Тема: Содержание естественно-научных знаний в современных курсах «Окружающий мир»

Цель: закрепить в практической деятельности теоретические знания о содержании естественно-научного начального образования, принципах его отбора и структурирования.

Вопросы и задания

1. Чем объясняется необходимость введения в учебные планы
начальной школы изучения детьми естествознания?

2. Назовите основные государственные документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания естествознания.

3. Чем определяются цели и задачи преподавания естествозна­ния в школе, в том числе начальной?

4. Какова ведущая цель преподавания естествознания в началь­ной школе?

5. Изучите ст. 7; 32 п. 2 п/п 23; ст. 55 п. 4 Закона РФ «Об образовании», выявите и запишите в тетрадь:

- необходимость разработки стандартов, требования к ним, ва­риативность, периодичность разработки стандартов;

- свои профессиональные права при выборе вариантов учебни­ков.

6. Изучите действующий стандарт образования по курсу «Окружающий мир». Выявите и запишите в тетрадь:

- структуру стандарта;

- статус предмета «Окружающий мир»: учебный компонент, об­разовательная область, учебный предмет или другое;

- количество часов по классам;

- особенности курса: состоит из отдельных образовательных об­ластей, их перечень и взаимоотношение (взаимосвязанные парал­лельные, самостоятельные или другое); интегрированный, вклю­чающий модули, их перечень и взаимоотношение; другой подход;

- цели и задачи преподавания в начальной школе курса «Окру­жающий мир»;

- содержание и назначение каждого структурного компонента стандарта.

7. Проанализируйте две-три наиболее распростра­ненные в данном регионе учебные программы к курсам, вклю­ченным в Федеральный перечень. Работу выполняйте с использо­ванием программ и соответствующих учебников. Данные заполните в таблицу:

 


8. Сравните реализацию направлений экологического образова­ния у разных авторов. Определите сходство и отличие подходов. Выявите, какой вариант, по вашему мнению, в наибольшей сте­пени реализует направления экологического образования и при этом в необходимой степени учитывает принцип научности. Свой вывод обоснуйте.

9. Чем обусловлена необходимость естественно-научного об­разования, начиная с младшего школьного возраста?

A. Естественно-научное образование должно быть уже в началь­ной школе, так как природа доступна для непосредственного вос­приятия ребенком. Это образование несет в себе огромный разви­вающий потенциал, решает проблему пропедевтики основного естественно-научного образования.

Б. Естественно-научное начальное образование связано с пре­быванием ребенка в природе, на свежем воздухе, а значит, не может отрицательно повлиять на его здоровье.

B. Младшему школьнику важно иметь знания о природе, чтобы
использовать их в играх, праздничных мероприятиях, в работе с занимательными материалами, передавать эти знания младшим.

10. Государственные образовательные стандарты в истории шко­лы вообще и в истории начального, в том числе естественно-на­учного, образования в частности впервые стали разрабатываться в 90-е гг. прошлого столетия. Почему возникла такая необходи­мость?

A. В связи с необходимостью перевода на рыночные подходы всех направлений жизни общества — производства, экономики, культуры, торговли, социальной сферы и др.

Б. В связи с тем, что стандарты унифицируют направления дея­тельности разных сфер жизни общества и тем самым облегчают управление обществом в целом.

B. Государственные образовательные стандарты создают еди­ное образовательное пространство для всех членов общества, тем самым унифицируют основы содержания вариативных УМК, обес­печивают успешный переход обучающихся по вертикалям (с одной ступени на другую) и по горизонталям (из одного учебного заведения в другое) обучения.

11. Каковы функции учебных программ вообще и по естествен­но-научному начальному образованию в частности? Отметьте са­мый полный и точный ответ.

A. Определить содержание и последовательность учебных дей­ствий учащихся, формы и методы выполнения этих действий.

Б. Определить цель и задачи преподавания естествознания в соответствии с общими целями и конкретной концепцией, отра­зить некоторые особенности подходов его преподавания, отобрать и сконструировать содержание знаний в соответствии со стандар­том и конкретной концепцией, прописать практическую часть и требования к уровню подготовки учащихся.

B. Определить формы, методы, средства обучения младших
школьников естествознанию, прописать перспективы развития этих
дидактических категорий применительно к начальному естество­знанию.

Литература:

1. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед.ин-тов по спец «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

2. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. учрежд.средн.проф. образования пед.профиля. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

3. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 496 с.

3. Подготовьте реферат на следующие темы:

1. Экскурсия в природу как средство развития личности младшего школьника.

2. Внеклассная работа по естествознанию как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.

3. Фенологические наблюдения как средство развития наблюдательности учащихся начальных классов.

4. Роль опытов и практических работ на уроках «Окружающий мир»

5. Использование наглядных пособий на экологических занятиях по курсу «Окружающий мир».

6. Наблюдение как основной метод экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

7. Экологические опыты и практические работы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

8. Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов средствами игры в курсе «Окружающий мир».

9. Использование занимательного материала на уроках по учебному предмету «Окружающий мир».

10. Своеобразие проведения физкультурных минуток на уроках курса «Окружающий мир».

11. Тестирование как способ проверки обществоведческих знаний младших школьников.

12. Системы оценивания учебных достижений младших школьников в учебном курсе «Окружающий мир».

13. Методика работы с младшими школьниками на экологической тропе.

14. Возможности применения современных педагогических технологий в процессе ознакомления учащихся классов раннего развития с миром.

15. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в кругу семьи.

Работа над рефератом.

Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме.

Цель написания– научиться самостоятельно, отбирать, анализировать и обобщить материал.

Для написания реферата необходимо:

- выбрать тему;

- используя список рекомендуемой литературы;

- подобрать необходимые источники (монографии, сборники, периодику);

- составить план реферата;

- сделать литературный обзор материала и написать конспект;

- проиллюстрировать работу схемами, таблицами, графиками;

- сделать выводы, выразив свое отношение к изученной проблеме;

- оформить реферат согласно требованиям ГОСТа;

- учитывая замечания преподавателя, внести исправления;

- представить прорецензированную работу к защите и сдать преподавателю.