Лекция 9. Этические аспекты деятельности таможенников

Вопросы:

9.1. Этические аспекты деятельности таможенников

9.2. Коммуникативная компетентность таможенников: этический аспект

Специфика профессии таможенника. Миссия профессии. Таможенная политика как составная часть внутренней и внешней политики РФ. Административная этика государственного служащего как форма регламентации профессиональной деятельности таможенника. Основные моральные проблемы профессии. Комплекс этических принципов в деятельности работников таможни. Законодательство РФ об этических стандартах профессионального поведения. Таможенный кодекс РФ.

9.1. Этические аспекты деятельности таможенников

Кодекс чести –звучит благородно и ассоциируется с такими понятиями как мораль, совесть, долг, ответственность, справедливость. Сегодня кодекс чести – необходимый атрибут любой организации или структуры, определяющий морально – нравственные принципы и правила поведения сотрудника в профессиональной и вне служебной деятельности. Известны, например, кодексы чести судей, банковских работников, журналистов, предпринимателей, военнослужащих, милиционеров и т.д. Кодекс профессиональной этики и поведения есть, безусловно, и у сотрудников таможенных служб различных стран.

В 1993 году всемирной таможенной организацией была принята, а в 2003 году пересмотрена, Декларация о честности действий таможни(декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне), известная как Арушская декларация ВТО. Среди десяти элементов антикоррупционной стратегии, описанных в этом документе, ключевая роль отводится «разработке, обнародованию и принятию комплексного кодекса поведения, устанавливающего практичные и однозначные правила поведения все таможенного персонала». Это обусловило появления Модельного кодекса этики и поведения сотрудников таможенной службы, определяющего международное стандартное профессиональное поведения офицеров таможенных служб мира.

Таможенный кодекс этики, разработанный всемирной таможенной организацией, регулирует следующие основные сферы: личные обязательства, соблюдения закона, отношение с обществом, получение подарков, использование служебной информации, политической деятельности, трудовая атмосфера. Основная идея, которую несет в себе этот документ: таможенник – это представитель государства, и своими действиями он должен поддерживать и укреплять имидж таможенной службы. Ведь по его поведению, культуре речи, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и в целом о государстве. В свою очередь порядочность и безупречная репутация – основа доверия граждан к сотрудникам таможенных органов.

Личными обязательствами сотрудника таможенных органов является:

Выполнять свои служебные обязанности добросовестно, эффективно и профессионально;

Стремиться к профессиональной деятельности к высшим этическим нормам, не ограничиваясь соблюдением минимальных правовых и процессуальных требований;

Постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать нормативно – правовые акты, приказы, указания, распоряжения, инструкции, касающиеся выполнения служебных обязанностей;

Относиться к обществу и коллегам вежливо, уважая их права и должностные обязанности;

Не допускать использование в личных интересах информации, полученной в процессе осуществления профессиональной деятельности;

Своим поведением поддерживать и укреплять профессиональный статус таможенной службы.

Перечисленные личные обязательства реализуются:

В соблюдении законов.

Все сотрудники таможенных органов должны соблюдать законны. Таможенники обязаны извещать вышестоящего руководителя о случаях, когда их заставляют поступать вопреки нормам поведения и дисциплины, а так же о незаконных фактах, выявленных в ходе исполнения своих функций;

В отношениях с обществом.

Взаимодействую с общественностью, таможенники должны проявлять объективность и беспристрастность. Сотрудники таможенных органов обязаны использовать все приемлемые способы для оказания содействия представителям общественности в выполнении ими своих обязательств перед таможенной службой и обеспечение соблюдения их законных прав. При взаимодействии с представителями общественности таможенники обязаны называть своё имя и должность, так же носить идентификаторы личности.

Предложение подарков и других видов вознаграждений сотрудником таможенных органов может быть расценено как попытка повлиять на принятия решения, поэтому таможенникам запрещается принимать подарки и различные знаки гостеприимства, за исключением следующих случаев: преподнесение символических подарков, таких как календарь, ежедневник, кружка, знак благоприятных деловых отношений; отказ от принятия подарка может оскорбить культурные чувства; подарок преподносится на общественном собрании, форме, и отказ от него может вызвать замешательство; знаки гостеприимства непосредственно связаны со служебной необходимостью (деловые обеды).

Во всех случаях независимо от стоимости полученной в подарок вещи, сотрудник таможенной службы должен уведомить вышестоящего руководителя о полученном подарке или знаки гостеприимства в письменной форме, полученная в подарок вещь фиксируется в специальном журнале (с описанием и указанием приблизительно стоимости).

Использование служебной информации.Сотрудники таможенной службы должны соблюдать конфиденциальность сведений, материалов и информации, полученных в ходе своей профессиональной деятельности, проявлять осмотрительность при пользовании и хранении накопленных сведений и не использовать служебную информацию и документы в противозаконных целях. Сотрудники таможни обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, связанных с деловой активностью экономических агентов. Обязанность соблюдения конфиденциальности сохраняется даже после прекращения служебных отношений между сотрудником таможни и экономическим агентом.

Политическая деятельность. Сотрудники таможенных органов не должны делать неуместное публичные комментарии, касающихся политики, программ и стратегий таможенных органов, выражать негативное мнение о государственной политики при выполнении служебных обязанностей, делать личные заявления, которые могут быть восприняты как официальные комментарии.

