Воп. Принципы менеджмента
В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами
Закономерности менеджмента |
Принципы менеджмента |
Существующий способ производства Формы собственности, социально-политическая структура, культура Национальное, духовное развитие |
Опыт(образцы) управления |
Рис.Факторы, определяющие принципы менеджмента
Таким образом, принципы менеджмента — это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности. Принципы менеджмента можно разделить на:
Ø общие для всех видов менеджмента;
Ø относящиеся ко всем компонентам системы управления;
Ø специфические для управления конкретным производством;
Ø относящиеся к отдельным частям системы менеджмента.
Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций.
Перечислим основные принципы менеджмента.
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.Проблема сочетания централизации и децентрализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики — цели и стратегии предприятия в целом, а децентрализованными — решения, относящиеся к оперативному управлению.
Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.
Организационная форма управления предприятием считается централизованной, когда:
Ø функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные; имеется значительное число функциональных служб (отделов);
Ø исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании;
Ø при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у центрального отдела сбыта.
Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену — производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления предприятием, выступающим как единое целое.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимают предоставление высшему руководителю определенной полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.
Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, прежде всего исполнителей конкретных решений — руководителей производственных подразделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что снижает оперативность управления.
Разновидностью коллегиальности является коллективное принятие решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.
2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства.
Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.
За рубежом, например в Англии, существует однопартийная система, и ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интересам правящей администрации. Но эта налоговая политика утверждается многопартийным парламентом, а потому отражает интересы большинства членов общества.
Кроме налоговой политики рычагами государственной администрации являются: законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом целями государственного регулирования являются: развитие приоритетов общества, научно-технический прогресс, социальное единство общества, инфраструктура - информационные сети, телекоммуникация, транспорт, энергетика, экология, военные программы.
3. Принцип планового ведения хозяйстваозначает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирования является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского.
Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. О сути его хорошо сказала Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера»: «Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформированных целей. Оно означает согласование всех аспектов вместо разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпорации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».
4. Принцип материального и морального стимулирования. Вуправлении широко используют материальное и моральное стимулирование для повышения эффективности производства.
Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива являются мощными рычагами управления. Однако не менее важно моральное стимулирование как средство одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем.
В настоящее время на зарубежных фирмах создают отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоянно следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дженерал моторе» категорически запрещается повышать голос и делать выговоры персоналу в первой половине рабочего дня. Японский мастер в течение рабочего дня должен дважды поговорить с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.
5. Принцип научности.Соблюдение принципа научности управления заключается В построении всей системы управления производством на новейших данных науки. Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Руководители должны изучать и правильно применять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современных средств оргтехники и оргсвязи.
При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.
6. Принцип ответственности.Использование принципа ответственности означает создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделениях организационной структуры, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций исполнителей; установление точно определенной материальной ответственности хозрасчетных подразделений За упущения в работе; разработку положений о премировании и депремировании работников; четкое оформление приказов, распоряжений; проведение других организационных мероприятий.
На Западе все большее признание получает так называемая социальная ответственность предпринимательства, выпуск продукции, безопасной для жизни и здоровья людей, соблюдение нравственных принципов.
7. Принцип подбора и расстановки кадровозначает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную работу.
8. Принцип экономичности и эффективности.В производстве необходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накопления, Этот принцип предполагает наиболее эффективное решение производственных задач.
9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориальногоуправления. Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации, Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это - региональные проблемы,
10. Принцип преемственности хозяйственных решений. Воснове этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла сопоставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание работников, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и молодых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, неконсервативным мышлением.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т, д, Однако при этом характер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания принципов управления.