Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
О диалоге культур говорит М.С. Каган в статье «Общение реального субъекта с реальным партнером» в книге «Мир общения…» (см. Приложение 13)
Задание по статье:
Прочитайте статью М.С. Кагана и ответьте на следующие вопросы:
1. Правомерны ли выражения «общение культур» и «диалог культур»?
2. Какие точки зрения относительно трактовки диалога культур предлагаются в статье? Обоснованы ли они?
3. Что понимается под самообщением культур?
4. Необходимо ли знать журналисту теорию диалога культур? (Ответ обоснуйте).
Упражнение 2
Подумайте, какие разновидности диалога используются сегодня в журналистской практике? (Ответ аргументируйте примерами).
Упражнение 3
Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 2) и ответьте на следующие вопросы:
- На какие разряды делятся диалоги по коммуникативной установке?
- Как создается экспрессивность диалога?
- Как создается эстетическая атмосфера диалога?
Упражнение 4
Проанализируйте рецензии («Пушкин: в присутствии эффектов, в отсутствии себя» («Южный Урал» от 9 июня 1999 года); «Беда: Буран!» («Оренбургская неделя» от 17 июня 1999 года) (см. Приложения 15, 16) на спектакль Оренбургского драматического театра им. М. Горького «Капитанская дочка» режиссера Р. Исрафилова и охарактеризуйте полемический диалог журналистов.
Упражнение 5
Составьте диалог со своим любимым литературным героем, цель которого будет заключаться в достижении «нечто Целого», «третьей сущности», то есть того нового, чего не было до диалога; постройте его с учетом правил успешного ведения диалога.
Упражнение 6
Прочитайте статью «Понимаешь? Понимаю?» Л.В. Анпилоговой (см. Приложение 17). На основе предложенного материала поразмышляйте над тем, какие ещё условия необходимы для успешного ведения диалога?
Упражнение 7
Проверьте себя, насколько вы слажены в общении с другими людьми, в умении вести с ними диалог. Для этого проведите тест «Взаимоотношения с собеседником» из цикла тестов «Умение вести диалог» (см. Приложение 18).
Упражнение 8
Прочитайте рассказ А.П. Чехова «О вреде табака» (см. Приложение 19) и ответьте на следующие вопросы:
- Какого правила общения не придерживался герой рассказа при чтении лекции?
- Что может произойти в журналистской дискуссии, если не придерживаться этого правила?
- О чем еще нас заставляет задуматься рассказ героя произведения А.П. Чехова?
Упражнение 9
Прочитайте статью «Радио- и телевизионная речь как вид общения» (см. Приложение 20) и поразмышляйте над понятием «социально ориентированное общение».
Упражнение 10
Прокомментируйте цитаты, соотнося их с понятием диалога:
- «Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же авторитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все согласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размышления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут» (Аль-Фераби).
- «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один» (Ж.Ж. Руссо).