ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

«Основы менеджмента»

для специальностей 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 05 «Логистика»

Курс очная форма получения высшего образования

 

Факультет МЭО и М

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Автор-составитель: доцент кафедры экономики и менеджмента

Иванова Юлия Вадимовна

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1.Учебная программа по дисциплине «Основы менеджмента» дляспециальностей 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 05 «Логистика» (прилагается – см. файл РП_ОМ_2012.doc)  
2.Теоретический раздел по дисциплине «Основы менеджмента»………………………………………………………………
2.1 Конспект лекций по дисциплине «Основы менеджмента»…………
2.2Наглядный материал…………………………………………………
3.Практический раздел по дисциплине «Основы менеджмента»………………………………………………………………  
3.1 Планы занятий…………………………………………………………
3.2 Методические материалы к практическим занятиям……………….
4. Блок контроля знаний по дисциплине «Основы менеджмента»……
4.Материалы для самоконтроля знаний …………………………….....
4.2 Задания для самостоятельной управляемой работы студента (далее – СУРС) и методические указания по их выполнению………………..  
4.3 Вопросы к зачету по дисциплине «Основы менеджмента»………
5. Глоссарий ………………………………………………………………
6. Список используемой литературы по дисциплине «Основы менеджмента»……………………………………………………………….  

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

2.1 Краткий конспект лекций по дисциплине: «Основы менеджмента»

 

Тема «Организация и управление».

1.Организация

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществля­ется деятельность менеджеров.

Из всего многообразия определений понятия «органи­зация» можно выделить следующие:

1. Организация как процесс, посредством которого соз­дается и сохраняется структура управляемой либо управ­ляющей системы.

2.Организация как совокупность (система) взаимоот­ношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятель­ности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3.Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирова­ние должно отвечать следующим обязательным требова­ниям:

1.наличие не менее двух человек, которые считают себя частью этой группы;

2.наличие по крайней мере одной общественно полез­ной цели (т.е. желаемого конечного состояния или резуль­тата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3. наличие членов группы, которые намеренно работа­ют вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация — это группа людей, дея­тельность которых сознательно координируется для дос­тижения общей цели или целей.

Любая организация характеризуется рядом таких парамет­ров, как целевое назначение, правовая и нормативная осно­ва, ресурсы, процессы и структура, внешняя и внутренняя среда, система экономических связей и отношений.

Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения об­щей цели или целей. Неформальная организация — спонтан­но возникающая группа людей, достаточно регулярно всту­пающих во взаимодействия друг с другом. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень незначительных. Для того чтобы не­формальные организации не противостояли основной дея­тельности организации, необходимо:

-менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует;

-неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей;

-выявить неформальных лидеров и управлять ими;

-попытаться объединить цели неформальной и формаль­ной организации;

-менеджер должен согласиться с тем, что вне зависимо­сти от того, что он делает, неформальные организации про­должают существовать.

Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом: чувство принадлежности; взаимопомощь; защита;общение; симпатия.

Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Достижение цели начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Вней детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, намерение руководства, приводится определение самых важных характери­стик организации

Существуют ши­рокое и узкое понимание миссии. В случае широкого понима­ния миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Фило­софия организации определяет ценности, верования и прин­ципы, в соответствии с которыми организация намеревает­ся осуществлять свою деятельность. Философия организа­ции обычно редко меняется. В узком понимании миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл суще­ствования организации, в котором проявляется отличие дан­ной организации от ей подобных.

 

2.Внешняя и внутренняя среда организации

Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управлен­ческих решений и внешней (окружающей) среды. Внешняя среда — совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы.

Внешняя среда разделяется на факторы косвенного и пря­моговоздействия.

Внутренняя среда организации — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку.

К основным переменным внутренней среды организации относятся: цели, структу­ра, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запа­сы, технология, организационная культура.

 

3.Менеджмент и менеджеры

Менеджмент — область знаний и профессиональной дея­тельности, направленных на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования име­ющихся ресурсов.

Менеджмент — неотъемлемая составляющая орга­низации, обеспечивающая ее функционирование тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие по­тенциал организации для достижения ее целей и решения стоящих перед ней задач.

В научно-методической литературе по воп­росам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Менеджмент можно рассматривать с различ­ных точек зрения как: науку и практику управления, как процесс, как систему, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, как аппарат уп­равления.

Следует особо выделить отличительные черты менеджмента, отражающие особенности управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания.

1. менеджмент представляет собой особый вид управ­ленческой деятельности, присущий рыночной экономике.

2. менеджмент основывается на экономических ме­тодах управления.

3. управление предприятием направлено на достиже­ние эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности и качества продук­ции.

4.менеджмент представляет систему гибкого управления.

5.менеджмент следует рассматривать как науку и искус­ство организации и координации совместной деятельности людей.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по менеджменту.

Менеджер — это член организации, который объединяет и ко­ординирует работу других ее членов для достижения желае­мого результата.

Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняют руководители в различные периоды управления и в раз­ной степени применительно к специфике и масштабам органи­зации, а также занимаемой ими должности. Эти роли объеди­нены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Межличностные роли, называемые также ролевыми установ­ками, определяют поведение менеджера как главы (главно­го руководителя) и связующего звена при выполнении работы с людьми в организации и вне ее. Информационные роли (роле­вые установки)всех менеджеров включают функции прини­мающего и распределяющего информацию (приемника и распределителя), связанные с получением, сбором и распро­странением информации, а также представителя при представ­лении своей организации во внешней среде. Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений,определяют пове­дение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нару­шения в работе организации, распределителя ресурсов в орга­низации для достижения ее целей и ведущего переговоры для получения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации. Все роли руководителя взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого пред­ставления о его поведении в организации.

Вертикальное разделение труда менеджеров предполагает классификацию на менеджеров высшего, среднего и низшего уровней управления.

Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает специализацию по ключевым сферам деятельности организации, которые образуют функциональные подсистемы управления одного уровня: маркетинг, научные исследования и разработки, производство, финансы, персонал и т.д. В системе горизонтального разделения труда менеджеры не связаны между собой отношениями подчинения.