Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

О диалоге культур говорит М.С. Каган в статье «Общение реального субъекта с реальным партнером» в книге «Мир общения…» (см. Приложение 13)

 

Задание по статье:

Прочитайте статью М.С. Кагана и ответьте на следующие вопросы:

 

1. Правомерны ли выражения «общение культур» и «диалог культур»?

2. Какие точки зрения относительно трактовки диалога культур предлагаются в статье? Обоснованы ли они?

3. Что понимается под самообщением культур?

4. Необходимо ли знать журналисту теорию диалога культур? (Ответ обоснуйте).

Упражнение 2

 

Подумайте, какие разновидности диалога используются сегодня в журналистской практике? (Ответ аргументируйте примерами).

 

Упражнение 3

 

Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 2) и ответьте на следующие вопросы:

 

- На какие разряды делятся диалоги по коммуникативной установке?

- Как создается экспрессивность диалога?

- Как создается эстетическая атмосфера диалога?

 

 

Упражнение 4

 

Проанализируйте рецензии («Пушкин: в присутствии эффектов, в отсутствии себя» («Южный Урал» от 9 июня 1999 года); «Беда: Буран!» («Оренбургская неделя» от 17 июня 1999 года) (см. Приложения 15, 16) на спектакль Оренбургского драматического театра им. М. Горького «Капитанская дочка» режиссера Р. Исрафилова и охарактеризуйте полемический диалог журналистов.

 

Упражнение 5

 

Составьте диалог со своим любимым литературным героем, цель которого будет заключаться в достижении «нечто Целого», «третьей сущности», то есть того нового, чего не было до диалога; постройте его с учетом правил успешного ведения диалога.

 

Упражнение 6

 

Прочитайте статью «Понимаешь? Понимаю?» Л.В. Анпилоговой (см. Приложение 17). На основе предложенного материала поразмышляйте над тем, какие ещё условия необходимы для успешного ведения диалога?

Упражнение 7

 

Проверьте себя, насколько вы слажены в общении с другими людьми, в умении вести с ними диалог. Для этого проведите тест «Взаимоотношения с собеседником» из цикла тестов «Умение вести диалог» (см. Приложение 18).

 

Упражнение 8

 

Прочитайте рассказ А.П. Чехова «О вреде табака» (см. Приложение 19) и ответьте на следующие вопросы:

 

- Какого правила общения не придерживался герой рассказа при чтении лекции?

- Что может произойти в журналистской дискуссии, если не придерживаться этого правила?

- О чем еще нас заставляет задуматься рассказ героя произведения А.П. Чехова?

 

Упражнение 9

 

Прочитайте статью «Радио- и телевизионная речь как вид общения» (см. Приложение 20) и поразмышляйте над понятием «социально ориентированное общение».

 

Упражнение 10

 

Прокомментируйте цитаты, соотнося их с понятием диалога:

 

- «Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же ав­торитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все сог­ласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размыш­ления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут» (Аль-Фераби).

- «Тысячи путей ведут к заб­луждению, к истине - только один» (Ж.Ж. Руссо).