Закономерности национального мышления и истина
Эти закономерности таковы:
Имеет место правило первое. Социальный инстинкт в человеке часто подавляет и подчиняет себе индивидуальный. Человек совершенно искренне предпочитает верить своему окружению, нежели своим органам чувств.
Человек - существо групповое, коллективное. Быть членом нации - означает придерживаться мнений нации, мировоззрения нации, ценностей (что главное в жизни), ценностных ориентаций (какими путями это главное достигается) нации. Это не приспособленчество, не лицемерие! Это могучий и главный социальный инстинкт сплавляет человеков в группу как единый национальный организм, в систему.
Нация должна действовать воедино. Информация - основание для принятия адекватного решения и действия. Точная и полная.
Правило второе. Нация должна воспринимать и раскодировать информацию более-менее единым образом. Руководствуясь тем, что для нации верно то, что ведет к достижению нужного результата: выживаниюи развитию нации. И единство нации - первейшее необходимое условие для достижения желаемого результата. Поэтому для нации раскодирование информации должно быть в первую очередь единым. Это означает, что:
1. Нация (хотя бы образованная ее часть) должна с позиции собственного выживания (сохранения самой себя как нации по численности и по здоровью физическому и моральному) и развития (материального и духовного) должна подходить к анализу информации о планах, намерениях, идеях, доктринах лидеров партий, бизнесменов, деятелей науки, образования, искусства, конфессий, руководителей своего и других государства и т.д. с позиции этого единого главного критерия. Только выживание и развитие твоей нации и обеспечивает твое личное выживание в качестве члена этой нации. Если ты не сбежал от своей нации, не променял ее на другую, в которой тебя никогда не признают своим и этот шанс могут получить только твои внуки.
2. Нация (хотя бы образованная ее часть) должна с позиции собственного выживания (сохранения самой себя как нации по численности и по здоровью физическому и моральному) и развития (материального и духовного) должна подходить к анализу информации о деятельности, практических делах, использовании кадрового, материального, финансового ресурса страны лидерами партий, бизнесменами, деятелями науки, образования, искусства, конфессий, руководителями своего и других государства (а это – в первую очередь) и т.д. с позиции этого единого главного критерия.
Если ты лидер какой-то группы, коллектива, то ты можешь трактовать информацию по-своему вопреки всем, руководствуясь именно этим критерием, и группа обязана послушаться. Если ты рядовой член группы, коллектива, то ты должен думать как все, руководствуясь этим единым критерием. Так для всех легче, проще, и нация, и группа остается единой. Еще раз: это не притворство! не лицемерие! Это - инстинкт. Рядовой член нации искренне принимает любое мнение всей нации за истинное. Сложнее дело обстоит, когда нация расколота (усилиями политтехнологов, СМИ и пр.).
Национальный конформизм, проявляющийся при принятии человеком мнения нации есть проявление социального инстинкта. Национальное единомыслие - это проявление социального инстинкта. Член нации читает информацию иначе, чем чужой. Член нации видит мир иначе, чем чужой. Национальная истина, конечно, субъективна, а групповая истина корпоративна.
Это, в том числе, означает, что применение единых объективный критериев не приводит к получению каждым аналитиком абсолютно идентичных результатов исследования информации. И сам отбор информации, и ее анализ и синтез, и прогноз на этой базе зависят от многих условий: профессия (экономист может увидеть и проанализировать ту информацию, на которую может не обратить внимание зоотехник), уровень подготовки и жизненный опыт, пол и т.д. У нации в итоге из мозаики таких оценок и складывается представление об истине.
Важнейшая и основополагающая мысль о субъективности такой истины: необходимо понять последовательность: не потому истина, что она отвечает их интересам- а потому и отвечает их интересам, что она истина! И они ее познали и применили.
Стремление к выживанию нации - это закон природы. Стремление к единству нации - это закон природы. Стремление к единомыслию нации - это закон природы. Национальная истина служит выживанию нации. Истинность национальной истины определяется ее полезностью для нации. Истинно то, что ведет к результату: выживанию твоей нации и ее духовному и материальному развитию.
Социальный национальный инстинкт мы можем сейчас назвать инстинктом единства. А индивидуальный инстинкт выживания можем сейчас назвать инстинктом самосохранения и инстинктом информационного ориентирования в пространстве, скажем условно. При этом инстинкт единства сильнее инстинкта индивидуального выживания. Подумай сам: их много, у них много умов и много опыта, и они все выжили вполне успешно, и ты тоже выживешь среди них, а один, вне нации, без них, ты не выживешь, это смерть. И тогда для тебя жизнь, истина и общее мнение - сливаются воедино. Инстинкт повелевает разумом. Разум обслуживает инстинкт.
