Лекция 2. «Сущность морали»

1. Понятие морали.

2. Основные концепции происхождения морали.

3. Структура морали.

4. Функции морали.

 

1. Понятие морали.

 

Само слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер». Неслучайно в повседневном общении, и в научной литературе слова «мораль» и «нравственность» употребляют как синонимы.

Мораль представляет собой довольно сложное явление. Тем не менее, всегда существует необходимость дать первое, во многом предварительное понятие, которое будет использоваться для последующего анализа.

В повседневном обиходе, в популярной литературе под моралью понимается совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.

Однако представление морали совокупностью норм и правил страдает определенной ограниченностью, так как, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом. Наконец, возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы несчетное количество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры – Высшие Ценности, которые направляли бы повседневное моральное творчество.

Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, что это сама жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности.

 

2. Основные концепции происхождения морали.

 

Мораль не появляется вдруг сразу же в «готовом», современном виде. Она прошла длительный и сложный путь развития. Поэтому на проблему ее происхождения существуют довольно многочисленные взгляды.

Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали. Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Разумеется, в основе подобных суждений лежат вера в Бога, в нравственный порядок, им установленный. Человек, грешный по своей природе, не может создать возвышенные нравственные принципы. Если бы человек был бы творцом своей морали, говорят богословы, то он установил бы такие правила, которые легко было бы выполнять. Отсюда вывод – нравственный закон по природе своей есть закон божий, а не человеческий.

С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля и др.). Истоки морали они выносят за пределы общества и недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания. Гегель рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа.

Натуралистическое направление выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира. Ч.Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь и др.), нетрудно обнаружить у животных не только в зачаточном, но и даже в довольно развитом состоянии. П.А.Кропоткин проходит к выводу что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие института общительности, свойственного почти всем живым существам». Биологическую природу морали отмечали З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.

Широкое распространение получили и различные направления, которые так или иначе подчеркивают социальную природу морали.Этой точки зрения придерживались Аристотель, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др. Кто-то объявлял мораль результатом соглашений людей, кто-то выводил ее из экономических отношений или из «политической целесообразности». Указанный подход опирается на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Делается попытка выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркнуть теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, человеческий характер моральных ценностей.

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали.

 

3. Структура морали.

 

Большинство современных исследователей признает наличие в морали двух относительно самостоятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе которой и реализуются нравственные идеи, чувства.

Моральное сознание представляет собой своеобразный сплав чувств, представлений, в котором специфически выражаются наиболее глубокие, основополагающие стороны человеческого существования, - отношения индивида с другими людьми, с обществом, с миром в целом. Специфика выражается в соответствующих понятиях: добро и зло, справедливость, совесть, достоинство и др., в устремленности к высшим ценностям.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

В индивидуальном моральном сознании выделяют три базовых компонента. Первый из них – понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др., рациональная часть индивидуального морального сознания. Второй компонент – нравственные чувства (чувство совести, чувство долга, чувство справедливости и т.д.).

Для настоящей нравственной жизни важно гармоничное взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеждения личности.

Не редко бывает, что у человека имеются весьма достойные убеждения, но в реальной деятельности они практически не используются. Поэтому важно помнить о третьем компоненте морального сознания – воле, которая проявляется в настойчивости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности на конкретные поступки.

Человек не может существовать и развивать свои нравственные качества иначе, как в обществе. Между индивидуальным и общественным моральным сознанием существует весьма сложное взаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев.

Общественное моральное сознание имеет свою структуру. Оно включает в себя обыденное моральное и теоретическое моральное сознание.

Обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства. Обыденное моральное сознание, его понятия отличаются известной размытостью, нечеткостью, противоречивостью, большей связью с практическими нуждами людей. Теоретическое моральное сознание в большей степени нацелено на центральные, смысложизненные вопросы бытия человечества, характеризуется большей четкостью, последовательностью, рациональностью, системностью.

Мораль существует не только в виде сознания. Нравственная практика выступает в качестве нравственных отношений, которые имеют свою специфику. Во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности. Во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно. В-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, не сами по себе, а является компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д.

Между моральным сознанием и нравственными отношениями имеется теснейшая взаимосвязь. В нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Но и сами эти чувства и представления могут быть простым сотрясением воздуха, если они не будут реализованы в определенных отношениях.

 

4. Функции морали.

 

Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В настоящее время морали присущ ряд основных функций.

1) Оценочная функция. Оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека.

2) Познавательная функция. Оценивая поступки других людей или свои собственные, человек неизбежно получает представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей.

3) Мировоззренческая функция. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым, упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.

4) Воспитательная функция. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

5) Регулятивная функция. Своеобразный синтез всех других функций, так как направляет помыслы и действия отдельного человека. Именно мораль предоставляет человеку наиболее глубокие нравственные ориентиры, именно моральные ценности являются центром всего духовного мира личности. Специфика регулятивной функции заключается в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Во-вторых, мораль предъявляет человеку максимальные требования. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека.