ПРИВЯЗКА И НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРАССЫ
В процессе нивелирования необходимо получить отметки всех пикетных точек, начала, середины и конца кривой, плюсовых точек и точек поперечных профилей. В программу практики построение поперечных профилей не входит. Нивелирный ход привязывается к двум реперам или пунктам сетей сгущения. Если трасса опирается только на один репер, то её нивелируют двойным ходом – в прямом и обратном направлении, или двумя нивелирами, один вслед другому. Привязка к реперам выполняется без разбивки пикетажа.
По программе учебной практики, привязка нивелирного хода должна быть выполнена к одному или двум пунктам учебного геодезического полигона, отметки которых имеются в каталоге координат и высот (Приложение Б).
Нивелирование технической точности выполняется способом из середины, с расстоянием от нивелира до рейки от 50 до 150 метров.
При нивелировании трассы, как связующим точкам, предпочтение отдаётся пикетам, а плюсовые точки, как правило, промежуточные. При большом уклоне, как связующие, можно использовать и плюсовые точки. На крутых склонах допустимо использовать для связующих точек иксовые точки (с неизвестным расстоянием до них). Таких точек на трассе может быть несколько. Они нумеруются буквой «Х» с порядковым номером, например: «Х2», или «Х7».
На станции вначале нивелируются связующие точки, и только после выполнения контроля (превышение, полученное по чёрной стороне рейки, не должно отличаться от превышения, полученного по красной стороне рейки, более чем на 5 мм), приступают к нивелированию промежуточных точек. Отсчёты на которые, допустимо считывать только по чёрной стороне рейки. Пример нивелирования на станции с промежуточной точкой представлен на рисунке 3.
Полученные результаты заносятся в журнал нивелирования трассы (таблица 1). По мере заполнения полевого журнала выполняется постраничный контроль. Постраничный контроль необходимо выполнять только для связующих точек. Отсчёты на промежуточные точки в нём не используются.
Рисунок 8.3 - Схема нивелирования на станции с промежуточной точкой
Контроль состоит в следующем. Подсчитывается сумма отсчётов по чёрной и красной сторонам задней рейки (Σазад.), затем, подсчитывается сумма отсчётов по чёрной и красной сторонам передней рейки (Σвпер.) и определяется первое превышение:
(8)
Подсчитывается сумма положительных превышений вычисленных по чёрной и красной сторонам рейки Σ(+)hвыч., затем сумма отрицательных превышений вычисленных по чёрной и красной сторонам рейки Σ(-)hвыч. и определяется второе превышение:
Таблица 1 – Журнал нивелирования трассы
№ стан- ции | № точки | Отсчёт по рейке, мм | Превышение, мм | Среднее превышен., мм | Исправ. превыш. мм | Отметка ГП, м | Отметка точки, м | ||||
задний | передний | промеж. | + | - | + | - | |||||
Реп.3 ПК0 | +1 | -318 | 50.000 49.682 | ||||||||
ПК0 +32 +80 ПК1 | +1 | +2124 | 52.614 52.616 52.615 | 49.682 49.766 51.769 51.806 | |||||||
ПК1 ПК2 +25 ПК3 | +2 | -849 | 53.018 53.019 53.018 | 51.806 51.960 51.897 50.957 | |||||||
ПК3 ПК4 +38 | +2 | +1719 | 53.695 53.696 53.696 | 50.957 52.570 52.676 | |||||||
Постраничный контроль Σ | 34 716 | 29 376 | - | 7 680 | 2 340 | 3 840 | 1 170 |
Продолжение таблицы 1 – Журнал нивелирования трассы
№ станц. | № точки | Отсчёт по рейке, мм | Превышение, мм | Среднее превышен., мм | Исправ. превыш. мм | Отметка ГП, м | Отметка точки, м | ||||
задний | передний | промеж. | + | - | + | - | |||||
+38 ПК5 +25 | +1 | +2605 | 55.662 55.662 55.662 | 52.676 55.101 55.281 | |||||||
+25 ПК6 | +1 | +2447 | 55.281 57.728 | ||||||||
ПК6 Х | +1 | -2619 | 55.728 55.109 | ||||||||
Х ПК7 +35 | +1 | -2529 | 55.511 55.513 55.512 | 55.109 52.862 52.580 | |||||||
+35 Реп.12 | +1 | -218 | 52.580 52.362 | ||||||||
Постраничный контроль Σ | 39 178 | - | 10 100 | 5 050 | 5 369 |
Продолжение таблицы 1 – Журнал нивелирования трассы
№ станц. | № точки | Отсчёт по рейке, мм | Превышение, мм | Среднее превышен., мм | Исправ. превыш. мм | Отметка ГП, м | Отметка точки, м | ||||
задний | передний | промеж. | + | - | + | - | |||||
Контроль по ходу Σ | 73 894 | 69 192 | - | 17 780 | 13 078 | 8 890 | 6 539 |
Невязка хода
Допустимая невязка
(9)
Подсчитывается сумма положительных средних превышений Σ(+)hср., затем сумма отрицательных средних превышений Σ(-)hср. и определяется третье превышение:
(10)
Полученные на странице превышения постраничного контроля h1, h2, h3 не должны отличаться более чем на 1 миллиметр.
Затем выполняется контроль по ходу. Аналогично постраничному контролю.
После окончания нивелирования трассы вычисляют невязку:
для замкнутого хода:
(11)
для разомкнутого хода:
(12)
где, Σhср. - сумма средних превышений в нивелирном ходе, м;
Нкон. – отметка конечного репера, м;
Ннач. - отметка начального репера, м.
Допустимая невязка считается по формуле:
(13)
где, fhдоп. – допустимая невязка, мм;
L – длина нивелирного хода, км.
При проложении хода в условиях сложного рельефа, когда число станций на один километр хода более 25, допустимая невязка считается по формуле:
(14)
где, n – число станций в ходе.
В камеральных условиях выполняется обработка полученных полевых материалов и построение требуемых чертежей.
Обязательным условием выполнения полевых работ является соблюдение требований техники безопасности и ораны труда.