Влюбленный видит любимую не теми глазами, что все. Так и член нации видит истину. Нация существует в своем измерении, в своей системе координат. Общечеловеческие ценности, мораль, ментальность у нации подвергаются определенной коррекции. Национальный анализ информации отличается от «общегуманитарного».
«Национальное зрение» выборочно, как у орла на дальность, змеи на движение и пчелы на цвет. Одно приближается, другое удаляется; одно ярко освещается, другое притемняется. В этом нет злого умысла или индивидуального эгоизма! Это следствие и аспект самого существования нации, ибо и существует она как единый национальный организм для выполнения определенных функций, своей какой-то исторической миссии. И существует нация только в динамике своего национального действия!
Сущность нации – национальная миссия в этом мире. Это ее национальная групповая функция. Реализация этой исторической миссии (о которой мы может часто только догадываться) возможна лишь при самом существовании (физическом и духовном) нации. Поэтому эта национальная миссия, историческая функция определяет отбор и трактовку информации.
Национальное ориентирование в информации — функционально. При этом следует помнить, что любая информация характеризуется следующими показателями:1)важность;2)точность;3)полнота и 4) значимость информации. Словом, для единства нации необходимо получать важную, точную, полную и значимую информацию и уметь анализировать ее, используя объективные критерии ее оценки, уметь прогнозировать развитие событий на основе этого анализа информации.
Человек - монада самообеспечивающаяся, с огромным индивидуальным адаптационным ресурсом и большим радиусом свободы воли. Это многовариабельность и автономность монады сообщают социальной системе «нация» и гигантский запас устойчивости, и гигантские возможности анализа информации и самонастройки, саморазвития. Но оставим пока законы саморазвития.
Любой организм, система стремится как минимум к самосохранению. К здоровому нормальному функционированию всех органов. Поэтому организм человека стремится к здоровью психики, она всем рулит. Психика стремится сохранить свою нормальную структуру, нормальный стереотип функционирования.
А именно, в рамках нормы: восприятие, отбор и оценка информации по важности — сортировка и анализ информации, необходимой для ориентирования и функционирования во внешней среде — выводы и рекомендации к действиям — планирование действий — совершение действий.
Образ действий диктует нашему зрению (нашим анализаторам, нашему Разуму) через цели действий. Эти цели определяет, какую информацию мы воспринимаем, а какую сознание отбрасывает. Отбрасывает всерьез, как горох от стенки: психика самосохраняется, избегая уродования.
В состоянии аффекта человек неадекватен: психически другой. Он может геройствовать или злодействовать, идти на костер или резать беззащитных. Картина его эмоционального мира искажена, окружающая информация читается им не так, как здоровым человеком. Суд, экспертиза, врач, лечение. И никто не спрашивает: «Как же он мог?»
Его эмоции, энергетика и шкала желаний продиктовали ему вот такие выводы из картины мира. Но он не сумасшедший! Он видит все правильно. Просто акценты сменились. Масштабы разных участков информации изменились. Карта желаний там вздулась, а там опала. Состоянием аффекта мы считаем такое возбуждение, когда срывает сдерживающие центры. И сознание не властно над желанием. Гормонов и сахара столько, что боль и труд нипочем.
Но возбуждение той или иной силы и направленности присутствует у нас всегда. Карта мира и карта наших эмоций всегда искажена в каких-то участках и направлениях. Человек всегда видит окружающий мир необъективно, но под углом своих желаний и целей. А также лабильности и мощности своей психики, своего темперамента, знаний и опыта. Поэтому часто даже дружески настроенным людям нелегко понимать друг друга.
Но психика нормального человека быстро прилаживается к обстановке, сохраняя нормальный стереотип эмоций и реакций при любых привычных действиях.И сохраняет способность к восприятию, анализу и синтезу информации, если эти действия стали привычными для человека.
Если он натренировал эти действия. Если он умеет использовать объективные критерии оценки информации и получаемый им творческий результат доставляет ему удовольствие от самого акта такого творчества.
Напомним читателю, что нравственные ценности и моральные правила утверждаются в народеличным примером их пропагандистов и общественным мнением народа, которое одобряет эти примеры и эти нравственные нормы, и принципы (общие правила).
Но следует обратить внимание и на то, что те или иные нравственные нормы и принципы морали усваиваются людьми еще и потому, что это им выгодно: они обеспечивают выживание и развитие нации в данной природно-географической, социальной и политической среде.
И здесь особая роль:
1.Системы образования, разъясняющей эти нормы и принципы, особую важность трудовой морали (начиная с детского возраста).
