Воп. Внутренняя среда предприятия

Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой создан­ные людьми системы, внутренние переменные в основном являют­ся результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не оз­начает, что все внутренние переменные полностью контролируют­ся руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть. Так, монотонность и уста­лость, связанные с работой на конвейере, нельзя преодолеть, отка­завшись от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив так, организация поставит под угрозу свое существование. Вместо этого руководство признает неблагоприятное воздействие конвейе­ра на работников и производительность и принимает меры, снижа­ющие его.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, — это цели, структура, задачи, технология и люди.

1. Цели.Организация — это группа людей с осознанными общи­ми целями. Ее можно рассматривать как средство достижения це­лей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. В ходе процесса планиро­вания руководство разрабатывает цели и сообщает их членам орга­низации.

Цели могут быть разнообразными, особенно это касается орга­низаций различных типов. Организации, которые занимаются биз­несом, сосредоточены главным образом на производстве опреде­ленных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — затрат и получаемой прибыли. Эта задача отражена в таких целях, как рентабельность и производительность. Государственные орга­ны, учебные институты и некоммерческие организации не стремят­ся получать прибыль, но их волнуют затраты. И это находит отраже­ние в наборе целей, сформулированных как предоставление конк­ретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

2. Структура.Структура организацииэто логические взаимо­отношения уровней управления и функциональных областей, пост­роенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет то или иное подразделение для организации в целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала, планирование

Остановимся на двух основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированном разделении труда и сфере конт­роля.

В большинстве организаций разделение труда не означает слу­чайного распределения процессов между работниками. Характер­ной особенностью является специализированное разделение тру­да — закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше с точки зрения организации как единого целого. В данный момент во всех организациях, за исклю­чением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение тру­да по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пре­делах функциональной области. Выбор функциональ­ных областей определяет основную структуру и в значительной сте­пени — возможности успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми — сверху вниз, до самого первого уровня организации — во многих случаях определяют, насколько производительна может быть орга­низация по сравнению с конкурентами.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделе­ние труда. Преднамеренное вертикальное разделение труда в орга­низации дает иерархию управленческих уровней. Центральной ха­рактеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководи­телю, представляет собой сферу контроля. Сфера контроля — важ­ный аспект организационной структуры. Если одному руководите­лю подчиняется большое число людей, мы говорим о широкой сфе­ре контроля, которая дает в результате плоскую структуру управле­ния. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, можно говорить о много­уровневой структуре.

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структу­ры организации не являются показателем ее размера.

3. Задачи. Еще одним направлением разделения труда в органи­зации является формулирование задач. Задача — это предписан­ная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговорен­ные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассмат­риваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполнена таким способом и в та­кие сроки, как это предписано, организация будет действовать ус­пешно.

Задачи организации традиционно делят на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем), ин­формацией.

Два других важных момента в работе — это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотон­ный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода от низшего уровня к выс­шему.

4. Технология имеет гораздо более широкое значение, чем тради­ционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами. Однако ряд специалистов под технологией понимают сочетание квалификаци­онных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществ­ления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задач включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, полу­чаемую на выходе.

Приведенные ниже классификации отражают вза­имоотношения задач и технологий.

Классификация технологии по Вудворд(британская исследовательница управления) . Изучая производственные фирмы, можно обнаружить, что все технологии можно разделить на три категории.

Единичное, малосерийное или индивидуаль­ное производство, в котором одновременно изготавливает­ся одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его специфика­циям или является опытным образцом.

Массовое или крупносерийное производ­ство применяется при изготовлении большого количества изде­лий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии мас­сового производства.

Непрерывное производствоиспользует автоматизи­рованное оборудование, которое работает круглые сутки для изго­товления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

Следует отметить, что никакой тип технологий не может счи­таться лучшим, каждый имеет свои преимущества и соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных це­лей. Покупатели определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В совокупности они рассматриваются как социотехнические системы .Изменения одной из переменных в определенной степени влияют на все другие. Совершенствование одной переменной, например технологии, не обязательно может вести к повышению производи­тельности труда, если изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например на людях.

 

Вопросы для самоконтроля по модулю 1.

1. Экономические основы управления.

2. Ос­новные направления реформы предприятий

3. Собственность и управление.

4. Особенности процесса управления.

5. Управление и его элементы.

6. Возникновение и эволюция менеджмента.

7. Развитие управленческой мысли до и на ранних стадиях капитализма.

8. Современные концепции и подходы менеджмента.

9. Системный подход.

10. Комплексный подход.

11. Интеграционный подход.

12. Маркетинговый подход.

13. Цели и задачи управления организацией.

14. Классификация целей.

15. Метод дерева целей.

16. Централизация и децентрализация управления.

17. Закономерности менеджмента.

18. Принципы менеджмента.

19. Основные составляющие внешней среды.

20. Методы реагирования на изменения внешней среды, типы внешней среды.

  1. Внутренняя среда предприятия.

 

МОДУЛЬ 2. ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В АПК

 

Тема 5: СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК