Воп. Формирование коллектива

5 воп. Личность и коллектив

Трудовой коллектив организации есть относительно обо­собленная, организационно оформленная группа людей, объе­диненных совместной деятельностью. Для эффективного функ­ционирования организации требуется управление совместной деятельностью людей, объединенных в трудовой коллектив.

Трудовой коллектив предприятия обладает сложной структурой. Она включает: административно-производственную структуру, социальную и социально-психологическую структуру

Административно-производственная структура коллек­тива предприятия состоит из органов управления и торгово-производственных подразделений. Например, в потребитель­ском обществе: аппарат управления и торговые единицы (мага­зины, столовые). Административно-производственная структура составляет формальную структуру коллектива предприятия, при которой функции трудового коллектива предприятия, права и обязанности его подразделений и каждого работника определе­ны соответствующим Уставом. Положением и должностными инструкциями.

Формальная структура предприятия создается по воле ру­ководства и первейшей обязанностью коллектива является вы­полнение конкретных задач и достижение конкретных целей.

Социальная структура характеризуется составом работ­ников коллектива предприятия по квалификационному, поло­возрастному и культурно-техническому признакам. Социально-квалификационная структура коллектива от­ражает количественное и качественное соотношение между соответствующими группами работников: руководителями, спе­циалистами и т.д.; эти соотношения должны быть оптимальны­ми, позволяющими коллективу эффективно осуществлять свои функции.

Половозрастная структура характеризует соотношение работников коллектива по полу и возрасту. Важно, чтобы кол­лектив был разнополым и сочетал в себе людей разных возрас­тных групп.

Культурно-технический уровень характеризует соотно­шение работников коллектива по уровню общего и специально­го образования, соответствие уровня образования занимаемой должности, овладение членами коллектива знаниями своей спе­циальности, достижениями технического прогресса. Важно, чтобы уровень постоянно соответствовал требованиям практики ; повышался с учетом достижений науки.

Социально-психологическая структура коллектива - это еговнутренняя или неформальная структура, в основе которой лежат определенные, социально-обусловленные ценности, нор­мы и ожидания, максимально разделяемые всеми членами кол­лектива и принимаемые форму непосредственных межличност­ных (психологических) взаимоотношений между членами кол­лектива.

Принято различать основной коллектив предприятия от его первичных коллективов.

Основной коллектив - это коллектив предприятия в целом «например, коллектив универсального магазина). Он представ­ляет собой более широкую категорию; причем в нем цели, соотношения и взаимоотношения основываются на более глубоком социальном синтезе.

Первичный коллектив - наименьшая часть по численно­сти, уже более неделимая составная часть общего коллектива предприятия.

Люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе групп, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу: об­щности территории, профессии, социальных условий, из-за слу­чайных обстоятельств, в которых они оказались. Это, разумеется, не означает, что члены групп должны постоянно находиться рядом и совместно выполнять свои функции - делать это можно самосто­ятельно, но работник в любом случае оказывается включенным в систему управленческих отношений. В рамках этой системы группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или само­управляемой структуры с различной степенью сплоченности ее чле­нов — от неорганизованной толпы до единого коллектива. Именно коллектив составляет основу любой организации.

Коллектив состоит из работников, обладающих определенными личными чертами и особенностями. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, первым и главным из которых можно считать наличие общей цели. Цель мо­жет формироваться в результате взаимного влияния индивидуаль­ных целей членов коллектива или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Вторым признаком коллектива являются психологическое при­знание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сход­ство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т. д., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Психологическое признание делает возможным личное практи­ческое взаимодействие людей в процессе достижения совместной цели, что составляет третий признак коллектива. В результате тако­го взаимодействия потенциал коллектива оказывается существенно больше суммы потенциалов каждого из его членов. Это объясняется тем, что в результате взаимодействия становится возможным то, что в принципе недоступно одному человеку. Во-первых, преодолева­ется ограниченность физических и интеллектуальных способнос­тей каждого — без коллективного труда невозможна была бы и со­временная цивилизация; во-вторых, на основе совместной деятель­ности удается выполнить гораздо больший объем работ. Это воз­можно вследствие разделения труда, специализации, обуслов­ливающих рост его эффективности, а также возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые ре­зервы и повышающего интенсивность деятельности.

Четвертый признак коллектива состоит в постоянстве взаимо­действия на протяжении всего времени существования группы, но необязательно всех ее членов со всеми. В результате становится воз­можным их влияние друг на друга, ведущее к формированию общих целей и интересов, реальному осознанию общности и единству практических действий.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потреб­ность человека в общении и деловом взаимодействии, в принадлеж­ности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в коллективе он находит при­знание своих успехов и достижений.

Воздействуя на поведение человека, коллектив во многом способствует его изменению, В коллективе человек имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе; ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы; кол­лектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенство­ванию, первенству в соревновании.

Однако нужно иметь в виду, что в зависимости от характера са­мого коллектива его влияние на личность может быть как позитив­ным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на человека, вынуждать его к антисоциальному поведению.

В свою очередь, человек также пытается воздействовать на кол­лектив. Результативность воздействия зависит от сил сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в ре­зультате конфликта с ним; слабая, напротив, сама подчиняется кол­лективу, растворяется в нем, а последний взамен берет на себя забо­ту об ее благополучии.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располага­ется где-то посередине и характеризуется доверительными парт­нерскими отношениями коллектива и его членов, не отказываю­щихся от собственных позиций, но уважительно относящихся к це­лям и нуждам коллектива.