственности на

личность, К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли антигуманный характер

капиталистического общества, в котором достижения социального прогресса

и культуры обращаются против человека (Отчуждение). Наемный труд,

эксплуатируемый капиталистом в целях получения прибыли, отрицает в

человеке личность, изнуряет его физически, разрушает его дух. Частная

собственность разъединяет людей, приводит к деградации человека в духовном

и моральном отношении. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Только в

коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность

всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в

коллективе возможна личная свобода» («Капитал» т.3, -с.75) (Личность и

коллектив). Коммунистический гуманизм сумел разрешить и преодолеть

противоречие, которое не в состоянии были преодолеть гуманисты прошлого

– противоречие между интересами отдельного класса и всего человечества.

К. Маркс показал, что только пролетариат способен освободить все

человечество, ибо его собственное освобождение от эксплуатации «заключает

в себе общечеловеческую эмансипацию...» Коммунистическая нравственность

является самой гуманистической в истории человечества. Она не просто

провозглашает своим основным принципом любовь и уважение к человеку,

но и ставит вопрос о создании подлинно человеческих условий в самом

обществе, необходимых для гармонического развития личности

(Всестороннее, целостное гармоническое развитие личности).

ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ развивали в 20-е годы ХХ века ученые

США: У. Файт, И. Бэбит, К. Гарнет, И. Левин и др. На поверку буржуазные

концепции ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ зачастую были далеки от

гуманизма. Н-р, У. Файт заявлял, что человек не обязан уважать интересы

др. людей, если они сами не могут постоять за себя. С т. зр. У. Файта

получается, что уважения и любви достойны только люди с крепкими

кулаками, способные самостоятельно пресекать обиды против себя.

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (Kierkegor, 1813-1855) – датский философ-мистик,

писатель, предшественник современного экзистенциализма. Кьеркегор считал,

что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во

внимание собственно человеческого существования, его чувств и

переживаний, являющихся такими же реальностями, как и сам человек. Не

познание объективного мира, а познание самого себя в подлинном

существовании (экзистенции)- главная задача «субъективного мыслителя».

Мир, согласно воззрениям Кьеркегора находится в состоянии «смертельной

болезни», причиной которой является «отчаяние». Все существующее

представляется парадоксальным: несчастнейший человек является

счастливейшим, а счастливейший – несчастнейшим, истина – ложью, ложь -

истиной, реальность - иллюзорностью, иллюзорность - реальностью и т.п.

В этой парадоксальной диалектике человек должен познавать только самого

себя, ибо «истина есть субъективность».

Кьеркегор выделяет три стадии жизни, которые должен пройти человек для

достижения своей цели: 1. Эстетическая стадия жизни человека (когда

личностные возможности никогда не превращаются в действительность, когда

человек живет «воображаемой жизнью»). 2. Этическая стадия жизни

человека (когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство

ответственности за свое собственное существование). 3. Религиозная стадия

жизни (когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не

конечность). Индивид, будучи существом религиозным постоянно

чувствует свой долг перед Богом.

Осн. этич. соч.: С. Кьеркегора: «Или-или», «Страх и трепет», 1844;

«О понятии страха», 1844.

􀀼 Идеи ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ в своеобразной интерпретации

высказывались некоторыми представителями экзистенциализма,

неофрейдизма, в том числе Сартром и Фроммом.

􀀢 ЭДУАРД ГАРТМАН (1842-1906) – немецкий философ–идеалист,

представитель иррационализма. Отправной пункт философской системы

Гартмана – бессознательное духовное начало, наделенное двумя атрибутами:

волей и представлением (идеей). Борьба воли и представления (идеи) по

Гартману определяет весь ход мирового развития. От результатов этой

борьбы зависит место и значение, занимаемое человечеством в системе

мирового целого.

Осн. соч.: «Философия бессознательного» (1869). «Феноменология

нравственного сознания» (1879). «К истории и обоснованию пессимизма»

(1880), «Этические очерки» (1898).

􀀢 ПОЛЬ ЛАФАРГ (1842-1911) – деятель французского и международного

рабочего движения, друг и соратник К. Маркса и Ф. Энгельса, теоретик и

популяризатор марксизма.

Лафарг отметил, что понятия морали «становятся движущими силами только

потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды». Лафарг

доказал, что этические теории буржуазии и ее моральная практика в

конечном счете обусловлены интересами и положением ее как

господствующего класса. «Господствующий класс всегда считается

справедливым то, что полезно для его экономических и политических

интересов, и несправедливым то, что для них вредно». Лафарг критиковал

буржуазные теории морали, в т.ч. этику Спенсера, идеи этического

социализма, разоблачал лженаучную теорию Ч. Ломбразо. (Ч. Ломбразо

возлагает всю ответственность за преступления в капиталистическом

обществе исключительно на преступника, который является таковым от

рождения.)

Поль Лафарг заявлял: «Измените среду – и этим самым вы измените нравы,

привычки, страсти и чувства».

Этические воззрения Лафарга изложены в работе «Экономический

детерминизм Карла Маркса» (рус. пер. 1909).

