Воп. Внутренняя среда предприятия
Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер.
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере, нельзя преодолеть, отказавшись от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив так, организация поставит под угрозу свое существование. Вместо этого руководство признает неблагоприятное воздействие конвейера на работников и производительность и принимает меры, снижающие его.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, — это цели, структура, задачи, технология и люди.
1. Цели.Организация — это группа людей с осознанными общими целями. Ее можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.
Цели могут быть разнообразными, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на производстве определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — затрат и получаемой прибыли. Эта задача отражена в таких целях, как рентабельность и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие организации не стремятся получать прибыль, но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.
2. Структура.Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет то или иное подразделение для организации в целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала, планирование
Остановимся на двух основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированном разделении труда и сфере контроля.
В большинстве организаций разделение труда не означает случайного распределения процессов между работниками. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше с точки зрения организации как единого целого. В данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру и в значительной степени — возможности успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми — сверху вниз, до самого первого уровня организации — во многих случаях определяют, насколько производительна может быть организация по сравнению с конкурентами.
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Сфера контроля — важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое число людей, мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, можно говорить о многоуровневой структуре.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не являются показателем ее размера.
3. Задачи. Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполнена таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно делят на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем), информацией.
Два других важных момента в работе — это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода от низшего уровня к высшему.
4. Технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами. Однако ряд специалистов под технологией понимают сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задач включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Приведенные ниже классификации отражают взаимоотношения задач и технологий.
Классификация технологии по Вудворд(британская исследовательница управления) . Изучая производственные фирмы, можно обнаружить, что все технологии можно разделить на три категории.
Единичное, малосерийное или индивидуальное производство, в котором одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом.
Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.
Непрерывное производствоиспользует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.
Следует отметить, что никакой тип технологий не может считаться лучшим, каждый имеет свои преимущества и соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Покупатели определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В совокупности они рассматриваются как социотехнические системы .Изменения одной из переменных в определенной степени влияют на все другие. Совершенствование одной переменной, например технологии, не обязательно может вести к повышению производительности труда, если изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например на людях.
Вопросы для самоконтроля по модулю 1.
1. Экономические основы управления.
2. Основные направления реформы предприятий
3. Собственность и управление.
4. Особенности процесса управления.
5. Управление и его элементы.
6. Возникновение и эволюция менеджмента.
7. Развитие управленческой мысли до и на ранних стадиях капитализма.
8. Современные концепции и подходы менеджмента.
9. Системный подход.
10. Комплексный подход.
11. Интеграционный подход.
12. Маркетинговый подход.
13. Цели и задачи управления организацией.
14. Классификация целей.
15. Метод дерева целей.
16. Централизация и децентрализация управления.
17. Закономерности менеджмента.
18. Принципы менеджмента.
19. Основные составляющие внешней среды.
20. Методы реагирования на изменения внешней среды, типы внешней среды.
- Внутренняя среда предприятия.
МОДУЛЬ 2. ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В АПК
Тема 5: СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК