ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛОСОФЫ - МОРАЛИСТЫ Х1Х и ХХ в.в.
☺☺☺☺☺☺
Словарь ключевой терминологии. Аксиология. Рационализм,
иррационализм, объективизм, субъективизм, материализм, идеализм,
диалектика, субъективизм, социализм, коммунизм.
ЛЮДВИГ ФЕЙРБАХ (1804-1872) – немецкий философ –
материалист. С 1837 г. после отстранения от преподавания в университете
за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» (1830), почти безвыездно
жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни Германии.
Этико-философские суждения Фейербаха носили антифеодальную и
антирелигиозную направленность. Этические суждения Фейербаха изложены
в соч.: «Сущность христианств» (1841), «Основы философии будущего»
(1843).
Джон Стюарт МИЛЛЬ (1806-1873) – англ. философ-позитивист, агностик и
субъективный идеалист, логик, экономист, систематизатор утилитаризма.
Вслед за Бентамом отстаивал положение о том, что целью человеческой
жизни является достижение счастья. Однако счастье он связывал не с
количеством, а с качеством удовольствий, разделяя их на низшие
(чувственные) и высшие (интеллектуальные). Только высшие удовольствия
соответствуют нравственной природе человека, чувству собственного
достоинства. Этические взгляды Дж. Милля изложены в последней главе 6-
ой книги «Система логики» (1843, рус. пер. 1856-67, 1878 и др.) и в др. соч.
«Утилитаризм»(1863, рус. пер. 1866-69, 1900).
ПЬЕР ЖОЗЕФ ПРУДОН (1809-1965) – французский
мелкобуржуазный социалист и теоретик анархизма, создавший систему
реформистского мелкобуржуазного социализма пронизанную этическим
абсолютизмом. Прудон выдвигал утопические планы мирного
экономического преобразования капиталистического общества в строй
равенства ассоциированных мелких хозяев при сохранении ими частной
собственности. Из отношений товарного производства Прудон и почерпнул
свои идеалы «Вечной справедливости». Прудон полагал, что миром правит
мистическая справедливость Высшего разума.
Для женщины Прудон отводил роль покорной жены и домашней хозяйки и
настаивал на недопущении ее к участию в индустриальной и в общественной
деятельности.
Этические воззрения Карла МАРКСА (1818-1883), Фридриха Энгельса
(1820-1895).
К. МАРКС – основатель теории научного коммунизма, философии
диалектического и исторического материализма.
Высшей формой гуманизма является коммунистический гуманизм,
получивший научное обоснование в теории марксизма.
Впервые научно, проанализировав, влияние частной собственности на
личность, К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли антигуманный характер
капиталистического общества, в котором достижения социального прогресса
и культуры обращаются против человека (Отчуждение). Наемный труд,
эксплуатируемый капиталистом в целях получения прибыли, отрицает в
человеке личность, изнуряет его физически, разрушает его дух. Частная
собственность разъединяет людей, приводит к деградации человека в духовном
и моральном отношении. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Только в
коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность
всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в
коллективе возможна личная свобода» («Капитал» т.3, -с.75) (Личность и
коллектив). Коммунистический гуманизм сумел разрешить и преодолеть
противоречие, которое не в состоянии были преодолеть гуманисты прошлого
– противоречие между интересами отдельного класса и всего человечества.
К. Маркс показал, что только пролетариат способен освободить все
человечество, ибо его собственное освобождение от эксплуатации «заключает
в себе общечеловеческую эмансипацию...» Коммунистическая нравственность
является самой гуманистической в истории человечества. Она не просто
провозглашает своим основным принципом любовь и уважение к человеку,
но и ставит вопрос о создании подлинно человеческих условий в самом
обществе, необходимых для гармонического развития личности
(Всестороннее, целостное гармоническое развитие личности).
ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ развивали в 20-е годы ХХ века ученые
США: У. Файт, И. Бэбит, К. Гарнет, И. Левин и др. На поверку буржуазные
концепции ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ зачастую были далеки от
гуманизма. Н-р, У. Файт заявлял, что человек не обязан уважать интересы
др. людей, если они сами не могут постоять за себя. С т. зр. У. Файта
получается, что уважения и любви достойны только люди с крепкими
кулаками, способные самостоятельно пресекать обиды против себя.
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (Kierkegor, 1813-1855) – датский философ-мистик,
писатель, предшественник современного экзистенциализма. Кьеркегор считал,
что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во
внимание собственно человеческого существования, его чувств и
переживаний, являющихся такими же реальностями, как и сам человек. Не
познание объективного мира, а познание самого себя в подлинном
существовании (экзистенции)- главная задача «субъективного мыслителя».
Мир, согласно воззрениям Кьеркегора находится в состоянии «смертельной
болезни», причиной которой является «отчаяние». Все существующее
представляется парадоксальным: несчастнейший человек является
счастливейшим, а счастливейший – несчастнейшим, истина – ложью, ложь -
истиной, реальность - иллюзорностью, иллюзорность - реальностью и т.п.
В этой парадоксальной диалектике человек должен познавать только самого
себя, ибо «истина есть субъективность».
Кьеркегор выделяет три стадии жизни, которые должен пройти человек для
достижения своей цели: 1. Эстетическая стадия жизни человека (когда
личностные возможности никогда не превращаются в действительность, когда
человек живет «воображаемой жизнью»). 2. Этическая стадия жизни
человека (когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство
ответственности за свое собственное существование). 3. Религиозная стадия
жизни (когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не
конечность). Индивид, будучи существом религиозным постоянно
чувствует свой долг перед Богом.
Осн. этич. соч.: С. Кьеркегора: «Или-или», «Страх и трепет», 1844;
«О понятии страха», 1844.
Идеи ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ в своеобразной интерпретации
высказывались некоторыми представителями экзистенциализма,
неофрейдизма, в том числе Сартром и Фроммом.
ЭДУАРД ГАРТМАН (1842-1906) – немецкий философ–идеалист,
представитель иррационализма. Отправной пункт философской системы
Гартмана – бессознательное духовное начало, наделенное двумя атрибутами:
волей и представлением (идеей). Борьба воли и представления (идеи) по
Гартману определяет весь ход мирового развития. От результатов этой
борьбы зависит место и значение, занимаемое человечеством в системе
мирового целого.
Осн. соч.: «Философия бессознательного» (1869). «Феноменология
нравственного сознания» (1879). «К истории и обоснованию пессимизма»
(1880), «Этические очерки» (1898).
ПОЛЬ ЛАФАРГ (1842-1911) – деятель французского и международного
рабочего движения, друг и соратник К. Маркса и Ф. Энгельса, теоретик и
популяризатор марксизма.
Лафарг отметил, что понятия морали «становятся движущими силами только
потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды». Лафарг
доказал, что этические теории буржуазии и ее моральная практика в
конечном счете обусловлены интересами и положением ее как
господствующего класса. «Господствующий класс всегда считается
справедливым то, что полезно для его экономических и политических
интересов, и несправедливым то, что для них вредно». Лафарг критиковал
буржуазные теории морали, в т.ч. этику Спенсера, идеи этического
социализма, разоблачал лженаучную теорию Ч. Ломбразо. (Ч. Ломбразо
возлагает всю ответственность за преступления в капиталистическом
обществе исключительно на преступника, который является таковым от
рождения.)
Поль Лафарг заявлял: «Измените среду – и этим самым вы измените нравы,
привычки, страсти и чувства».
Этические воззрения Лафарга изложены в работе «Экономический
детерминизм Карла Маркса» (рус. пер. 1909).
ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ немецко-французского философа,
проповедника, врача АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА (1875-1965).
Альберт Швейцер принимал мораль как «благоговение перед жизнью во
всех ее прекрасных формах». По мнению Швейцера: «...сорвать в поле
одуванчик - такое же зло, как убийство человека». Этика Швейцера
универсальная, виталическая, т.к. он считал, что по критерию нравственной
ценности человек не выделяется особенным гуманизмом среди живых
существ.
Швейцер считал: Чем лучше человек послужит себе в эгоистичесой,
«языческой» – половине жизни (разовьет свои силы, способности, умения и
т.д.), тем лучше он сможет служить другим людям во второй – моральной,
«христианской» половине своей жизни.
Учение Швейцера наиболее полно изложено в его труде «Культура и
этика» (1923).
(См. кн.: Швейцер А. Благоговение перед жизью. –М., 1992. – С. 92-
105. 197-240.
Швейцер А. Письма из Ламбарене. –М., 1989).
НИКОЛАЙ ГАРТМАН (1882-1950) - немецкий философ, объективный
идеалист. Представитель современной буржуазной аксиологии. Его идеи
изложены в кн.: «Этика» (1925).
