Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

Прочитайте статью С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» (см. Приложение 6) и ответьте на следующие вопросы:

 

- Что является спецификой радиовещания?

- Какие правила устной речи необходимо соблюдать радиожурналисту?

- Почему «живая» речь слушается с большим вниманием, чем чтение текста?

- Каким образом радиослушатель может определить, что текст рассказывается, а не читается?

- Какие типы лекционного вещания выделяет автор?

 

Упражнение 2

 

Подумайте, на сколько необходимо в вашей будущей профессиональной деятельности владение нормативным, этическим, коммуникативным аспектами речевой коммуникации?

Докажите свое мнение.

Упражнение 3

 

Прокомментируйте данные советы. Согласны ли вы с ними?

 

1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.

2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет».

3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца.

4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах.

5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения.

6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа.

7. Начинать разговор следует с интересов собеседника.

8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д.

Упражнение 4

 

Прочитайте текст К. Чуковского. Прокомментируйте его с точки зрения нормативного аспекта речевой коммуникации.

 

Дама с собачкой

 

Какая-то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хо­тела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессирован­ный пудель, и крикнула ему повелительно:

- Ляжь!

Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих гла­зах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, моло­дости.

И я тут же подумал, что если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу: «Ляжь!». Гу­ров конечно не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли бы начал с ней тот разговор, который привел их к сближению.

В этом «ляжь» отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет это слово.

 

Упражнение 5

Подготовьте для чтения небольшой текст, газетную заметку, отрывок из известного стихотворения, анекдот, создавая своей речью языковой паспорт: трехлетней девочки; девяностолетней старухи; кавказца, англичанина; сурового, решительного мужчины; восторженной девуш­ки; «нового русского» и т.д.

Обоснуйте свой речевой выбор.

Упражнение 6

Какие утверждения правильные?

 

1. Устная речь эффективнее письменной.

2. Письменная речь эффективнее устной.

3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова.

4. Точности выражения легче достичь в письменной речи.

5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

 

Упражнение 7

Разыграйте предложенные ситуации (одну по выбору), используя правила речевого этикета:

Встреча - приветствие:

 

Ситуации:

- встреча двух друзей на стадионе;

- учитель входит в класс - предстоит урок;

- стюардесса в салоне лайнера;

- малозна­комые мужчины говорят по телефону;

- дипломатическая встреча;

- ранним утром на берегу озера собираются рыбаки.

 

Прощание – расставание:

Ситуации:

- дружеское прощание молодых мужчин;

- тоже - немолодых людей;

- официальное прощание;

- прощание в неофициальной пе­реписке;

- пожелания при прощании - в письме и устно.

 

Знакомство, представление:

Ситуации:

- меня представляет другое лицо в официальных условиях;

- я представляюсь сам в тех же условиях;

- контакт на равных: у моло­дых мужчин, женщин, немолодых интеллигентов и пр.

Благодарность:

Ситуации:

- у верующих христиан;

- в шутливой фамильярной обстановке;

- в разноязычной среде (например, русские и французы).

 

Извинения:

Ситуации:

- в толпе незнакомых;

- в школе - ученик перед учителем (и на­оборот);

- шутливое в кругу молодежи.

 

Просьба:

Ситуации:

- в официальном заявлении;

- в письме к незнакомому и к знако­мому;

- эмоциональная или нейтральная;

- штамп, используемый всеми (и нежелательный).

Поздравления:

Ситуации:

- с праздниками;

- знаменательными событиями;

- юбилеем и пр.;

- с личной удачей;

- свадьбой;

- успехами;

- Новым годом.

Приглашения:

Ситуации:

- на научную конференцию;

- свадьбу дочери;

- повестка в суд (в качестве свидетеля);

- на гражданскую панихиду; на похороны.

Соболезнование, утешение:

Ситуации:

- всвязи с кончиной близкого человека;

- с болезнью - ободре­ние, моральная поддержка.

 

Совет, предложение, приказание:

Ситуации:

- дружеский совет, предложение;

- от руководящего, власть иму­щего лица.

Упражнение 8

Прочитайте статью «Роль вербальной коммуникации в человеческой деятельности» вПриложении 26 и ответьте на следующие вопросы:

 

- Какую роль играет вербальная коммуникация в жизни человека?

- Приведите примеры негативного отношения слушателей к вербальной коммуникации говорящего.

- Какие науки исследуют вербальную коммуникацию?

- На каких уровнях языка осуществляется речевое воздействие?

- Приведите примеры.

- Какова роль гласных и согласных в вербальной коммуникации?

- Какова роль голоса в вербальной коммуникации?

- Каковы особенности словесного уровня речевой коммуникации?

- Каковы грамматические возможности языка?

- Какова зависимость восприятия вербального сообщения от других компонентов?

Упражнение 9

Прокомментируй следующие определения ПР с коммуникативной точки зрения:

 

- ПР - «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (Сэм Блэк).

- ПР - «искусство создавать благоприятный климат, бла­гоприятное отношение к фирме-продавцу (производителю товара) не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики, причем на самых разных уровнях, вплоть до пра­вительственного (чиновники внешнеторговых ведомств, та­моженных служб и т.п.)» (П.С. Завьялов, В.Е. Демидов).

- «Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общест­венного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приемами созда­ния известности-популярности, привлекательности определен­ным личностям в связи с их деятельностью - общественно-поли­тической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)» (Е. Блажнов).

- «ПР состоит из всех форм планируемой ком­муникации, вовне и внутри, между организацией и ее обществен­ностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания» (Френк Джефкинс).

return false">ссылка скрыта

- «ПР является функцией менеджмен­та, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зави­сит успех или неудача» («Библия» американских специалистов по ПР, написанная Скот­том Катлипом и др.).


1.2.5 Словарь по теме

Устная речь - это речь, не вооруженная технически, какой она и была в течение тысячелетий.

Письменная речь – форма речи, реализуемая в графической субстанции и обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи.

Нормативный аспект речевой коммуникации – это соблюдение норм литературного языка.

Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (по С.И. Ожегову).

Языковая норма - это категория, предполагающая оценку данного языкового явления в процессе коммуникации, в зависимости от сферы, условий и целей общения.

Этический аспект речевой коммуникации или речевая этика – это этические нормы речевого поведения человека (правила должного речевого поведения, основаны на нормах морали, национально-культурных традициях).

Коммуникативный аспект речевой коммуникации - это выбор нужных для данной цели общения языковых средств.

 

Визуальные средства СМИ – это периодическая печать.

 

Аудиальные средства СМИ – это радио.

 

Аудиовизуальные средства СМИ – это телевидение, документальное кино.

 

Информационная функция СМИ– это сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях.

 

Комментарийно-оценочная функция СМИ - это изложение фактов, которое сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой.

 

Познавательно-просветительная функция СМИ – это многообразная культурная, историческая, научная информация СМИ, которая способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей.

 

Функция воздействия СМИ - СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства.

 

Гедонистическая функция СМИ - речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата.

 

Генеральная функция СМИ - это функция, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности».