Формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей и их родителей (по Е.В. Удовицкой, 1987)
Дети | Формы работы |
2-3 года | Игры, которые содержат сюрпризные моменты. Рисунки |
3-4 года | Игры, беседы, тематический показ и усвоение методики чистки зубов щеткой без пасты. Плакаты, рисунки |
4-5 лет | Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы |
5-7 лет | Санитарно-просветительные беседы. Уроки гигиены, рисунки плакаты |
7-10 лет | Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических фильмов |
10-15 лет | Проведение бесед отдельно для юношей и девушек. Выступления, диспуты |
15-18 лет | «Университете здоровья» |
Родители | Беседы на родительских собраниях. Открытки, санбюлетени, плакаты, стенды |
Урок здоровья
В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья длительностью 45 минут.
Первый урок здоровья обычно включает элементы обучения методам гигиены полости рта. Школьникам целесообразно рассказать о строении, функциях и значении зубов, в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. Следует объяснить детям, особенно 1-4 классов, необходимость гигиены полости рта и регулярных посещений стоматолога.
На втором уроке беседа может быть посвящена предметам и средствам гигиены полости рта. Детям нужно объяснить строение зубной щетки, правила ее использования и хранения. Необходимо показать другие предметы и средства гигиены, рассказать о правилах их применения, продемонстрировать методики чистки зубов на моделях.
На третьем уроке, посвященном практическому обучению уходу за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены.
3.1. План урока гигиены в школе:
I часть (10-15 мин) - санитарно-просветительная. Она предполагает:
1. Описание строения зуба, значение зубов в жизни человека.
2. Характеристику роли зубного налета в возникновении стоматологических заболеваний.
3. Значение рационального питания для укрепления зубов и десен.
4. Разъяснение о вреде от воздействия сладкого.
5. Определение значения гигиенического ухода за полостью рта
6. Определение принципов выбора и хранения средств гигиены
II часть (20 мин) - обучение методам гигиены ротовой полости - предполагает:
1. Описание и демонстрацию методики правильной чистки зубов на муляжах и плакатах.
2. Овладение стандартным методом чистки зубов непосредственно каждым школьником.
III часть (15 мин) - оценка эффективности усвоения материала и закрепление навыков.
1. Контролируемая чистка зубов.
2. Определение индексов гигиены полости рта.