КАРЛ КАУТСКИЙ (1854-1938) – теоретик немецкой социал-демократии
и II Интренационала. Его концепция была направлена против этического
социализма и против этики Канта. Он подменял учение о марксизме
ошибочными вульгарно-биологическими взглядами, извращающими
марксизм. Карл Каутский пытался совместить идеи социального
дарвинизма с марксизмом. По словам Каутского, этика марксизма - это
прямое продолжение дарвинизма: Чарльз Дарвин дал объяснение
происхождению нравственности, а Маркс дал объяснение нравственного
идеала. В основе морали Каутского лежат социальные инстинкты
человека: самоотверженность, храбрость, верность общему делу,
дисциплина, правдивость по отношению к обществу, честолюбие,
которые имеют такую же силу, что и животные инстинкты
самосохранения и размножения. Совокупность социальных инстинктов
образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство -
стремление делать то, что содействует благу общества, даже, если это
наносит ущерб личному интересу. «Нравственный закон, - пишет
Каутский, - является не чем иным, как животным инстинктом, отсюда его
таинственная природа, отсюда внутренний голос в нас, не стоящий ни в
какой связи ни с каким внешним толчком или явным интересом».
Основные этические соч. К. Каутского: «Этика и материалистическое
понимание истории» (рус. пер. 1922), «Происхождение морали» (рус. пер.
1906).
ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (псевдоним Нареандранатха Датта) (1863-1902)
– индийский философ-гуманист, религиозный реформатор и общественный
деятель. В Америке и в Европе он известен как автор лекций о йоге и как
просветитель неоведантизма.
МОХАНДОС КАРАМЧАНД ГАНДИ (1869-1948) – один из лидеров и
идеологов индийского национально-освободительного движения
(сатьяграхи). С помощью этики он обосновывал идеалы возвышения
достоинства личности и ликвидации социального неравенства. Главный
принцип этики (ахимса) Ганди в «воздержании от насилия», в
«воздержании вреда живым существам». «Только там есть жизнь, где
есть любовь. Жизнь без любви – смерть». Любовь несовместима с
причинением кому-либо страданий. Последователь ахимсы должен
принимать страдания на себя. Ганди сторонник индийского стоицизма.
Он на основе АХИМСЫ-БРАХМАЧАРИИ (воздержание) учил
воздержанию от потворства своим слабостям, освобождению от
страстей, учил воспитанию храбрости, мужества.
КАРЛ ЯСПЕРС (1883- 1969) - ведущий представитель немецкого
экзистенциализма. Ясперс считал задачей философии решение
моральных проблем. Философия по его мнению, призывала не
формулировать систему знаний о человеке и окружающем мире, а
отыскивать средства «Спасения», помочь человеку в век господства
техники, стандартизации, регламентации общественной жизни остаться
самим собой (сохранить свою «самость»). Бытие раскрывается перед
человеком во всей своей подлинности в минуты особого
«экзистенциального озарения», в критических (пограничных»)
ситуациях, требующих напряжения всех его сил (борьба, болезнь,
страдание, вина, страх, смерть). Именно в эти мгновения человек
освобождается от суетности, повседневности внешнего
существования, в которое он погружён, будучи членом той или иной
общественной организации, к.л. коллективного целого, и обращается к
своему внутреннему миру. По отношению к этому миру и имеет
смысл понятие свободы, которая проявляется в решимости человека
выбирать определённую линию поведения в конкретных ситуациях.
Осн. соч. Ясперса: «Духовная ситуация эпохи» (1931), «Философия» (
1932), «Разум и существование» (1935), «Философия существования»
(1938), «Проблемы вины» (1946), «Введение в философию» (1950).
ГАБРИЕЛЬ МАРСЕЛЬ (1889-1973) – французский философ, глава так
называемого христианского экзистенциализма. Критикуя пороки и
противоречия современного буржуазного общества, он предпочитал искать
утраченные идеалы Просвещения лишь путем вдумчивого отношения
человека к собственной жизни (recueillement- внутренняя
сосредоточенность, ведущая к мудрости), внимая к нравственным
предпосылкам познания («Вторичная рефлексия», антитеза «проблема-
таинство»). Первостепенное значение в философии Марселя приобретают
проблемы внутренней свободы, выбора, ответственности. По мнению
Марселя: с человека нельзя спрашивать «за всё», ибо он может реализовать
себя полностью в мире авторитарных ограничений.