􀀢 ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ немецко-французского философа,

проповедника, врача АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА (1875-1965).

Альберт Швейцер принимал мораль как «благоговение перед жизнью во

всех ее прекрасных формах». По мнению Швейцера: «...сорвать в поле

одуванчик - такое же зло, как убийство человека». Этика Швейцера

универсальная, виталическая, т.к. он считал, что по критерию нравственной

ценности человек не выделяется особенным гуманизмом среди живых

существ.

Швейцер считал: Чем лучше человек послужит себе в эгоистичесой,

«языческой» – половине жизни (разовьет свои силы, способности, умения и

т.д.), тем лучше он сможет служить другим людям во второй – моральной,

«христианской» половине своей жизни.

Учение Швейцера наиболее полно изложено в его труде «Культура и

этика» (1923).

(См. кн.: Швейцер А. Благоговение перед жизью. –М., 1992. – С. 92-

105. 197-240.

Швейцер А. Письма из Ламбарене. –М., 1989).

􀀢 НИКОЛАЙ ГАРТМАН (1882-1950) - немецкий философ, объективный

идеалист. Представитель современной буржуазной аксиологии. Его идеи

изложены в кн.: «Этика» (1925).

􀀣 КАРЛ КАУТСКИЙ (1854-1938) – теоретик немецкой социал-демократии

и II Интренационала. Его концепция была направлена против этического

социализма и против этики Канта. Он подменял учение о марксизме

ошибочными вульгарно-биологическими взглядами, извращающими

марксизм. Карл Каутский пытался совместить идеи социального

дарвинизма с марксизмом. По словам Каутского, этика марксизма - это

прямое продолжение дарвинизма: Чарльз Дарвин дал объяснение

происхождению нравственности, а Маркс дал объяснение нравственного

идеала. В основе морали Каутского лежат социальные инстинкты

человека: самоотверженность, храбрость, верность общему делу,

дисциплина, правдивость по отношению к обществу, честолюбие,

которые имеют такую же силу, что и животные инстинкты

самосохранения и размножения. Совокупность социальных инстинктов

образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство -

стремление делать то, что содействует благу общества, даже, если это

наносит ущерб личному интересу. «Нравственный закон, - пишет

Каутский, - является не чем иным, как животным инстинктом, отсюда его

таинственная природа, отсюда внутренний голос в нас, не стоящий ни в

какой связи ни с каким внешним толчком или явным интересом».

􀀣 Основные этические соч. К. Каутского: «Этика и материалистическое

понимание истории» (рус. пер. 1922), «Происхождение морали» (рус. пер.

1906).

􀀣 ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (псевдоним Нареандранатха Датта) (1863-1902)

– индийский философ-гуманист, религиозный реформатор и общественный

деятель. В Америке и в Европе он известен как автор лекций о йоге и как

просветитель неоведантизма.

􀀢 МОХАНДОС КАРАМЧАНД ГАНДИ (1869-1948) – один из лидеров и

идеологов индийского национально-освободительного движения

(сатьяграхи). С помощью этики он обосновывал идеалы возвышения

достоинства личности и ликвидации социального неравенства. Главный

принцип этики (ахимса) Ганди в «воздержании от насилия», в

«воздержании вреда живым существам». «Только там есть жизнь, где

есть любовь. Жизнь без любви – смерть». Любовь несовместима с

причинением кому-либо страданий. Последователь ахимсы должен

принимать страдания на себя. Ганди сторонник индийского стоицизма.

Он на основе АХИМСЫ-БРАХМАЧАРИИ (воздержание) учил

воздержанию от потворства своим слабостям, освобождению от

страстей, учил воспитанию храбрости, мужества.

􀀢 КАРЛ ЯСПЕРС (1883- 1969) - ведущий представитель немецкого

экзистенциализма. Ясперс считал задачей философии решение

моральных проблем. Философия по его мнению, призывала не

формулировать систему знаний о человеке и окружающем мире, а

отыскивать средства «Спасения», помочь человеку в век господства

техники, стандартизации, регламентации общественной жизни остаться

самим собой (сохранить свою «самость»). Бытие раскрывается перед

человеком во всей своей подлинности в минуты особого

«экзистенциального озарения», в критических (пограничных»)

ситуациях, требующих напряжения всех его сил (борьба, болезнь,

страдание, вина, страх, смерть). Именно в эти мгновения человек

освобождается от суетности, повседневности внешнего

существования, в которое он погружён, будучи членом той или иной

общественной организации, к.л. коллективного целого, и обращается к

своему внутреннему миру. По отношению к этому миру и имеет

смысл понятие свободы, которая проявляется в решимости человека

выбирать определённую линию поведения в конкретных ситуациях.

Осн. соч. Ясперса: «Духовная ситуация эпохи» (1931), «Философия» (

1932), «Разум и существование» (1935), «Философия существования»

(1938), «Проблемы вины» (1946), «Введение в философию» (1950).

􀀢 ГАБРИЕЛЬ МАРСЕЛЬ (1889-1973) – французский философ, глава так

называемого христианского экзистенциализма. Критикуя пороки и

противоречия современного буржуазного общества, он предпочитал искать

утраченные идеалы Просвещения лишь путем вдумчивого отношения

человека к собственной жизни (recueillement- внутренняя

сосредоточенность, ведущая к мудрости), внимая к нравственным

предпосылкам познания («Вторичная рефлексия», антитеза «проблема-

таинство»). Первостепенное значение в философии Марселя приобретают

проблемы внутренней свободы, выбора, ответственности. По мнению

Марселя: с человека нельзя спрашивать «за всё», ибо он может реализовать

себя полностью в мире авторитарных ограничений.

Осн. соч. Г. Марселя «Метафизический дневник (1927), «Люди против

человеческого» (1951), «Закат мудрости» (1954), «Человек, ставший

проблемой» (1955) , «Философ и мир» (1964), «В защиту трагической

мудрости» (1968) и др.

􀁾 МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889-1976) – немецкий философ, один из

основоположников экзистенциализма. Хайдеггер считал постижение

сущности (смысла) бытия, осуществляемое путём анализа личности в

системе неизолированных социальных коммуникаций. Выводы Хайдеггера

пессимистические: вся жизнь человека выступает как «бытие для смерти».

Именно страх перед «концом» помогает человеку постигать

существование во всей подлинности, целостности, освобождает его от

общественных связей. Назначение смертного человека заключается в

постижении идеалов жизни.

Осн. Соч.: Бытие и время» (1927), «Письмо о гуманизме» (1947), «Ложные

пути» (1950), «Введение в метафизику» (1953).

􀂏 􀁶 􀂐 ЖАН ПОЛЬ САРТР (1905-1980) – французский философ,

представитель атеистического экзистенциализма, писатель, публицист,

общественный деятель. Философия Сартра проникнута оппозиционными

настроениями против официальной буржуазной идеологии. Сартр связывает

кризис гуманизма на Западе с деперсонализацией человека, с прогрессом

рационалистического мышления, с ростом естественных наук, с ростом

авторитета объективного знания о человеке. В «плодах цивилизации и

научно-технического прогресса» Сартр видел средства превращения

индивида в объект «манипуляции» со стороны государства. Сартр выступал

как стоик за неподчинение и неподвластность человеческой морали системам

государственного или иного принуждения. Сартр пытается опереться на

антиинтеллектуализм и интуитивизм в решении этических задач. Сартр

формально возрождает некоторые положения этики Канта: «Всё должно

происходить так, словно весь мир следит за тем, что я делаю, и сообразуется

с этим». Однако Сартр не признаёт общеобязательности нравственных

норм. Всякий поступок рассматривается им как уникальный и

неповторимый. Свобода у Сартра лишена созидательного начала. Зачастую

это лишь свобода желать. Она налицо в любом человеческом действии. Сартр

(в своих суждениях) не смог избежать фатализма (предопределённости свыше)

при объяснении человеческого поведения. Предопределенность

человеческого поведения Сартр видит в зависимости человека от некогда

перенесённых им душевных травм. В этом и заключается суть

экзистенциального психоанализа по Сартру. В противостоянии социальной

среде человек проверяет себя на «подлинность».

Этика Сартра выступает как дезориентирующее учение, как мешанина

стоицизма с индивидуализмом, леворадикальной анархии с ригоризмом.

Этические взгляды Сартра изложены в работах: «Бытие и ничто» (1943),

«Экзистенциализм это гуманизм» (1946), «Критика диалектического разума»

(1960), в романе «Тошнота» (1938), в драматургии и публицистике.

􀀢 АЛЬБЕР КАМЮ (1913-1960) – французский писатель, мыслитель,

представитель философии экзистенциализма. Философско-этические взгляды

Альбера Камю изложены в его пьесах, повестях и эссе, главная тема которых

– проблемное положение человека в современном капиталистическом

обществе. Исходным для философии морали Камю является понятие

абсурда: человек инстинктивно привязан к жизни и стремится к ней,

однако он существует в мире, который ему чужд, иррационален, абсурден.

Бессмысленно поэтому и само существование человека в таком мире.

Чтобы уйти от пессимизма, Камю пытается обосновать, оправдать «Бунт»

против «мирового абсурда». Однако бунтарство Камю ограничено областью

духа и морального мышления и является сугубо индивидуалистическим.

Камю не увидел социальных сил, могущих восстать против абсурда и

отчуждения. Путь к преодолению отчуждения, по Камю, - в достижении

счастья, которое заключается в «идентификации» человека с самим собой, в

его соответствии собственной сущности. Отсюда протест Камю против всего

чужеродного, буржуазного, что навязывается человеку извне, что отчуждает

человека от него самого.

Осн. произведения А. Камю: «Миф о Сизифе» (1942), «Посторонний»

(1942), «Чума» (1947), «Взбунтовавшийся человек» (1951), «Письма к

немецкому другу» (1943-1944). «Падение» (1956).

􀁡 ТЕМА 7. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И