Гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях.

Тема занятия № 18. Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание детей в организованных детских коллективах. Проведение уроков здоровья.

Важным разделом профилактической стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) детей дошкольного и школьного возраста. Особое значение имеет ГОиВ для детей раннего возраста, когда закладываются основы гигиенических знаний, формируются гигиенические навыки и привычки. Поэтому организация и проведение гигиенического воспитания и обучения навыкам правильного и систематического ухода за полостью рта в организованных детских коллективах среди детей разного возраста является важной составляющей работы детского стоматолога при проведении мероприятий первичной профилактики стоматологических заболеваний в рамках комплексной программы профилактики. Гигиеническое воспитание состоит из двух важных разделов: санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта. Это обучение проводят в специальном центре гигиенического воспитания (комната гигиены и профилактики), который организуется в детских учреждениях или поликлинике и оснащен необходимым оборудованием (таблицы, стенды, плакаты, диапроекторы, раковины, зеркала, наборы средств гигиены и профилактики и т. д.). Если в детском кабинете или школе нет возможностей выделить помещение для этих целей, всю необходимую наглядную агитацию можно разместить в одном из холлов, а практические занятия проводить в умывальной или другой приспособленной для этого комнате.

 

Элементы гигиенического обучения и воспитания в организованных детских коллективах

Гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях.

Важнейшая задача детского стоматолога - гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста с целью сформировать у них гигиенические умения, навыки и создать условия для перерастания их в потребность. Эффективность гигиенического обучения детей этой группы не может быть высокой при отсутствии организационной системы ГОиВ (гигиенического обучения и воспитания) по вопросам стоматологии в детском дошкольном учреждении с четким распределением функциональных обязанностей между стоматологом и привлекаемыми специалистами; при отсутствии методики поэтапного обучения детей дошкольного возраста указанным навыкам и необходимых для реализации данной системы методических материалов; без умения врачей-стоматологов осуществлять санитарно-просветительную работу с детьми этой группы; без помощи в осуществлении ГОиВ со стороны персонала детских учреждений.

Учитывая необходимость обеспечения непрерывности и повторяемости элементов обучения, можно так сформулировать принципы реализации системы ГОиВ:

1. поэтапность с постепенным нарастанием уровня гигиенических знаний и навыков в каждой возрастной группе

2. включение занятий по гигиене в программу воспитания в детском саду (два занятия во второй младшей группе и по одному - во всех остальных);

3. закрепление навыков и знаний: во время гигиенического самообеспечения, в процессе занятий по математике, родному языку, изобразительной деятельности, творческих и сюжетно-ролевых игр;

4. непосредственное выполнение программы ГОиВ силами воспитателя группы под контролем педагога-методиста и старшей медсестры при общем руководстве детского стоматолога;

5. обеспечение воспитателей методическими материалами и средствами передачи знаний и навыков детям.

Организация санитарно-просветительной работы и гигиенического обучения в разных детских коллективах - достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа и гигиеническое образование не может быть достаточно эффективной.

Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода - комплексность воздействия на ребенка.

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам профилактики стоматологических заболеваний охватывает четыре основные группы:

• педагоги (воспитатели и учителя);

• медицинские работники детских дошкольных учебных заведений и школ;

• родители;

• дети.

Обучение детей правильным навыкам по уходу за полостью рта - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Он должен строиться с учетом возрастных психоэмоциональных особенностей и поведенческих реакций детей разного возраста.

При проведении с детьми занятий по гигиеническому уходу за полостью рта целесообразно использовать сформулированные В.В. Тербовой (1983) педагогические рекомендации, которые способствуют усвоению материала:

1. чередование хоровых и индивидуальных ответов;

2. сочетание языковых ответов с практическими действиями;

3. использование разнообразных игровых моментов и ситуаций (ребенок учится сам, учит любимую игрушку);

4. обоснование необходимости выполнения задания (если мы не научим Ушастика правильно чистить зубы, они у него заболят).

Важный раздел гигиенического воспитания населения - обучение методам гигиены полости рта. Характер обучения должен быть строго дифференцированным. Одной из задач ГОиВ детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта как к обязательному компоненту окружающей обстановки. Особое значение это приобретает в процессе гигиенического воспитания и обучения детей младшего возраста, когда возможность проведения санитарно-просветительной работы ограничена малым словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса.

 

Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу­дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей. Врач стоматолог также может выступать с докладами на родительских собраниях.

Обучение детей - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

 

1.1. Гигиеническое обучение и воспитание детей 2-3 лет:

(первая младшая группа)

Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития. Особенностями детей 2-3 лет являются импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер. Волевые качества в психологии у детей этого возраста отсутствуют и функции по созданию методических материалов для проведения занятий с дошкольниками сводятся к представлению фактического материала. Мотивация к поступкам определяется авторитетом родителей и воспитателей. Мир познается путем игры. Основным каналом получения информации у детей 2-3 лет служит зрительный анализатор, при этом преобладает способность к механическому запоминанию нового. Поэтому обучение детей младшего возраста должно иметь наглядно-действенный характер. Занятие следует начинать с игры, сюрпризных моментов. В этом возрасте ребенок получает первые элементарные знания о гигиене полости рта.