Ценовая дискриминация
1. Сравнительный анализ базовых типов ценовой дискриминации как основы для исследования стратегического поведения фирмы на различных типах рынков.
2. Условия эффективного осуществления ценовой дискриминации на разных рынках. Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния.
3. Психологические особенности восприятия цены и их использование в практике монопольного ценообразования.
4. Межвременная дискриминация. Распределение спроса на товары с длительным сроком службы во времени. Дилемма Коуза. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периоде. Проблема лизинга или купли-продажи инвестиционных товаров. Планируемое устаревание
товара.
5. Стратегия и тактика ценообразования в практике западных фирм. Сегментация рынка, позиционирование товара, цена «снятия сливок», цена «проникновения» как факторы стратегического поведения фирмы на рынках несовершенной конкуренции; их воздействие на равновесие отрасли и благосостояние общества. Цена, ориентированная на затраты, и цена, ориентированная на спрос. Изменение уровня цены и методов ценообразования в ходе жизненного цикла товара. Ценообразование в условиях неопределенности.
6. Ценообразование и поведение конкурентов. Лидерство в ценах. Ценовые стратегии приспособления, добровольного сотрудничества, оппортунистического и грабительского поведения.
7. Модели нелинейного ценообразования. Взаимосвязанные продажи. Ограничения покупки и ограничения продажи как методы ценовой дискриминации. Выбор качества товара и цены.
Вопросы для повторения
1. Какие виды ценовой дискриминации используются в экономическом анализе?
2. Какие критерии применяются для выделения типов ценовой дискриминации?
3. Всегда ли ценовая дискриминация является эффективной? В каких случаях ценовая дискриминация эффективна? В каких нет?
4. К каким результатам ведет ценовая дискриминация для экономики в целом? Для потребителей? Для фирмы, которая придерживается данной политики? Для других фирм рынка?
5. Каким образом фирма может использовать психологические особенности поведения потребителей для проведения ценовой дискриминации?
6. В чем особенность рынка товаров длительного пользования?
7. С какими трудностями (проблемами) сталкивается фирма на рынке товаров длительного пользования?
8. Какие типы стратегий ценообразования используются современными фирмами? В чем заключаются особенности каждой стратегии?
9. Как меняются величина цены и методы ценообразования в ходе жизненного цикла товара?
10. Каким образом связаны цена и качество товара?
Задачи
1. Компания является монополистом на рынке оборудования. Средние издержки фирмы постоянны и равны 45 тыс. р. Функция спроса равна Qd = 28 – 2Р. Что выгоднее для фирмы: производить оборудование для продажи или сдавать его в аренду, если известно, что фирма собирается работать на рынке в течение двух лет, а средневзвешенные затраты на капитал равны 1 тыс. р.?
2. Китайская компания АВС производит тостеры для внутренних потребителей, а также для поставок в Россию. Предельные издержки производства товара равны 10 дол. Функция спроса на товар в России равна РР = 110 – 2Q, в Китае РК = 210 – 5Q. Компания AВС ввозит тостеры в Россию по демпинговым ценам. Каков объем продаж товара в Китае и в России? Является ли проводимая китайской компанией ценовая дискриминация эффективной? Россия вводит антидемпинговую пошлину в размере
1 дол. Какова теперь будет цена тостера в России и в Китае? Каковы размеры выигрышей и/или убытков России от проведения антидемпинговой политики?
3. Фирма продает свой товар в Бразилии, Швейцарии
и Замбии. Эластичности спроса в трех странах соответственно равны: –14,0; –2,03 и –0,05. Товар не может быть перепродан
в другом регионе, отличном от места первоначального сбыта. Президент компании предлагает назначить следующие цены на товар: 1000 дол. в Бразилии; 2000 дол. в Швейцарии и 3000 дол. в Замбии. Правильное ли его решение? Какой диапазон цен предложили бы Вы?
4. Фирма может продавать магнитофоны в Африке и Азии. Спрос в Африке на ее товар равен РА = 100 – QA, спрос в Азии
РАз = 250 – 1,5Q. Совокупные издержки производства товара равны ТС = 40 + 1,2Q2, где Q – совокупный объем выпуска. Фирма проводит эффективную ценовую дискриминацию. Какую цену она назначит на свой товар в каждом регионе? Какое количество будет продано?
5. Компания МХ является монополией в маленьком городке на юге России. Она поставляет цемент потребителям, которые вступили в члены «цементного» клуба, организатором которого также является данная компания. Потребители однородны. Функция совокупного спроса убывает. Предельные издержки производства цемента постоянны. Чему будет равен вступительный взнос в клуб? Какова будет цена тонны цемента? В каком случае прибыль монополиста выше: при линейном ценообразовании или в случае ценовой дискриминации?
6. Компания АВС собирается войти на рынок электронного оборудования. Она рассматривает следующие варианты ценовой политики:
1) публикация в газетах купонов, которые предоставляют потребителям 15%-ную скидку при покупке оборудования;
2) если заказчик может доказать, что конкурент предложил данный товар по более низкой цене, компания продаст его ему по цене на 10% ниже, чем у конкурента;
3) предложение пенсионерам 20%-ной скидки;
4) проведение крупных распродаж раз в неделю, когда магазин будет работать не только днем, но и в ночные часы;
5) предложение товара по более низкой цене за единицу при покупке более трех наименований.
К каким видам ценовой дискриминации относится каждый из возможных вариантов? Какой из них предпочтительнее с точки зрения компании? С точки зрения потребителя?
7. Доказать, что прибыль фирмы при двухставочном тарифе выше, чем при обычном линейном монопольном ценообразовании.
8. Может ли существовать ценовая дискриминация, если перепродажа товара все-таки происходит?
9. Предположим, выпуск продукции фирмы фиксирован. На рынке существуют две группы потребителей с разными ценовыми оценками товара. Сравните благосостояние потребителей и фирмы в условиях монополии и ценовой дискриминации (какого или каких возможных видов?). Где потери благосостояния больше? Почему?