Что такое СПИД и в чем заключается опасность этого заболевания?

 

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — это инфекционное заболевание, поражающее иммунную систему человека. Возбудителем является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), который поселяется в Т-лимфоцитах и уничтожает их, нарушая иммунный ответ организма на проникновение инфекции и возникновение опухолевых клеток. В результате такого воздействия ВИЧ любая инфекция (например, стафилококк) может привести к летальному исходу.

Особая опасность СПИДа заключается в длительном бессимптомном инкубационном периоде, когда даже сам больной не знает, что он является источником инфекции.

Пока не найдена вакцина или лекарство от СПИДа, медицинская помощь состоит в облегчении симптомов заболевания. Смертность на сегодня составляет 100% от количества зараженных.

Пути передачи вируса: половой, от матери к плоду, через кровь.

Предупреждением заболевания является прерывание путей передачи.

Половой путь можно прервать:

воздержанием от половых отношений;

ответственным выбором партнера;

использованием презерватива.

Путь передачи ВИЧ через кровь от матери к плоду прервать крайне затруднительно (необходим постоянный медицинский контроль с момента зачатия).

ВИЧ может попасть в кровь:

1) при использовании нестерильных медицинских инструментов (инъекции, лечение зубов);

2) в результате нарушения гигиенических требований к проведению косметических процедур (маникюр, педикюр).

ВИЧ распространен среди наркоманов, т.к. для внутривенных инъекций они используют общий шприц.

 

Таким образом, предупредить СПИД возможно при условии соблюдения норм личной и социальной гигиены.

 

Билет № 3
1. Охарактеризуйте особенности скелета человека, возникшие в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.
2. Как организмы взаимодействуют между собой в среде? Приведите примеры форм сосуществования организмов.
3. Какие основные пути попадания в организм человека радионуклидов, каковы меры предупреждения?


1. Охарактеризуйте особенности скелета человека, возникшие в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

I. Сходство в строении скелетов человека и млекопитающих животных:

1. Скелеты состоят из одинаковых отделов: череп, туловище (грудная клетка и позвоночник), верхние и нижние конечности, пояса конечностей.

2. Эти отделы образованы одинаковой последовательностью соединения костей.

Например:

грудная клетка — ребра, грудина, грудной отдел позвоночника;

верхняя конечность:

1) плечо (плечевая кость);

2) предплечье (локтевая и лучевая кости);

3) кисть (запястье, пястье и фаланги пальцев);

пояс верхних конечностей - лопатки, ключицы;

нижняя конечность:

1) бедро (бедренная кость);

2) голень (большая и малая берцовая кости);

3) стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев);

пояс нижних конечностей - тазовые кости.

II. Отличия в строении скелетов человека и животных:

1. Мозговой отдел черепа больше, чем лицевой. Это связано с развитием мозга в результате трудовой деятельности.

2. Кость нижней челюсти имеет подбородочный выступ, что связано с развитием речи.

3. Позвоночник имеет четыре плавных изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, которые амортизируют толчки при ходьбе, беге, прыжках.

4. В связи с вертикальным положением тела грудная клетка человека расширена в стороны.

5. Таз имеет форму чаши и является опорой для внутренних органов.

6. Сводчатая стопа амортизирует толчки при ходьбе, беге, прыжках.

7. Все кости кисти и их соединение с запястьем очень подвижны, большой палец противопоставлен остальным. Рука — орган труда. Развитие большого пальца руки и его противопоставление всем остальным, благодаря чему кисть способна выполнять разнообразные и чрезвычайно тонкие трудовые операции. Это связано с трудовой деятельностью.

Таким образом, сходство в строении скелетов связано с единым происхождением, а отличия - с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием речи.

 

2. Как организмы взаимодействуют между собой в среде? Приведите примеры форм сосуществования организмов.
Способы сосуществования организмов

Возможны следующие виды влияний одних организмов на другие:

- Положительное - один организм получает пользу за счёт другого.

- Отрицательное - организму причиняется вред из-за другого.

- Нейтральное - другой никак не влияет на организм.