II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Рабочая программа по учебно-ознакомительной, экономической и практике менеджмента, преддипломной практике

Для студентов очной и заочной формы обучения

Направления 081100 Государственное и муниципальное управление

 

 

Одобрено на заседании

Учебно-методического комиссии филиала

От «___»__________2012 г.

Протокол №___

 

Балашов 2012

Методические рекомендации составлены: к.полит.н, доц. Тулушевой И.В.

(ученая степень, должность, Ф.И.О.)

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры и рекомендовано к использованию
в учебном процессе (протокол от «_____» ________ 2011 г. №_________)

 

 

Заведующий кафедрой

экономики и управления ______________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Рассмотрено на заседании Учебно-методической комиссии филиала и рекомендовано к рассмотрению на заседании Учебно-методического совета

факультета (протокол от «_____» ________ 2011 г. №_________)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

специальности 081100.62

«Государственное и муниципальное управление»

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. Общие положения………………………………………….…..……... II. Организация практики………………………………….……..…… III. Руководство практикой…………………………………………… IV Права и обязанности студентов…………………………………… V. Программа учебно-ознакомительной практики…………………. VI. Программа экономической и практики менеджмента (производственной) ……………………………………………………… VII. Программа преддипломной практики…………………………. Приложения …………………………………………………………….

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Прохождение практики является неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей получению практических навыков на основе имеющихся профессиональных знаний. Требования государственного образовательного стандарта по направлению «081100 – Государственное и муниципальное управление» предполагают овладение профессиональной деятельностью специалиста в результате освоения трех программ учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента и преддипломной практик. Организация практик может иметь различные формы, целью каждой из практик является формирование знаний о системе государственного и муниципального управления, выработка профессиональных навыков практической работы в органах государственного управления и местного самоуправления, активная деятельность в рамках прикладных исследований.

Цели и объемы практики определяются государственным образовательным стандартом по направлению 081100 – Государственное и муниципальное управление. За время обучения студенты направления 081100 проходят следующие виды практики:

¾учебно-ознакомительную после III курса студентов очной и IV курса заочной формы обучения в течение 2 недель;

¾экономическую и практику менеджмента (производственной) после IV курса очной и V курса заочной формы обучения в течение 6 недель;

¾преддипломную практику до сдачи Государственного экзамена в течение 8 недель.

Основными видами профессиональной деятельности специалиста данного профиля является исследование процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и организации индивидуальной и коллективной деятельности, получение навыков организации работы по целям, ресурсам и результатам, рационального контроля деятельности сотрудников и организации в целом, руководства коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительства организации, исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками, инновационная деятельность в области управления.

Цели практики определяются в соответствии с программой практики, в целом основными целями практики являются:

¾общее ознакомление с деятельностью органов власти, структурой, спецификой их функционирования;

¾закрепление и углубление теоретических и профессиональных знаний, полученных студентами в процессе обучения;

¾получение общих сведений об организационном, ресурсном, нормативно-правовом обеспечении различных видов организации, их структуре, инструментах реализации;

¾получение навыков анализа правовых документов и практической работы с ними,

¾изучение работы служб и подразделений;

¾практическое ознакомление с функциями, правами и обязанностями структурных подразделений органов власти и организаций, определение их места и функций в системе реализации государственной политики;

¾закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение практических навыков в области выбранных специализаций;

¾воспитание умения самостоятельно решать возникающие проблемы и исполнительской дисциплины;

¾выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы органов власти;

¾приобретение навыков анализа социально-экономических и политических процессов, навыков целеполагания, научного прогнозирования, планирования и принятия управленческих решений, оценки эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления;

¾сбор, систематизация и обобщение фактологического (эмпирического) материала для написания курсовых работ и дипломного проекта;

¾выполнение прикладного исследования в соответствии с индивидуальным заданием руководителя выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

К практике допускаются студенты, полностью выполнившие план теоретического обучения и получившие в ходе экзаменационной сессии итоговые аттестации (экзамены и зачеты). Прохождение практики является обязательным наравне с изучением теоретических дисциплин учебного плана. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Результатами учебно-ознакомительной, являются оценки «зачтено» или «не зачтено», экономической и практики менеджмента, преддипломной практики – оценки «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» в зависимости от соответствия результатов практики предъявленным требованиям.

 

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Не позднее, чем за одну неделю до начала прохождения практики руководитель практикой от учебного заведения проводит для студентов семинар по вопросам прохождения практики, оформления документов, организации процесса практики, правах и обязанностях студента, руководителя практикой от организации, руководителя практикой от учебного заведения, дает рекомендации о составлении графиков индивидуального консультирования, отчетности за выполнение практики, сроках предоставления документации на выпускающую кафедру.