Трудовая атмосфера.Одежда и внешность таможенника должны отражать профессиональный имидж службы. При исполнении служебных обязанностей таможенник всегда должен быть в форменной одежде, выглядеть чисто и опрятно. Сотрудникам таможенных органов запрещается употреблять спиртные напитки, наркотики во время работы, курить в запрещенных для этого местах либо во время работы – в общественных местах.

С учетом рекомендации, изложенных в Арушской декларации ВТО, на основе модельного кодекса этики и поведения сотрудников таможенной службы администрациями таможенных органов отдельных европейских государств созданы аналогично национальные документы, регулирующие профессиональные поведения таможенника. Например, Кодекс чести таможенника РФ гласит: «Таможенник обязан быть образцом воспитанности, высокой культуры общения и поведения, уважительного отношения к гражданам и коллегам. Ни что так не подрывает авторитет профессии таможенника, как взяточничество, чванство, невежество».

Согласно Кодексу профессиональной этики таможенника Белоруссии, сотрудник таможенной службы должен «Быть честным и беспристрастным, выполнять свои служебные обязанности эффективно, компетентно, справедливо, не проявляя предпочтение или произвола в отношении кого – либо лица, группа лиц или организации, принимая во внимание лишь общественную пользу и соответствующие обстоятельства дела». Работник таможни должен также «неукоснительно соблюдать технологию таможенного оформления и контроля, не допускать не обоснованных задержек пропуска через таможенную границу, а так же при таможенном оформлении товаров и транспортных средств во внутренних пунктах таможенного оформления».

Практика разработки и введения в действие Кодекса чести таможенника стало ещё одной ступенью в повышении профессиональной компетентности и честности, культуры делового общения в таможенной сфере, что, в свою очередь, способствует росту доверия к таможенным органам со стороны общества. Ведь Кодекс чести таможенника создан и для граждан, которые вправе соотносить действие сотрудника таможенных органов с нормами данного документа, информирующего их о том, какого поведения они могут ожидать и требовать от таможенников

9.2. Коммуникативная компетентность таможенников: этический аспект

Деятельность должностных лиц таможни неотделима от сферы социальных отношений. До 70% рабочего времени таможенники проводят в деловом общении – общение с участниками совещании, консультирование, телефонные разговоры, указание и др. Мы живем в такое время, когда умение психологически грамотно общаться и поддерживать эффективно деловые взаимодействия выступают ведущим фактором успеха в профессиональной деятельности. В силу своей профессиональной специфики таможенники несут особую моральную ответственность за свои действия и решения в рамках делового общения.

Современная прикладная этика предоставляет специалистам, чья деятельность сопровождается моральными затратами и требует регламентации естественных нравственных чувств и принципов, набор подходов и приемов, которыми можно пользоваться при принятии решений, при их оценке с точки зрения морали, при разрешении и предупреждении конфликтов и в целях построения стратегии для осуществления наиболее эффективной профессиональной коммуникации.

Чтобы лучше понять сущность подходов прикладной этики и научиться использовать их в своей деятельности, необходимо знать основные этические понятия и термины. С целью повышения культуры общения должностных лиц в подразделениях таможни в рамках профессионально учёбы проводятся занятия по этики общения. Китайский мудрец когда – то заметил: «Если ты строишь планы на год – посади рис, взялся планировать на 10 лет – посади деревья. Если планы твои на 100 лет – берись за просвещение и воспитание людей».

В этической литературе и социальной практике принято разделение этики на универсальную и профессиональную. Универсальная этика регулирует поведение людей не зависимо от их профессиональной принадлежности, а профессиональная этика в большей степени является нормативной – предписывает и обосновывается определенные моральные стандарты, принципы, нормы. Существует много противоречий между универсальной и профессиональной этикой, которые часто порождают различные конфликты. Поэтому морально – этические принципы и правила поведения закрепляются в кодексах профессиональной этики.

Так, Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ предписывает должностным лицам воздержаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей. Должностные лица таможенных органов обязаны быть тактичны, корректны, внимательны к гражданам и всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. По культуре речи и поведения, манерам должностного лица судят о таможенной службе и в целом о государстве.

Понимая компетентность в общении как развитие знаний социальных установок, умение и опыта в области межличностного общения на практических занятиях вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развиваются способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условия и в различных группах. Применение методов активного социально – психологического обучения (тренингов, деловых игр, дискуссий) способствует развитию коммуникативной компетентности должностных лиц таможни, повышению психологической грамотности личного состава, профилактике некорректного поведения должностных лиц таможни в отношении участников внешнеэкономической деятельности. Тренинг – это, прежде всего игра. Она позволяет преодолеть то, что нам кажется трудным, и посмеяться над тем, чего мы боимся. Легкого общения не бывает, как не бывает и легких рецептов нахождения взаимопонимания в общении.

Социально-психологические знания, полученные в ходе практических занятий, навыки анализа ситуации, возникающих в процессе общения, имеют огромное значение для построения эффективных межличностных отношений. С одной стороны, они помогают должностным лицам таможни лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально – психологические аспекты своего «я»: социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слушать и задавать вопросы, контролировать свои эмоции. С другой стороны, такие знания позволяют лучше понять и принять других людей и поддерживать эффективные деловые взаимодействия.