Тема 7. Экологическая этика и экологическая культура педагога

 

Экологическая этика как нравственное основание формирования экологи­ческой культуры учащихся. Экологическая культура педагога.

Нормативный характер экологичкской этики; ее основные проблемы. Современная экологическая ситуация в обществе. Глобальность моральной ответственности личности за экологическую ситуацшо на планете.

Новое экологическое мышление. Формирование энвайронментальной этики. «Нравственно-понимающее» отношение к природе, «Этика благоговения пе­ред жизнью»: сущность и парадоксы.

Биоэтика и биомедицинская этика: «открытыепроблемы».

Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога

Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной дея­тельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося.

Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в об­щении. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении.

Психо-эмоциональные основания общения: возрастные, половые, психиче­ские характеристики личности. Экстраверткость и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип лично­сти и его влияние на характер межличностного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении.

Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма пе­дагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения, «Секреты» и «тайны» общения.

Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в про­блемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной ре­альности: профессиональная готовность педагога.