Воп. Цели и задачи управления организацией
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов
Цель управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации, Вообще цель -мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель — это идеальное описание результата деятельности.
Деятельность — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее структура и процессы),включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
• Организующая роль — организация и направление средств достижения целей на результат.
• Мотивирующая роль — мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.
• Контролирующая роль— сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целейозначает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.
Классификация целей: по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т, д,), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
Требования к целям:
Ø Согласование и совместимость целей;
Ø Реалистичность;
Ø Понятность для исполнителя;
Ø Гибкость (обратная связь).
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т, е, руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе со-
хранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Метод дерева целейпредусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рис.1 ).
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.
Недостаток дерева целей — статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристики меняются. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ и др.
Для целей и задач определяются сроки исполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др. Формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.
1
4
Рис. Дерево целей и задач
1 - главная цель (корневая);
2 - подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели);
3 — цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1;
4 — данные, показатели, необходимые для решения задач
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа: работа с людьми, с предметами и информацией. Цели организации связаны практически со всеми категориями управления (рис. 2).
Рис.2 Связь целей организации с основными категориями теории управления