Для широкого круга читателей

В книгу включены оригинальные произведения: рассказы, новеллы, притчи, написанные В.А. Сухомлинским. Они могут быть использованы учителями и родителями для проведения этических бесед с детьми о добре и зле, трудолюбии, любви к близким, об отношении к товарищам. Многие произведения, взятые из архива В.А. Сухомлинского, публикуются впервые.

Для широкого круга читателей

 

© Издательство «Педагогика», 1990

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Важное место в теоретическом наследии Василия Александровича Сухомлинского занимает художественно-этическая трактовка педагогической проблематики. В большинстве случаев она используется педагогом для иллюстрации тех или иных теоретических положений, но зачастую имеет и самостоятельное значение, выступает специфической формой разработанной Василием Александровичем системы воспитания, особенно в подходах к решению вопросов воспитания нравственности. В целом все творчество педагога имеет высокую идейно-гражданскую направленность. Это позволило Василию Александровичу определить пути, формы, средства и методы воспитания детей и молодежи в духе коммунистической идейности и высокой нравственности.

В.А. Сухомлинский подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравственных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопросам воспитания посредством слова Он включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, долженствование, свобода и другие – в структуру педагогической науки, придал им педагогическое содержание, наполнил их широким общественным, подлинно гуманистическим смыслом. Специальной работой по педагогической этике является книга «Как воспитать настоящего человека». Она построена в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей педагога, обращенных к учителям и ученикам. Ее органичным продолжением стали сказки, легенды, притчи, рассказы, раскрывающие сущность проблем нравственности. Эти художественные миниатюры вошли в предлагаемую читателям «Хрестоматию по этике», над которой Василий Александрович трудился многие годы.

«Хрестоматия по этике» органично вписывается в строго продуманную и логично построенную педагогическую систему, созданную В.А. Сухомлинским, является важной ее гранью. Через художественные образы Василий Александрович рассмотрел проблемы формирования у подрастающего поколения морального сознания, нравственных отношений, нравственной деятельности, моральных ценностей, т.е. все стороны нравственно зрелой личности Весь этот комплекс вопросов воспитания у подрастающего поколения коммунистической нравственности, вобравшей в себя и освоение непреходящих нравственных ценностей человеческого общества, сгруппирован в хрестоматии в восьми разделах.

В раздел «Красота – радость жизни» вошли произведения, повествующие о красоте человеческих поступков, о разнообразии, многоликости и индивидуальности окружающей ребенка природы, о желании ее сберечь и приумножить. На примере этих рассказов Василий Александрович рассматривал нравственную категорию красоты, как в природном, так и в общественном значении. Он видел в ней, прежде всего источник идейно-нравственных и гражданских чувств, важное средство воспитания доброты, патриотизма, благородных стремлений.

Следует отметить, что вопросам нравственно-этического воспитания подрастающего поколения средствами окружающей ребенка природы В.А. Сухомлинский придавал особое значение Художественные миниатюры, раскрывающие многообразный и притягательный мир природы, призваны, по твердому убеждению Василия Александровича, не только развивать познавательные интересы ребенка, но и нести заряд большой воспитательной силы, охватывающий многие грани процесса воспитания. Вот почему в хрестоматии этот раздел занимает значительное место.

В раздел «Человек – это сила духа» включены художественные миниатюры, раскрывающие силу духа советских людей, верность революционным идеям, Родине, презрение к измене и предательству. Значительная часть рассказов этого раздела посвящена героизму советских воинов в годы Великой Отечественной войны, их подвигам, утверждающим высокие идеалы патриотизма и гуманизма. Сюда же вошли художественные миниатюры, повествующие о неразрывности судьбы ребенка с судьбой Отчизны, его моральной ответственности за все происходящее на родной земле

Раздел «Человек – высшая ценность» содержит художественные произведения, отражающие верность долгу человека перед человеком, идею любви и уважения к людям, идею долженствования, потребности человека в человеке, умение чувствовать настроения и желания окружающих людей. На примерах взаимоотношений родителей и детей, взрослых членов семьи, членов коллектива Василий Александрович проводит мысль о том, что моральный и общественный долг человека – бороться за правое дело, уметь переносить трудности, отстаивать свои принципы и убеждения.

Педагогическая направленность этого цикла миниатюр – превратить общественные требования и нормы социалистического образа жизни во внутренние позиции личности, в правила поведения для каждого человека.

Раздел «Уважение и почитание старших – закон нашей жизни» – это сказки, рассказы, притчи об отношении к бабушке и дедушке, отцу и маме, о жизни одиноких пожилых людей. Именно эти отношения, согласно В.А. Сухомлинскому, являются основой всех нравственных чувств личности Почитание старших, забота о них, уважительное отношение к их труду, осторожное и нежное отношение к матери, уважение к отцу и восхищение им, чуткое и бережное отношение к бабушке и дедушке, к одиноким престарелым людям – непременное условие развития всех высоких гражданских чувств личности, воспитания высокой культуры человека. В ряде произведений вскрываются недостатки родительского воспитания, уродующие душу ребенка, порождающие самовлюбленность, крайний эгоцентризм.

Раздел «Путешествия к истокам мысли» состоит из художественных миниатюр, раскрывающих роль и значение школы, знаний, учителя в становлении личности. В рассказах Василия Александровича сам процесс овладения знаниями, поиска истины облагораживает ребенка, является его духовной силой и оружием.

