Фирма как основной субъект отраслевых рынков

1. Проблемы, возникающие при принятии предпосылки о максимизации прибыли как основном мотиве деятельности фирмы.

2. Многообразие экономических агентов на фирме. Влияние выбора цели фирмы на ее поведение и структуру рынка.

3. Цели индивидуального собственника. Модель выбора между доходом (прибылью) и свободным временем.

4. Цели акционеров. Модели максимизации дивидендов. Максимизация курсовой стоимости акций. Максимизация благосостояния акционеров.

5. Цели менеджеров. Способы контроля за деятельностью менеджеров. Ограничения самостоятельности деятельности менеджеров.

 

Вопросы для повторения

1. Всегда ли прибыль является основным мотивом деятельности фирмы?

2. Почему прибыль рассматривается как основной мотив поведения фирмы?

3. Какие экономические агенты действуют на рынке?

4. Каким образом выбор цели сказывается на поведении фирмы и на рыночной структуре?

5. Какие цели преследует индивидуальный собственник? Какие цели являются доминирующими у акционеров?

 

Семинарское занятие 5

 

Вертикальная интеграция

И вертикальные ограничения

В отраслевой организации рынков

1. Внешние эффекты в отношениях между производителем и посредником как причина стремления фирм к вертикальной интеграции.

2. Проблема двойного ценообразования. Риск безответственности и моральный ущерб. Проблема «безбилетника» в отношениях производителя и посредника.

3. Виды вертикальной интеграции. Интеграция фактора (интеграция «назад») и интеграция продукта (интеграция «вперед»). Квазиинтеграция.

4. Методы вертикальных ограничений и скидок. Установление минимальной цены перепродажи. Франшиза. Квоты продаж. Практика «исключительной территории».

5. Положительные и отрицательные эффекты интеграции. Снижение трансакционных издержек как особой формы эффективности вертикальной интеграции с точки зрения фирмы или общества в целом.

6. Интеграция и изменение рыночной власти фирмы: теория и эмпирические исследования. Роль вертикальной интеграции при наличии больших постоянных издержек в отрасли. Оценка значимости интеграции для устранения монопольной власти фирмы. Запрещение и поддержка вертикальных ограничений: опыт США и Западной Европы.

 

Вопросы для повторения

 

1. Каковы причины возникновения вертикально интегрированных фирм?

2. В чем заключается проблема двойного ценообразования?

3. Каковы последствия вертикальной интеграции для рынка? Для потребителя? Для экономики в целом?

4. Какие виды интеграции рассматриваются в экономической теории? Каково значение каждого вида для анализа поведения фирмы на рынке?

5. Когда возникает и как решается проблема «безбилетника» в вертикальных отношениях между фирмами?

6. В каких случаях вертикальная интеграция неэффективна?

7. Какие методы вертикальных ограничений используются фирмами? С какой целью?

8. Каковы положительные и отрицательные черты вертикальной интеграции?

9. Каким образом вертикальная интеграция изменяет рыночную структуру и монопольную власть фирмы?

10. Как государство регулирует вертикальную интеграцию в разных странах?

 

Семинарское занятие 6



in/footer.php"; ?>