Работа с литературой.
Начинать следует с учебников и учебных пособий, желательно знакомство с монографическими работами, затем изучаются источники периодической печати и инструктивный материал. Такая последовательность позволяет более системно накапливать материал, идти от простого к сложному, от общего к частному.
Изучение литературы, необходимое для выполнения контрольной работы, помогает обрести представление о различных подходах к решению изучаемой проблемы, изложенной в специальной литературе.
Сбор и обработка материала.
При изучении состояния проблемы рекомендуется использовать общенаучную методологию исследования, основанную на системном и комплексном подходе, методах математической статистики и социологического исследования, а также специальные методы современной психологии, основные: наблюдение и эксперимент, и вспомогательные: анализ продуктов деятельности; биографический метод; близнецовый метод; социометрия, моделирование, анкеты; тесты (прогнозирующие и диагностирующие).
В зависимости от специфики решаемых задач могут быть использованы логические методы (сравнения, выделения «узких мест», ведущих звеньев) и др.
Написание и оформление контрольной работы
Контрольную работу рекомендуется писать по разделам. Она должна содержать: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3) введение; 4) основную часть; 5) заключение; 6) список используемой литературы; 7) приложения.
Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 3.
Оглавление помещается на отдельном листе и содержит название выделенных в работе разделов и подразделов с указанием страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы с точки зрения автора работы, практическая значимость её для слушателей курса «Психология и педагогика». Ставится цель и задачи, определяются методы, даётся краткая характеристика структуры работы, источников и материалов, на основе которых она выполнена.
Общий объем введения до 1 страницы машинописного текста.
Основная часть может состоять из нескольких параграфов (глав). Её общий объем до 10 страниц машинописного текста.
Вариант исследовательской работы.
Первый параграф – теоретический. В нём раскрывается сущность проблемы, предлагается обзор литературных источников, определяется исследуемый объект, обосновывается отношение автора к выбранной проблеме.
Второй параграф - организация и методики исследования. В нём даётся характеристика исследования: время проведения, участники (при групповом исследовании - от 10 человек; при индивидуальном – соответственно – 1 испытуемый), их половозрастные характеристики, а также описываются используемые методики с чёткими инструкциями проведения.
Третий параграф - результаты исследования. Желательны конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию исследуемого объекта.
Заключение – итог всей работы. В нём необходимо показать, что было достигнуто в ходе исследования.
Вариант теоретической работы.
Первый параграф – в нём раскрывается сущность проблемы, предлагается обзор литературных источников, определяется исследуемый объект, обосновывается отношение автора к выбранной проблеме.
Второй параграф – анализ выбранной темы.
Третий параграф – показать, что было достигнуто в ходе работы.
Важно! Одним из достоинств реферативной работы будет ваше собственное мнение по исследуемой проблеме, которое можно оформить в виде модели, таблицы или опорного конспекта в авторском исполнении как обобщение по всей работе или же какой-то ее части, Приложение 4 и 5.
Список используемой литературы включает все изученные при выполнении работы источники и материалы. Они располагаются по алфавиту. В тексте при ссылках на литературные источники указывается номер источника и страница, например, [3, с.5].
В приложение выносятся графики, таблицы. Приложение должно иметь надпись «Приложение» и порядковый номер в правом верхнем углу первой страницы данного приложения, например, Приложение 1