Возникновение и эволюция менеджмента

Торговый капитализм продолжался в течение почти шести веков, дольше, чем какая-либо другая система. Он, без сомне­ния, не был совершенной системой, но работал хорошо для своего времени. Он внес свой вклад в большую часть исследо­ваний и экспериментов, которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому, что торговый капитализм устарел.

Многие изобретения должны были появиться, прежде чем были устранены барьеры для бурного капиталистического рас­цвета. Джеймс Уатт должен был повертеть в руках чайник для заварки и открыть принцип, который привел к паровому двига­телю. Уголь после этого стал признанным и доступным источником промышленной энергии. Новые методы в добыче руды, в транспорте, связи и производстве должны были быть восприняты, прежде чем было подготовлено основание для промыш­ленной революции.

Одно открытие, однако, должно было затмить все другие по своей важности для истории управления, Оно называлось сво­бодой получения прибыли и получило крещение в 1776 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Новая нация созрела для развития новой деловой личности. Промышленные капиталисты верили в специализацию, рационализацию и де­легирование задач.

Дальновидным промышленникам стало ясно, что посредст­вом простого увеличения численности рабочих нельзя решить проблемы повышения эффективности производства. Произво­дительность в широком масштабе стала необходимостью, и это привело к строительству более крупных заводов.

Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в управляющих (менеджерах), которые координи­ровали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Так зародился менедж­мент — координация людских и иных ресурсов с целью реше­ния поставленных организационных задач.

С развитием разделения и специализации труда, увеличени­ем масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становился научной дисциплиной.

Вообще говоря, управленческая мысль в древности и в до­капиталистическое время не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители: крестьяне, ремесленники. Они выполняли все функции произ­водства и управления своим (или привлеченных наемников) трудом. Для каждого из них был ясен конечный результат, для достижения которого они преодолевали различные возмущаю­щие воздействия внешней среды. Их труд, выражаясь совре­менным языком, был системным. Труд рабочих на фабрике, заводе не имеет такого высокого смысла, рабочий часто не видит результатов своего труда. Поэтому его необходимо активизировать на эффективный труд.

Возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска эффективных способов достижения наиболь­шей выработки у рабочих.

Американский инженер Ф. У. Тейлор (1856—1915), извест­ный как создатель научного менеджмента, — «тейлоризма» — многие годы жизни посвятил увеличению производительности труда рабочих. Сущность его метода заключалась в анализе тру­дового процесса, расчленении его на отдельные операции и приемы, выборе наилучшего, в смысле минимального времени, способа выполнения приема операции и всего трудового процесса, Часто, например, приводят в качестве примера решение Ф. Тейлором задачи о выборе оптимальной нагрузки на лопату:

вместо лопаты с диапазоном применяемых нагрузок от 4 до 30 фунтов была выбрана лопата с нагрузкой 21 фунт. В резуль­тате число тонн, перегружаемых одним рабочим в день, вырос­ло с 16 до 59.

Методы Ф. Тейлора послужили основой технического нор­мирования труда и того, что позже стали называть научной организацией труда.

В нашей стране идеи научного управления развивались и до, и после революции 1917 г. Наиболее известны работы А. А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением вышних условий; работы А. Т. Гастева и многих других ученых и специалистов по научной организации труда и управлению.

Коллега Ф. Тейлора Генри Гантт ввел систему поощритель­ных премий для поддержки усилий человека, а оценку этих усилий предлагалось осуществлять на основе точных заданий в форме карты-графика. Этот акцент на человеческой стороне управления впоследствии вылился в подчеркивание гуманиза­ции процесса управления или человеческих отношений. Подход к управлению с точки зрения человеческих отношений часто связывается с теорией американского социолога Элтона Мэйо. Он первый подошел серьезно к учету интересов рабочих и до­казал, что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается».

На одной текстильной фабрике Мэйо и его помощники ис­пробовали много видов производственных стимулов. Все обма­нуло ожидания, даже деньги — до тех пор, пока рабочие не стали вовлекаться в принятие решений. Их личная заинтересованности в успехе своей работы вызвала увеличение выработки, несмотря на то, что машины не могли работать сколько-нибудь быстрее. Доктрина справедливого обращения с кадрами на­столько принята в наши дни, что трудно представить себе без­душное обращение, существовавшее до 1900 г., когда рабочих считали животными, а позже подняли до положения машины. Боссы делали только то, что, как они полагали, должно быть сделано для предотвращения мятежа. Когда люди стали людь­ми, промышленность добавила к своим орудиям производства то, что никогда не признавала раньше: чувство собственного достоинства человека. Исследования показали, что:

• социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги;

• социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы;

• нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Исследования человеческого фактора представляются в на­стоящее время одной из основных причин успеха или неудачи результатов управления.

Одновременно с Ф. Тейлором, занимавшимся совершенст­вованием управления рабочими в США, французский горный инженер Анри Файоль внес огромный вклад в науку управле­ния в Европе.

В то время, как поборники научного управления делали упор на производственные проблемы промышленности, А. Файоль указывал на важность управленческой роли админи­стратора. Он говорил, что управление играет важную роль в административной деятельности — координировании дел, больших и малых, промышленных, коммерческих, политиче­ских, религиозных и любых других.

А. Файоль полагал, что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных про­блем практических руководителей. До своей смерти в 1925 г. в возрасте 84 лет Файоль продолжал действовать, внедряя свой деловой опыт как на государственных, так и на частных пред­приятиях.

Основные административные принципы Файоля разъясня­ются в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. В ней перечисляются следующие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть.

3. Дисциплина.

4. Единство командования.

5. Единство руководства.

6. Подчинение индивидуальных интересов общему интересу.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок. И. Равенство.

12. Устойчивость должностей личного состава.

13. Инициатива.

14. Честь мундира.

Три рассмотренных подхода к управлению постепенно пе­реплетались и послужили основой для разработки различных управленческих теорий. Их выразителями были представители разных сфер бизнеса.

Влияние экономики на управление столь велико, что выде­ляются четыре периода по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.

Ø Промышленный капитализм (1776—1890) был эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов» Адама Смита в том, что одна только здоровая конку­ренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в от­сутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.

Ø При финансовом капитализме (1890—1993) доминировал финансист. Не участвуя в производстве товаров, он был сосре­доточен на манипуляции финансовыми ресурсами для получе­ния наибольших прибылей. Господствовал принцип социаль­ного дарвинизма Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере не только было допустимо, но и являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.

Ø Национальный капитализм (1933—1950) — период, когда народ, представляемый правительством, вынужден был восстать и защитить себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов В СССР, как известно, в это время новая для всего мира система общественного устройства и хо­зяйствования добивалась известных успехов.

Для периода национального капитализма характерны разно­образные программы правительства. Эта особенность все еще проявляется и в нашем обществе. Действительно, необходимо продолжать предпринимать попытки поддержания слабого рав­новесия между бизнесом и правительством.

Ø Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для со­временной эпохи, в которой люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индиви­дуальному предпринимательскому риску. В большой корпора­ции объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствова­нии управления.