Студенты проходят практику в органах и организациях государственной власти и управления, а также муниципальных системах управления. Прохождение практики по данной специальности в общественных объединениях и коммерческих организациях, предприятиях не допускается. Выбор места практики определяется - для студентов 4 курса очной формы обучения и 5 курса заочной формы обучения избранной специализацией, для студентов 5 курса очной формы обучения и 6 курса заочной формы обучения направлением дипломного исследования.

Распределение студентов по базам практики осуществляется кафедрой на основании личных заявлений студентов, для студентов выпускных курсов необходимо согласование базы практики с научным руководителем выпускной квалификационной работы.

Прохождение практики студентами специальности 080504 возможно по договору о прохождении практики, который заключается между учебным заведением и органом государственной власти или местного самоуправления, в соответствии с договором указанные органы обязуются предоставить места для прохождения практики студентам. Договор составляется с органами государственной власти и местного самоуправления г.Балашова и Балашовского района, иных муниципальных образований Саратовской области, государственными организациями и органами государственной власти Саратовской области. Возможно заключение договора с органами государственной власти и местного самоуправления иных субъектов Российской Федерации (типовой договор представлен в Приложении).

Практика студентов проводится в структурном подразделении органа государственной власти или местного самоуправления. Студенты направляются преимущественно в структурные подразделения, которые занимаются вопросами экономики, планирования, прогнозирования, финансирования, ценообразования, промышленности, управления имуществом, строительства и архитектуры, земельных ресурсов, науки и образования, культуры, спорта, статистики, экологии, юриспруденции, выполняют функцию организации, контроля, регулирования деятельности, оказания государственных и муниципальных услуг, органы, организации и подразделения в системе государственного управления и местного самоуправления, социальные, экономические и политические процессы, процессы организационной жизни общества, вопросы функционирования, регулирования и развития институтов государства, его региональных и муниципальных образований, проблемы эффективности управления.

Студентам предоставляется рабочее место в одном из структурных подразделений органа государственной власти или местного самоуправления. По мере выполнения программы практики студенты знакомятся с деятельностью других структурных подразделений.

При невозможности прохождения практики по объективным независящим от сторон-участников договора причинам (реструктуризация, ликвидация, признание банкротом, реорганизация и др.) в организации, являющейся базой прохождения практики, ко дню прохождения практики, учебное заведение обязано предоставить студенту новое место прохождения практики на основе нового срочного договора, отвечающее содержанию практики в рамках специализации и индивидуального задания студенту в рамках темы дипломного проектирования, при необходимости перенести сроки прохождения практики. В случае существенных изменений условий прохождения практики, независящих от сторон-участников договора, студент может быть направлен в иное учреждение или орган власти, наделенный схожими полномочиями и реализующий полномочия в родственной области деятельности, на основании перезаключения нового договора с изменением места и сроков прохождения практики. Таким образом обеспечиваются права студента на получение практических навыков и знаний по направлению 081100 на основе равенства условий.

Во время прохождения практики студенты выполняют все требования, действующие в органе государственной власти или местного самоуправления, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность, предполагающую выполнение конкретных заданий и оплату труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.

Сроки прохождения устанавливаются учебными планами филиала. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет не более 40 часов в неделю.

Прибыв на место практики, студенты предъявляют направление, календарный план на прохождение практики, перечень вопросов для изучения и анализа, знакомят с содержанием индивидуальных заданий или тематикой дипломных проектов, получают инструктаж, знакомятся с руководителем практики от организации и конкретным местом прохождения практики.

Студенты в ходе практики могут выполнять разовые и постоянные задания (поручения) руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями управленческого органа.

В период прохождения практики, студент должен обращаться к законодательству, учебной и научной литературе, текущей нормативной управленческой документации. С целью закрепления полученных в ходе теоретической подготовки знаний и приобретения практического опыта студент должен использовать возможности контактов: с главными специалистами государственной (муниципальной) организации; с руководителями и работниками основных отделов; с представителями бизнеса, политических организаций, работниками культуры, с целью определения эффективности работы местных государственных и муниципальных организаций; ознакомиться с ежегодными отчетами и текущей документацией; анализировать общественную информацию об организации, формировать базу данных на организацию с помощью фиксации сведений о ее работе в средствах массовой информации.

На протяжении всей практики студент должен находиться в принимающей организации, ежедневно в соответствии с режимом ее работы, строго соблюдая правила внутреннего распорядка, вести дневник, в котором кратко излагать выполняемые работы за день в соответствии календарным планом практики, который должен быть построен с учетом того, что студент сначала начинает знакомиться с общими моментами деятельности исполнительного органа власти и в дальнейшем переходит к более специализированным вопросам. Календарный план подготавливается в соответствии с поставленными задачами практики по дням выполнения с указанием социологических, организационных, политических и иных методов выполнения. Дневник отражает выполнение календарного плана с отметкой о выполнении задания руководителем практикой от органа государственной власти, местного самоуправления.