Тема: Содержание естественно-научных знаний в современных курсах «Окружающий мир»
Цель: закрепить в практической деятельности теоретические знания о содержании естественно-научного начального образования, принципах его отбора и структурирования.
Вопросы и задания
1. Чем объясняется необходимость введения в учебные планы
начальной школы изучения детьми естествознания?
2. Назовите основные государственные документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания естествознания.
3. Чем определяются цели и задачи преподавания естествознания в школе, в том числе начальной?
4. Какова ведущая цель преподавания естествознания в начальной школе?
5. Изучите ст. 7; 32 п. 2 п/п 23; ст. 55 п. 4 Закона РФ «Об образовании», выявите и запишите в тетрадь:
- необходимость разработки стандартов, требования к ним, вариативность, периодичность разработки стандартов;
- свои профессиональные права при выборе вариантов учебников.
6. Изучите действующий стандарт образования по курсу «Окружающий мир». Выявите и запишите в тетрадь:
- структуру стандарта;
- статус предмета «Окружающий мир»: учебный компонент, образовательная область, учебный предмет или другое;
- количество часов по классам;
- особенности курса: состоит из отдельных образовательных областей, их перечень и взаимоотношение (взаимосвязанные параллельные, самостоятельные или другое); интегрированный, включающий модули, их перечень и взаимоотношение; другой подход;
- цели и задачи преподавания в начальной школе курса «Окружающий мир»;
- содержание и назначение каждого структурного компонента стандарта.
7. Проанализируйте две-три наиболее распространенные в данном регионе учебные программы к курсам, включенным в Федеральный перечень. Работу выполняйте с использованием программ и соответствующих учебников. Данные заполните в таблицу:
8. Сравните реализацию направлений экологического образования у разных авторов. Определите сходство и отличие подходов. Выявите, какой вариант, по вашему мнению, в наибольшей степени реализует направления экологического образования и при этом в необходимой степени учитывает принцип научности. Свой вывод обоснуйте.
9. Чем обусловлена необходимость естественно-научного образования, начиная с младшего школьного возраста?
A. Естественно-научное образование должно быть уже в начальной школе, так как природа доступна для непосредственного восприятия ребенком. Это образование несет в себе огромный развивающий потенциал, решает проблему пропедевтики основного естественно-научного образования.
Б. Естественно-научное начальное образование связано с пребыванием ребенка в природе, на свежем воздухе, а значит, не может отрицательно повлиять на его здоровье.
B. Младшему школьнику важно иметь знания о природе, чтобы
использовать их в играх, праздничных мероприятиях, в работе с занимательными материалами, передавать эти знания младшим.
10. Государственные образовательные стандарты в истории школы вообще и в истории начального, в том числе естественно-научного, образования в частности впервые стали разрабатываться в 90-е гг. прошлого столетия. Почему возникла такая необходимость?
A. В связи с необходимостью перевода на рыночные подходы всех направлений жизни общества — производства, экономики, культуры, торговли, социальной сферы и др.
Б. В связи с тем, что стандарты унифицируют направления деятельности разных сфер жизни общества и тем самым облегчают управление обществом в целом.
B. Государственные образовательные стандарты создают единое образовательное пространство для всех членов общества, тем самым унифицируют основы содержания вариативных УМК, обеспечивают успешный переход обучающихся по вертикалям (с одной ступени на другую) и по горизонталям (из одного учебного заведения в другое) обучения.
11. Каковы функции учебных программ вообще и по естественно-научному начальному образованию в частности? Отметьте самый полный и точный ответ.
A. Определить содержание и последовательность учебных действий учащихся, формы и методы выполнения этих действий.
Б. Определить цель и задачи преподавания естествознания в соответствии с общими целями и конкретной концепцией, отразить некоторые особенности подходов его преподавания, отобрать и сконструировать содержание знаний в соответствии со стандартом и конкретной концепцией, прописать практическую часть и требования к уровню подготовки учащихся.
B. Определить формы, методы, средства обучения младших
школьников естествознанию, прописать перспективы развития этих
дидактических категорий применительно к начальному естествознанию.
Литература:
1. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед.ин-тов по спец «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
2. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. учрежд.средн.проф. образования пед.профиля. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
3. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 496 с.
3. Подготовьте реферат на следующие темы:
1. Экскурсия в природу как средство развития личности младшего школьника.
2. Внеклассная работа по естествознанию как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
3. Фенологические наблюдения как средство развития наблюдательности учащихся начальных классов.
4. Роль опытов и практических работ на уроках «Окружающий мир»
5. Использование наглядных пособий на экологических занятиях по курсу «Окружающий мир».
6. Наблюдение как основной метод экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
7. Экологические опыты и практические работы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
8. Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов средствами игры в курсе «Окружающий мир».
9. Использование занимательного материала на уроках по учебному предмету «Окружающий мир».
10. Своеобразие проведения физкультурных минуток на уроках курса «Окружающий мир».
11. Тестирование как способ проверки обществоведческих знаний младших школьников.
12. Системы оценивания учебных достижений младших школьников в учебном курсе «Окружающий мир».
13. Методика работы с младшими школьниками на экологической тропе.
14. Возможности применения современных педагогических технологий в процессе ознакомления учащихся классов раннего развития с миром.
15. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в кругу семьи.
Работа над рефератом.
Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме.
Цель написания– научиться самостоятельно, отбирать, анализировать и обобщить материал.
Для написания реферата необходимо:
- выбрать тему;
- используя список рекомендуемой литературы;
- подобрать необходимые источники (монографии, сборники, периодику);
- составить план реферата;
- сделать литературный обзор материала и написать конспект;
- проиллюстрировать работу схемами, таблицами, графиками;
- сделать выводы, выразив свое отношение к изученной проблеме;
- оформить реферат согласно требованиям ГОСТа;
- учитывая замечания преподавателя, внести исправления;
- представить прорецензированную работу к защите и сдать преподавателю.