2.СМИ, рекламирующих и популяризирующих в новой исторической обстановке новые нормы и принципы нравственности, связывая их с национальными.
3.Законодателей, совершенствующих национальное законодательство так, чтобы:
(а) простым гражданам стало выгодно быть правопослушными,соблюдать законы,
(б) судопроизводство становилось все более независимым и неподкупным и абсолютному большинству чиновникам стало бы выгоднее исполнять разумные законы, чем их нарушать,
(в) экономика (отчетность, сделки, доходы, статистика и т.д.) становилась все более «прозрачной» для общества и государства (и это было бы выгодно бизнесу), а достойные доходы граждан все более увязывались с их трудовыми усилиями, т.е. людям стало выгодно трудиться добросовестно и качественно.
Понятно, что достойные доходы в каждой стране выражаются различными цифрами, но трудовую мораль (а не бандитскую или мораль попрошаек и воров) в любой стране укрепляет то, что за честный и квалифицированный труд человек может содержать жену с маленьким ребенком, в обозримом будущем купить дом или квартиру (по своим доходам), получить качественную медицинскую помощь и качественные образовательные и бытовые услуги и т.д.
Словом, разумные, воспринимаемые народом как справедливые и честные, законы, общекультурное, нравственное, правовое и профессиональное просвещение народа, жесткое применение законов и адекватное толкование их духа в соответствии с нравственными нормами (т.е. работа исполнительной, судебной власти, МВД и СМИ), личная примерность правящей элиты и ее забота о своей стране, беспощадная антикоррупционная политика – важнейшие условия и модернизации национальной морали и прогресса страны в целом.
Для нас в этих рассуждениях современного философа важно еще и то, что он четко обозначает основу для обоснования истинности наших суждений: русская культура, наши национальные духовные ценности и вытекающие из них принципы рационального обоснования истинности суждений. И указывает на такие характеристики информации, как ее важность, точность, полнота и значимость.
Проф.М.Г.Делягин полагает, что разворачивающийся кризис покончит и с традиционными демократиями (ликвидировав их социальную основу – средний класс, основного потребителя товаров и услуг) и рынок. Кризис демократии и развитие глобального управляющего класса, осуществляющее внешнее управление по отношению ко всему не входящему в нее человечеству, способствует возрождению скрытых, орденских по своей природе систем управления.
Они аккумулируют знания, - но скрытое знание в силу его природы умирает, вырождаясь в ритуалы. Поэтому надвигающееся на нас и предвкушаемое частью глобального управляющего класса компьютерное Средневековье будет оставаться компьютерным недолго. Таким образом, полагает М.Г.Делягин, нас ждет болезненная и глубокая архаизация, сопровождаемая значительными жертвами, - своего рода падение в новые Темные века.
Мы не знаем, удастся ли человечеству избежать катастрофического движения по этому пути, но должны прилагать все силы для решения этой задачи.
Она двуедина: сохранить технологии и продолжить технологический прогресс, несмотря на сужение рынков (и, соответственно, снижение степени разделения труда), и сохранить гуманизм, остановив общую дегуманизацию.
Представляется, что Россия, даже в сегодняшнем состоянии, является единственной частью человечества, в принципе способной решить эту задачу (и всем здоровым силам человечества стоит помочь ей в этом, потому что «быть способным» - еще отнюдь не значит свою способность реализовать).
С одной стороны, в рамках советского ВПК был создан колоссальный, во многом сохраненный и даже развитый задел сверхпроизводительных «закрывающих» технологий, отличающихся от традиционных дешевизной, простотой и эффективностью. Блокируемые монополиями, после их краха в условиях глобальной депрессии они способны сохранять высокую рентабельность даже на узких рынках.
С другой стороны, наша культура принципиально гуманистична - в силу исключительного значения для нее стремления к справедливости. Стремление к справедливости способствует постоянному предпочтению эффективности с точки зрения народа (и для народа!) перед эффективностью с точки зрения отдельной личности или фирмы, что является залогом как коллективного выживания, так и сохранения гуманизма.
Российская культура носит принципиально мессианский характер: ее носители не только не живут без сверхзадачи даже в условиях высокого комфорта (это общая особенность человека как биологического вида), но и способны самостоятельно продуцировать эту сверхзадачу, как в комфорте, так и на грани гибели.
Это и позволяет России, полагает этот известный экономист, всерьез пытаться искать выход из ловушки, в которой находится современное человечество, на пути своего рода «технологического социализма», сочетающего гуманизм и развитие технологий в рамках соединяющего людей «общего дела».