Вопрос № 9. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначенных для развёртывания специальных формирований здравоохранения. Перечень № 2.
Перечень, выполняемых в период мобилизации и в военное время строительных и монтажных работ, по приспособлению и оборудованию зданий, отведенных для развертывания специальных формирований Министерства здравоохранения Российской Федерации
(перечень № 2) включает:
1. Мелкий ремонт и перепланировка помещений без переноса капитальных стен: побелка, покраска масляной краской операционных, предоперационных и перевязочных комнат, починка и покраска полов, дверей, рам, лестниц, устройство фрамуг, ремонт окон и другие работы.
2. Устройство перегородок согласно технического проекта.
3. Монтажные работы по обеспечению холодного и горячего водоснабжения (установка ванн, водогрейных колонок, душей, кипятильников, раковин, кранов, умывальников, смывных бачков) и другие работы, которые в мирное время не могли быть проведены.
4. Устройство кухонных плит с котлами.
5. Монтаж водопроводно-канализационной и тепловых сетей в помещениях, в которых невозможно размещение указанного оборудования в условиях мирного времени.
6. Переоборудование электроосветительной сети в соответствии с условиями работы госпиталя, подводка электрической сети в специальные кабинеты, а также установка необходимого дополнительного аварийного электроснабжения.
7. Обустройство специальных кабинетов и лабораторий.
8. Монтаж аптечных комнат.
9. Установка дезинфекционных и холодильных камер.
10. Установка светомаскирующих щитов, занавесей на окна и дверные проёмы.
Акт об отводе здания рассматривается на специальных заседаниях и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта.
К акту прилагаются:
1. технический паспорт здания;
2. экспликация помещений и прилегающей территории;
3. схема расположения функциональных подразделений;
4. данные о планируемом объеме приспособительных работ;
5. технико-экономическое обоснование выбранного варианта размещения специального формирования;
6. наряд на выделение материальных средств (оказание услуг) из местных ресурсов.
Наряды на выделение материальных средств (оказание услуг) из местных ресурсов, необходимых для производства работ по перечню № 2, хранятся в организации-исполнителе работ.
Утвержденные акты об отводе здания является основанием для оформления «Ордера на право занятия зданий...», которые затем передаются органам управления здравоохранением субъектов в мирное время.
Назначенные на основании решений специальных заседаний организации - исполнители работ в течение четырех месяцев со дня утверждения акта об отводе здания разрабатывают технический проект, смету и план строительно-монтажных работ по его приспособлению и оборудованию, которые утверждаются руководителем органа исполнительной власти субъекта.
Организации-исполнители работ обеспечивают проведение работ в соответствии с доведенным до них органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планом строительно-монтажных работ.
В период мобилизации и в военное время отведенные и приспособленные для развертывания тыловых госпиталей здания, сооружения, коммуникации земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топлива, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие необходимые материальные средства передаются организацией-владельцем здания в соответствии с решением специального заседания в ведение начальника тылового госпиталя по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества. Экземпляр этого акта хранится в организации-владельце здания, в органе исполнительной власти субъектов или в органе местного самоуправления, а также у начальника тылового госпиталя.
К акту прилагается список работ по перечню № 2, подлежащих выполнению в период мобилизации и в военное время.
В результате проведённых работ госпиталь должен соответствовать всем гигиеническим и противоэпидемическим нормам лечебно-профилактического учреждения военного времени, а именно:
Вопрос № 10. Территория, ее планировка и благоустройство лечебно-профилактического учреждения военного времени.
Лечебно-профилактические учреждения должны размещаться на территории жилых и зеленых массивов населенного пункта с учетом функционального зонирования, местных санитарно-топографических и климатических условий. Специализированные ЛПУ и отделения (инфекционные, туберкулезные, психиатрические, реабилитационные и др.), для которых характерны длительное пребывание больных, особый внутренний режим и дополнительные площади участка, необходимо располагать в пригородных зеленых зонах с соблюдением разрыва 1000 м до территории жилой застройки. Для действующих туберкулезных и инфекционных стационаров в районах жилой застройки населенных пунктов разрыв между лечебными корпусами и жилыми домами должен быть не менее 30 м при условии строгого выполнения требований, предъявляемых к этим отделениям.
Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэропортов и автомагистралей на расстояния, допускаемые требованиями действующих для этих объектов нормативных документов. В жилой зоне населенного пункта ЛПУ должны располагаться не ближе 30 м от красной линии застройки.
Размещение ЛПУ и отделений в санитарно-защитных зонах промышленных объектов, в первом поясе зоны санитарной охраны водоисточников, на загрязненных химическими и радиоактивными отходами территориях, на участках бывших кладбищ, свалок и т.п. запрещается. На территории не должно быть построек и сооружений, не связанных функционально с отделениями и подразделениями ЛПУ.
Участок ЛПУ должен иметь прямоугольную форму (соотношения сторон 1:2 или 2:3), быть сухим и возвышенным. Уровень стояния грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли.
Размеры земельных участков ЛПУ должны определяться коечной емкостью стационаров, местом их расположения в населенном пункте и соответствовать требованиям “Планировки и застройки городских и сельских поселений” - СНиП 2.07.01-89 (таблица 1).
Таблица 1
Размеры земельных участков ЛПУ
Коечная емкость ЛПУ | ||||||||
Размеры участка на 1 койку, м2 |
Размеры земельных участков ЛПУ, размещенных в населенном пункте, при соответствующем обосновании допускается уменьшать на 25% . В пригородной зоне размеры земельных участков специализированных ЛПУ или отделений должны увеличиваться: инфекционных - на 15%, туберкулезных - на 25%, восстановительного лечения - на 20 % .
Территория ЛПУ по периметру должна иметь ограждения высотой не менее 1,6 м (психиатрических стационаров - не менее 2,5 м) и полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м из двухрядной посадки деревьев и ряда кустарников.
Площадь зеленых насаждений и газонов в ЛПУ должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны приниматься из расчета 25 м2 на 1 койку. Посадка полос кустарниковых зеленых насаждений должна предусматриваться между всеми функциональными зонами ЛПУ.
На территории ЛПУ должны быть организованы и функционально разделены зоны:
return false">ссылка скрыта1. корпусов для инфекционных и неинфекционных больных,
2. административных и хозяйственных зданий,
3. поликлиники,
4. садово-парковая,
5. зоны корпусов детского, акушерского, кожно-венерологического, психиатрического, радиологического и патологоанатомического отделений.
Инфекционное, детское, акушерское, психиатрическое, кожно-венерологическое, радиологическое и патологоанатомическое отделения, входящие в состав ЛПУ, должны размещаться в отдельных зданиях.
Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должен быть максимально изолирован от лечебно-диагностических корпусов и не просматриваться из окон жилых и общественных зданий, расположенных вблизи ЛПУ.
Поликлиника должна быть приближена к периферии участка и иметь самостоятельные подъезд и вход, удобные для посетителей.
Расстояния между палатными корпусами должны составлять 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 24 м. Ориентация окон помещений в ЛПУ должна быть в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 “Общественные здания и сооружения”. Для помещений длительного пребывания больных рекомендуется ориентация окон на Ю и ЮВ, для операционных и реанимационных залов - на С и СЗ.
К территории ЛПУ должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Предусматриваются раздельные въезды в зоны:
1. лечебных корпусов для неинфекционных больных;
2. патологоанатомического отделения;
3. хозяйственную;
4. лечебных корпусов для инфекционных больных.
На выезде из “грязной” зоны инфекционных корпусов должна оборудоваться крытая площадка с подводкой горячей и холодной воды для дезинфекции транспорта.
Внутренние проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия, предусматриваться с двух сторон зданий и быть не ближе 5 м от стен лечебно-диагностических корпусов.
Перед главными входами в ЛПУ должны оборудоваться площадки для посетителей размером не менее 50 м2 и временные стоянки автотранспорта индивидуального пользования, размещаемые не ближе 40 м от внешнего ограждения территории ЛПУ.
