Барьеры входа и выхода фирм на отраслевом рынке

 

1. Определение барьеров входа. Способы входа в отрасль. Сравнительный анализ возможных барьеров входа; концепции Бэйна, Стиглера, Демзеца.

2. Нестратегические барьеры: понятие и основные виды. Абсолютное преимущество в издержках производства. Положительный эффект масштаба. Роль рынка капитала в создании барьеров входа на товарный рынок. Репутация. Роль накопления опыта функционирования в данной отрасли.

3. Стратегические барьеры: понятие и основные виды. Лимитирующее ценообразование. Трудности выбора правильного уровня лимитирующей цены. Дифференциация товара. Качество товара. Реклама. Дополнительные инвестиции в оборудование. Роль незагруженных мощностей.

4. Слияния и поглощения. Их роль в формировании рыночных структур и барьеров входа. Оценка возможных выгод и потерь. Диверсификация и образование конгломератов. Стратегии поведения фирм до и после слияния.

5. Роль синергетического эффекта для общественного благосостояния. Создание дополнительной политической власти фирм в обществе. Способы, используемые фирмами для предотвращения нежелательных слияний (поглощений).

6. Анализ концепции квазиконкурентных рынков. Роль необратимых издержек в формировании рыночной структуры. Условия эффективности квазиконкурентного рынка.

7. Стратегии выхода фирмы с рынка. Эмпирические исследования барьеров входа-выхода: анализ методики и результатов Харриса, Бэйна, Манна, Стиглера, Шмалензи.

 

Вопросы для повторения

1. Какие существуют способы входа в отрасль?

2. Каковы критерии эффективности входа на рынок? Выхода с рынка?

3. Какую роль играют нестратегические барьеры?

4. В чем особенность стратегических барьеров?

5. Какое влияние рынок капитала оказывает на рынок товара?

6. В чем заключается значение первенства фирмы и отрасли?

7. Каким образом лимитирующее ценообразование может использоваться в качестве барьера входа на рынок? Барьера выхода?

8. В каких случаях лимитирующее ценообразование неэффективно?

9. Какую роль в создании или преодолении барьеров играют слияния и поглощения фирм?

10. Какова роль необратимых издержек в поддержании барьеров на рынке? Что происходит с рынком в условиях нулевых необратимых издержек?

 

Задачи

 

1. Каким образом наличие или отсутствие эффективного финансового рынка отражается на величине и способах получения прибыли монополиста, действующего на товарном рынке, если монополист первоначально использует только собственные средства для покрытия производственных затрат? Рассмотреть случай линейного спроса с постоянными параметрами и неизменными средними и предельными издержками выпуска товара.

2. Имеются данные о совокупных издержках двух фирм отрасли: ТС1 = 20Q, TC2 = 30Q. Спрос на рынке описывается функцией Qd = 33 – P. Одна из фирм является лидером на рынке, а другая планирует войти в отрасль. Для защиты старая фирма использует лимитирующее ценообразование. По оценкам экспертов, лимитирующая цена не будет превышать 27 денежных единиц. Какая из фирм является старой, а какая планирует войти на рынок? Удастся ли новой фирме войти на рынок? Если предположить, что старая фирма не изменит объем выпуска и допустит вход новой фирмы, какова будет цена товара каждой фирмы и совокупный объем предложения товара?

3. Фирма А является монополистом на рынке пиломатериалов, а фирма Б планирует войти в отрасль. Какой из стратегических барьеров может использовать фирма А для предотвращения входа фирмы Б? Ниже приведена информация аналитического отдела фирмы А:

издержки фирмы Б превосходят, по оценкам экспертов, издержки производства фирмы А на 20%;

неудовлетворенный спрос на данном рынке предположительно составляет 10 единиц, фирма Б готова выпускать 25 единиц товара;

фирма Б выходит на рынок пиломатериалов с технологически новой продукцией, а фирма А диверсифицировала свою деятельность и основным ее рынком на данном этапе является рынок зубной пасты. Из заявлений фирмы Б для прессы можно сделать вывод, что фирма Б рассчитывает на снижение выпуска пиломатериалов фирмой А и постепенный уход этой фирмы из отрасли.

Каким образом эта информация может повлиять на вид стратегического барьера отрасли? Имеет ли смысл применять здесь лимитирующее ценообразование? Почему?

4. В каком случае фирме труднее войти в отрасль при одной и той же величине МЭВ: если спрос эластичен, если спрос неэластичен? Почему?

5. Есть ли различие с точки зрения рыночной структуры
(в статике и динамике) между отраслью с долгосрочными барьерами входа и отраслью без барьеров, но с длительным временем реакции приспособления? Проанализируйте нормы прибыли и цены фирмы в краткосрочном и в долгосрочном периоде для каждой отрасли? Каким образом можно различить эти отрасли?

6. Издержки фирм, входящих в картель, ниже издержек фирм, которые в картель не входят. Какие дополнительные предположения о входе в отрасль мы должны использовать для оценки остаточной функции спроса на продукт картеля? Насколько реалистичными являются эти предположения? Каким образом на практике можно было бы получить требуемую информацию? При каких условиях картель может вынудить другие фирмы уйти из отрасли и будет продолжать получать прибыль или даже увеличит ее объем? Как повлияет на стремление фирм войти в картель:

а) возможность преследования картельной практики со стороны государства?

б) размер фирм?


Семинарское занятие 4