Воп. Принципы менеджмента

В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами

Закономерности менеджмента

 

Принципы менеджмента

 

 

Существующий способ производства Формы собственности, социально-политическая структура, культура Национальное, духовное развитие

 

Опыт(образцы) управления

 

Рис.Факторы, определяющие принципы менеджмента

Таким образом, принципы менеджмента — это закономерности, в рамках кото­рых реализуются связи (отношения) между различными структура­ми (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми руко­водствуются управленцы в практической деятельности. Принципы менеджмента можно разделить на:

Ø общие для всех видов менеджмента;

Ø относящиеся ко всем компонентам системы управления;

Ø специфические для управления конкретным производством;

Ø относящиеся к отдельным частям системы менеджмента.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций.

Перечислим основные принципы менеджмента.

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрали­зации в управлении.Проблема сочетания централизации и децент­рализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики — цели и стратегии предприятия в целом, а децентрализованными — решения, относящиеся к оперативному управлению.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности под­разделений, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.

Организационная форма управления предприятием считается централизованной, когда:

Ø функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные; имеется значительное число функциональных служб (отделов);

Ø исследовательские подразделения находятся в центральном ап­парате материнской компании;

Ø при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у цент­рального отдела сбыта.

Под децентрализацией понимается передача права принятия ре­шений низовому оперативно-хозяйственному звену — производ­ственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоя­тельностью. Это предполагает высокую степень координации дея­тельности на всех уровнях управления предприятием, выступаю­щим как единое целое.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менед­жменте предполагает необходимость умелого использования еди­ноначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимают пре­доставление высшему руководителю определенной полноты влас­ти, которая необходима для принятия решений, и персональной от­ветственности за порученное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного реше­ния на основе мнений руководителей разного уровня, прежде всего исполнителей конкретных решений — руководителей производ­ственных подразделений. Коллегиальность повышает объектив­ность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации. Однако принятие коллегиальных реше­ний происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что сни­жает оперативность управления.

Разновидностью коллегиальности является коллективное при­нятие решения. Коллективные решения, как правило, принима­ются большинством голосов, например на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию ре­шений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

2. Принцип единства политического и хозяйственного руковод­ства.

Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствую­щих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.

За рубежом, например в Англии, существует однопартийная сис­тема, и ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интересам правящей администрации. Но эта налоговая политика утверждает­ся многопартийным парламентом, а потому отражает интересы большинства членов общества.

Кроме налоговой политики рычагами государственной админи­страции являются: законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом целями государ­ственного регулирования являются: развитие приоритетов обще­ства, научно-технический прогресс, социальное единство общества, инфраструктура - информационные сети, телекоммуника­ция, транспорт, энергетика, экология, военные программы.

3. Принцип планового ведения хозяйстваозначает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирова­ния является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского.

Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. О сути его хорошо сказала Ли Якокка в своей книге «Карь­ера менеджера»: «Государственное планирование отнюдь не долж­но означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформированных целей. Оно означает согласование всех аспектов вместо разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпорации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».

4. Принцип материального и морального стимулирования. Вуправ­лении широко используют материальное и моральное стимулиро­вание для повышения эффективности производства.

Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива являются мощными рычагами управления. Однако не менее важно моральное стимулиро­вание как средство одобрения деятельности в коллективе и утверж­дения в нем.

В настоящее время на зарубежных фирмах создают отделы ра­боты с персоналом, укомплектованные психологами, социолога­ми, которые постоянно следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дженерал моторе» категорически запрещается повышать голос и делать выговоры персоналу в первой половине рабочего дня. Японский мастер в течение рабочего дня должен дважды поговорить с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.

5. Принцип научности.Соблюдение принципа научности управления заключается В построении всей системы управления производством на новейших данных науки. Научное управление несов­местимо с субъективизмом.

Руководители должны изучать и правильно применять на прак­тике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при ре­шении производственных задач, критическую оценку эффективно­сти принимаемых решений, применение современных средств орг­техники и оргсвязи.

При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управле­ния.

6. Принцип ответственности.Использование принципа ответ­ственности означает создание четкой организационной структу­ры; тщательную разработку положений о подразделениях органи­зационной структуры, правах и обязанностях руководителей, дол­жностных инструкций исполнителей; установление точно опреде­ленной материальной ответственности хозрасчетных подразде­лений За упущения в работе; разработку положений о премирова­нии и депремировании работников; четкое оформление приказов, распоряжений; проведение других организационных мероприя­тий.

На Западе все большее признание получает так называемая со­циальная ответственность предпринимательства, выпуск продук­ции, безопасной для жизни и здоровья людей, соблюдение нрав­ственных принципов.

7. Принцип подбора и расстановки кадровозначает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять пору­ченную работу.

8. Принцип экономичности и эффективности.В производстве не­обходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увели­чения объемов инвестиционных ресурсов и накопления, Этот принцип предполагает наиболее эффективное решение производственных задач.

9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориальногоуправления. Отраслевое управление характеризует необходи­мость развития диверсификации производства, углубления его спе­циализации и концентрации, Территориальное же управление ис­ходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рацио­нального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей об­щества. А это - региональные проблемы,

10. Принцип преемственности хозяйственных решений. Воснове этого принципа лежит единство экономических явлений и про­цессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемствен­ность хозяйственных решений необходима при разработке и осо­бенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла со­поставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошло­го, максимальное сохранение положительного опыта. Она необ­ходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание ра­ботников, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и молодых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприя­тия, неконсервативным мышлением.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т, д, Однако при этом характер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы из­бежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкрет­но-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания принципов управления.