К теме 7: Проектирование организационной структуры
1.Ситуационные факторы проектирования организации:
1)оценка внешней среды;
2)департаментизация и кооперация
3)технология работ;
4)стратегический выбор;
5)поведение работника.
2.Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация:
1)департаментизация и кооперация; поведение работника; масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.
2)департаментизация и кооперация; связи и координация: масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация;
3)департаментизация и кооперация; связи и координация: масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.
3.Организационная структура управления - это:
1)совокупность работников аппарата управления и их деловые отношения
2)совокупность руководящих должностей в аппарате управления
3)совокупность наиболее авторитетных управленческих работников
4)иерархии, подчиненных друг другу уровней управления
5)совокупность взаимосвязанных звеньев и уровней управления
4.Данный тип организационных структур исторически возник в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.):
1). Линейно-функциональная
2). Дивизиональная
3). Функциональня
4). Линейная
5.Организация, которая построена на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений:
1)Эдхократическая организация
2) Многомерная организация
3) Предпринимательская организация.
4)Организация, ориентированная на рынок
5)Партисипативная организация.
4.2 Задания для самостоятельной управляемой работы студента (далее – СУРС) и методические указания по их выполнению
Раздел дисциплины, тема | Содержание учебного задания |
Тема 2: «Организация и управление» | Задание 1. 1.Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая). 2. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития. Задание 2. Что представляет собой мастерство менеджера? Какие роли выполняет менеджер в процессе своей деятельности? Заполните таблицу «Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу» Задание 3.Ознакомьтесь с качествами, которые, по мнению руководителей крупнейших зарубежных компаний, должны быть присущи современным менеджерам. Проранжируйте их в порядке убывания значимости и аргументируйте свою точку зрения. |
Тема 3: «Эволюция теории управления» | Задание 1. Заполните таблицу «Вклад различных школ управления» Задание 2. 2.1Прагматическая школа 2.2Опишите три подхода к менеджменту (процессный, системный и ситуационный). |
Тема 6. «Процессы коммуникации, влияния и принятия решений» | Ответьте на вопросы: 1.Кратко опишите четыре основных элемента процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал, получатель). Изобразите схематично процесс коммуникации. 2.Какую роль в процессе коммуникации играют обратная связь и помехи? 3.Назовите и изобразите основные виды коммуникационных сетей. 4. Почему эффективные коммуникации важны для менеджеров и организации? |
Методические указания по выполнению СУРС
Выполнение СУРС в виде подготовки реферата. Структура реферата представлена несколькими блоками: введение, где подчеркивается актуальность исследования, основная часть, в которой представляются теоретические подходы к решению проблемы, мнения ученых, заключение, где представлена точка зрения студента на проблему и предлагается ее решение.
Объем реферата может составлять от 10 до 15 страниц текста с обязательным приложением списка использованных источников, ссылки на которые приводятся по тексту реферата. Любое заимствование материала должно подтверждаться соответствующей ссылкой на источник и автора.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Основы менеджмента»
1. Менеджмент как наука и практика управления
2. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система
3. Менеджер. Роли менеджера. Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления.
4. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия
5. Система управления организацией и ее основные подсистемы
6. Понятие организации. Формальные и неформальные организации
7. Внутренняя и внешняя среда организации.
8. Миссия организации
9. Научная и административная школы
10. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
11. Процессный, системный и ситуационный подходы
12. Многофакторные (синтетические) теории управления
13. Общая функция - планирование
14. Общая функция – организация
15. Общая функция –мотивация
16. Процессуальные теории мотивации
17. Содержательные теории мотивации
18. Общая функция – контроль
19. Организационно-распорядительные методы менеджмента
20. Экономические методы менеджмента
21. Социально-психологические методы менеджмента
22. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации. Процесс коммуникации
23. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили.
24. Понятие власти и ее источники в организации. Авторитет. Доверие.
25. Лидерство в управлении организацией. Отношение управления менеджера и лидера
26. Стиль руководства: понятие и классификация
27. Понятия и классификация управленческих решений. Основные требования, предъявляемые к решению
28. Рациональность решения. Рациональная организация процесса принятия решения.
29. Методы и методики, используемые в процессе принятия решений.
30. Ситуационные факторы проектирования организации
31. Элементы проектирования организации
32. Основные типы организационных структур
33. Новые подходы в проектировании организаций