Для сбора мусора и бытовых отходов на территории ЛПУ устраиваются крытые площадки с бетонированным покрытием, с плотно закрывающимися контейнерами и подводкой воды для проведения уборки и дезинфекции.
Локальные сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из отделений и подразделений, должны размещаться за пределами территорий ЛПУ с соблюдением санитарных разрывов для такого рода сооружений.
Вопрос № 11. Архитектура и планировка зданий, блоков, секций лечебно-профилактического учреждения военного времени.
Структура, состав, размещение и планировка зданий, блоков, секций решаются с учетом профиля и мощности ЛПУ, необходимости централизации помещений, функциональных подразделений и взаимоудаления отдельных из них как в пределах лечебного комплекса, так и в пределах зоны медицинского обслуживания.
Архитектурно-планировочные решения зданий и помещений ЛПУ должны обеспечивать оптимальные гигиенические условия пребывания больных, труда персонала и соответствующий противоэпидемический режим.
Планировка и устройство ЛПУ должны предусматривать размещение в отдельных корпусах и блоках функциональных подразделений, к которым предъявляются специальные гигиенические требования (операционные и реанимационные блоки, инфекционное, кожно-венерологическое, детское, акушерское отделения и др.), группировку однородных по профилю и противоэпидемическому режиму подразделений и помещений вокруг лестнично-лифтовых узлов и коридоров, разделение лечебно-диагностических помещений для больных стационара и поликлиники, исключение перекрещивания и соприкосновения “чистых” и “грязных” потоков больных, персонала, оборудования и др.
Здания стационаров в ЛПУ не должны быть более 9 этажей, детские отделения рекомендуется размещать не выше пятого этажа.
В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов допускается размещение кладовых хозяйственного инвентаря, гардеробных и буфетов для персонала, центральных бельевых, помещений для хранения вещей больных, сбора грязного белья, некамерной дезинфекции инвентаря и предметов ухода за больными, венткамер, теплоузлов, приемных мусорокамер, машинных отделений лифтов и подъемников.
В цокольных этажах с отметкой пола на 1,2 м ниже отметки тротуара допускается размещать служебные помещения, медицинские архивы, помещения выписки больных и вестибюли, а с отметкой пола не ниже 0,5 м - все помещения, не относящиеся к палатным отделениям, операционным блокам и лечебно-диагностическим кабинетам.
Размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов помещений мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся жидкостей, а также приемных отделений запрещается. Помещения машинных отделений вентиляционного оборудования, лифтов, подъемников, являющихся источниками шума и вибрации размещать смежно с палатами и лечебно-диагностическими кабинетами, а также над и под ними не допускается. Мусорокамеры должны максимально изолироваться от всех помещений.
Размещение и планировка рентгенологических, радиологических и других специализированных отделений и кабинетов должны производиться в соответствии со специальными требованиями действующих санитарных правил и норм, государственных стандартов.
Расположение операционных и реанимационных блоков, палатных отделений на последних этажах зданий допускается при наличии над ними технического этажа.
Изменение состава и планировки помещений, предусмотренных проектом ЛПУ, а также использование помещений не по прямому функциональному назначению без согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора запрещается.
Площади палат на 1 койку определяются спецификой отделения и должны быть не менее нормативных значений.
ТАБЛИЦА № 2. Регламентируемые площади палат в отделениях ЛПУ
Отделения | Площадь на 1 койку, м2 (не менее) |
Инфекционные и туберкулезные для взрослых | |
Инфекционные и туберкулезные для детей | |
Ожоговые, восстановительного лечения, радиологические | |
Интенсивной терапии | |
Детские неинфекционные | |
Неинфекционные для взрослых | |
Психоневрологические для взрослых и детей | |
Палата на 1 койку без шлюза | |
Палата на 1 койку со шлюзом | |
Палата на 1 койку со шлюзом и санитарным узлом | |
Палата на 1 койку со шлюзом, санитарным узлом и душевой | |
Бокс или полубокс на 1 койку | |
Палаты для детей до 1 года | |
Полубокс для детей с матерями на 1 койку и 1 кроватку |