На примерах реальной школьной жизни В.А. Сухомлинский показывает, что ум без сердечности, знания, без нравственности говорят о бездуховности и бедности личности. Он обращает внимание учителей на особую ответственность педагога перед развивающейся личностью, подчеркивает ценность и незаменимость влияния личности учителя на становление духовного мира ребенка, на важность эмоциональных связей между учителем и учеником.

Различные явления школьной жизни, отражающие своеобразие и неповторимость каждой человеческой индивидуальности, также вошли в этот раздел.

Сложные вопросы рождения и смерти человека, детской дружбы, юношеской любви нашли отражение в художественных произведениях, вошедших в раздел «Человек оставляет себя, прежде всего в человеке». В рассказах, притчах, легендах раскрывается глубоко оптимистическое, материалистическое понимание смысла жизни, которое придает исключительное значение ценности земного существования. Смысл жизни человека рассматривается в тех добрых делах и поступках, которые сделал человек для людей и общества. Автор показывает, что в жизни наряду с добром есть и зло, горе, беда, страдания, отчаяние, что нужно бороться против зла и противопоставить горю и страданию энергию, героизм, мужество.

В этот же раздел вошли художественные миниатюры, повествующие о чувстве дружбы и любви у детей, о том, что даже незначительные на первый взгляд факты и события влияют на развитие и закрепление чувства товарищества у детей

Раздел «Гармония труда, счастья и долга» состоит из новелл, в которых труд расценивается как основной ваятель личности, как важнейшее средство идейно-нравственного воспитания детей. Перед читателями раскрываются красота и смысл труда, направленного на решение созидательных и нравственно-этических задач, его необходимость и общественная значимость. Все содержание этого раздела направлено на воспитание у ребенка потребности трудиться. Разговор идет о большом значении самовоспитания в этом процессе.

Раздел «Развивай в себе чуткость» посвящен вопросам формирования чувства совести как категории нравственности и проявления его в поступках, отражающих нравственную сущность человека Художественные миниатюры этого цикла раскрывают личность, ответственную за свои поступки, умеющую управлять своими действиями, скромную, терпимую к отдельным слабостям и недостаткам других людей. Педагогическая направленность этих новелл – воспитать прочную внутреннюю опору человека, выражающуюся в таких чертах характера, как честность, смелость, порядочность, самоуважение в сочетании с уважением к другим людям, скромность, внимательность, чуткость.

Темы, поднимаемые в каждом разделе, выступают средствами для достижения единой цели – воспитания одухотворенной, высоконравственной личности с активной жизненной позицией. Вместе с тем каждая сказка или рассказ содержит в себе несколько воспитательных задач, которые учитель будет творчески разрешать в каждой конкретной ситуации в соответствии с определенными целями и задачами. Кроме того, немаловажное значение при работе с хрестоматией имеет (о чем так много говорил и писал Василий Александрович) учет нравственного, эмоционального уровня развития детей, степени их готовности к восприятию. Поэтому членение материала хрестоматии на разделы не должно сковывать инициативы учителей и родителей, особенно если они по-своему увидят художественный мир Сухомлинского, откроют новые грани в миниатюрах, предложат свою педагогическую трактовку.

Василий Александрович предназначал хрестоматию для детей самого разного возраста – от старших дошкольников до подростков. Структура хрестоматии учитывает возраст детей, мир их представлений и интересов. Внутри каждого раздела материал расположен по мере его усложнения, т.е. соблюден возрастной подход.

Глубокая эрудиция, исчерпывающее знание быта, традиций и культуры украинского народа, наблюдения над школьной жизнью, богатый жизненный опыт помогли В.А. Сухомлинскому создать художественные миниатюры, отличающиеся выразительностью, пластичностью, высоким нравственно-этическим пафосом. Для них присущи эмоциональная окраска и философско-психологическая трактовка рассматриваемых явлений и фактов.

Мир сказок, рассказов, легенд и притч населен персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума, и он с легкостью постигает их. Очень часто художественная миниатюра несет в себе ситуацию нравственного выбора, который либо поставлен, либо разрешен педагогом. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя нравственными дилеммами: идейность и пустота души, высокая гражданственность и предательство, добро и зло, долг и безответственность, сострадание и черствость, участие и безразличие и т.д. Прямая назидательность и нравоучительность отдельных произведений смягчаются лиричной интонацией, поэтичностью.

Художественные миниатюры, созданные Василием Александровичем, прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской средней школы на Кировоградщине, которой он руководил. На материалах хрестоматии воспитывалось не одно поколение учеников. Диапазон ее творческого применения учителями из Павлыша был очень широк: от осмысления содержания, живой беседы по поводу услышанного или прочитанного до обобщений и дискуссий по рассматриваемой нравственной проблеме, до организации аналогичной ситуации нравственного выбора. И сегодня павлышские дети пишут сказки, а в Мемориально-педагогическом музее В.А. Сухомлинского хранятся работы разных поколений павлышан, рукой которых водили идеи и мысли Василия Александровича. Художественные миниатюры, написанные В.А. Сухомлинским, широко используются учителями Украины, отдельные работы вошли почти во все учебники и хрестоматии по чтению для младших школьников, выходили отдельными изданиями. В хрестоматию вошли и ранее не публиковавшиеся произведения, написанные В.А. Сухомлинским на русском и украинском языках. Многие из них переведены впервые.

 

 

О.В. Сухомлинская


КРАСОТА – РАДОСТЬ ЖИЗНИ