Тема 7. Экологическая этика и экологическая культура педагога
Экологическая этика как нравственное основание формирования экологической культуры учащихся. Экологическая культура педагога.
Нормативный характер экологичкской этики; ее основные проблемы. Современная экологическая ситуация в обществе. Глобальность моральной ответственности личности за экологическую ситуацшо на планете.
Новое экологическое мышление. Формирование энвайронментальной этики. «Нравственно-понимающее» отношение к природе, «Этика благоговения перед жизнью»: сущность и парадоксы.
Биоэтика и биомедицинская этика: «открытыепроблемы».
Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога
Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной деятельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося.
Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в общении. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении.
Психо-эмоциональные основания общения: возрастные, половые, психические характеристики личности. Экстраверткость и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип личности и его влияние на характер межличностного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении.
Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения, «Секреты» и «тайны» общения.
Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в проблемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.