Осн. соч. Г. Марселя «Метафизический дневник (1927), «Люди против
человеческого» (1951), «Закат мудрости» (1954), «Человек, ставший
проблемой» (1955) , «Философ и мир» (1964), «В защиту трагической
мудрости» (1968) и др.
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889-1976) – немецкий философ, один из
основоположников экзистенциализма. Хайдеггер считал постижение
сущности (смысла) бытия, осуществляемое путём анализа личности в
системе неизолированных социальных коммуникаций. Выводы Хайдеггера
пессимистические: вся жизнь человека выступает как «бытие для смерти».
Именно страх перед «концом» помогает человеку постигать
существование во всей подлинности, целостности, освобождает его от
общественных связей. Назначение смертного человека заключается в
постижении идеалов жизни.
Осн. Соч.: Бытие и время» (1927), «Письмо о гуманизме» (1947), «Ложные
пути» (1950), «Введение в метафизику» (1953).
ЖАН ПОЛЬ САРТР (1905-1980) – французский философ,
представитель атеистического экзистенциализма, писатель, публицист,
общественный деятель. Философия Сартра проникнута оппозиционными
настроениями против официальной буржуазной идеологии. Сартр связывает
кризис гуманизма на Западе с деперсонализацией человека, с прогрессом
рационалистического мышления, с ростом естественных наук, с ростом
авторитета объективного знания о человеке. В «плодах цивилизации и
научно-технического прогресса» Сартр видел средства превращения
индивида в объект «манипуляции» со стороны государства. Сартр выступал
как стоик за неподчинение и неподвластность человеческой морали системам
государственного или иного принуждения. Сартр пытается опереться на
антиинтеллектуализм и интуитивизм в решении этических задач. Сартр
формально возрождает некоторые положения этики Канта: «Всё должно
происходить так, словно весь мир следит за тем, что я делаю, и сообразуется
с этим». Однако Сартр не признаёт общеобязательности нравственных
норм. Всякий поступок рассматривается им как уникальный и
неповторимый. Свобода у Сартра лишена созидательного начала. Зачастую
это лишь свобода желать. Она налицо в любом человеческом действии. Сартр
(в своих суждениях) не смог избежать фатализма (предопределённости свыше)
при объяснении человеческого поведения. Предопределенность
человеческого поведения Сартр видит в зависимости человека от некогда
перенесённых им душевных травм. В этом и заключается суть
экзистенциального психоанализа по Сартру. В противостоянии социальной
среде человек проверяет себя на «подлинность».
Этика Сартра выступает как дезориентирующее учение, как мешанина
стоицизма с индивидуализмом, леворадикальной анархии с ригоризмом.
Этические взгляды Сартра изложены в работах: «Бытие и ничто» (1943),
«Экзистенциализм это гуманизм» (1946), «Критика диалектического разума»
(1960), в романе «Тошнота» (1938), в драматургии и публицистике.
АЛЬБЕР КАМЮ (1913-1960) – французский писатель, мыслитель,
представитель философии экзистенциализма. Философско-этические взгляды
Альбера Камю изложены в его пьесах, повестях и эссе, главная тема которых
– проблемное положение человека в современном капиталистическом
обществе. Исходным для философии морали Камю является понятие
абсурда: человек инстинктивно привязан к жизни и стремится к ней,
однако он существует в мире, который ему чужд, иррационален, абсурден.
Бессмысленно поэтому и само существование человека в таком мире.
Чтобы уйти от пессимизма, Камю пытается обосновать, оправдать «Бунт»
против «мирового абсурда». Однако бунтарство Камю ограничено областью
духа и морального мышления и является сугубо индивидуалистическим.
Камю не увидел социальных сил, могущих восстать против абсурда и
отчуждения. Путь к преодолению отчуждения, по Камю, - в достижении
счастья, которое заключается в «идентификации» человека с самим собой, в
его соответствии собственной сущности. Отсюда протест Камю против всего
чужеродного, буржуазного, что навязывается человеку извне, что отчуждает
человека от него самого.
Осн. произведения А. Камю: «Миф о Сизифе» (1942), «Посторонний»
(1942), «Чума» (1947), «Взбунтовавшийся человек» (1951), «Письма к
немецкому другу» (1943-1944). «Падение» (1956).
ТЕМА 7. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И