БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

 

Экологическая компонента профессиональной этики педа­гога предполагает не только его моральную готовность к форми­рованию у учащихся особого, не-антропоцентрического отно­шения к природе и осознание необходимости этого формирова­ния в качестве своей важнейшей нравственной обязанности. Не­зависимо от своих дисциплинарных интересов каждый педагог, готовя к реальной жизни учеников, должен привлечь их внима­ние еще к одной экологической проблеме — экологии человека.Уже само сочетание этих слов подразумевает, что сравнительно новое научное направление находится на стыке двух наук — эко­логии и экологической медицины (гигиены окружающей среды), координируя проблему сохранения здоровья населения с функционированием экосистем. Справедливо задать вопрос: почему

человечество вообще и конкретного человека в частности стали волновать проблемы качества среды его обитания, которые в последние десятилетия стали по актуальности в один ряд с проблемой ядерной безопасности? Ответом на эти вопросы могут быть слова Ф. Бэкона, который еще в XVI в коротко и ясно сформулировал суть будущей экологической проблемы: или люди сделают так, чтобы стало меньше дыма, или дым сделает так, что станет меньше людей. Действительно, если представить весь

комплекс экологических проблем в виде пирамиды, то на вершине ее отчетливо виден человек, предпринимающий отчаянные попытки выжить после всего того, что он сделал и продолжает делать с природой. Поэтому предметом экологии человека

является исследование объективных законов функционирования, развития и взаимосвязей целостной динамической системы «окружающая среда—человек», где приоритет охраны жизни и здоровья человека базируется на учете как его биосоциальной сущности, так и принципов организаций и функционирования других биологических систем. Отсюда целью экологии человека является обеспечение экологической безопасности людей в условиях устойчиво функционирующих биологических систем природной среды и активной деятельности самого человека.

При этом надо отчетливо понимать, что экологическая безопасность человека не может быть обеспечена исключительно за счет ограничений его производственной деятельности, поскольку это неизбежно станет препятствием успешного развития обще­ства. Однако регламентирование экологического воздействия на человека обязательно должно сочетаться с ограничением еговоздействия на функционирование биологических систем природной среды.

Известно, что быстрый рост промышленности обусловил резкий прирост численности городского населения, который стал опережать увеличивающиеся темпы роста населения в мире. Это создало условия, при которых стало крайне сложно сохранить стабильное экологическое равновесие, а между тем для жизнедеятельности человека, животных и растений концентрации некоторых химических элементов в воде и пище должны быть постоянными. Они могут изменяться лишь в незначительных пределах, в противном случае наступают заболевания; функциональные расстройства, уродства в потомстве и даже гибель организма. Именно поэтому экология человека – это охрана биосферы и челове­чества от изменения естественной концентрации химических элемен­тов, от выброса в природу химических соединений, биохимическая и генетическая роль которых и влияние на эволюцию биосферы еще не­известны. Человек, в отличие от остального биологического мира, фак­тически был лишен факторов естественного отбора, а потому вошел в социальную эволюцию генетически недостаточно адаптированным к длительным неблагоприятным воздействиям внешней среды. К тому же прогрессирующая технизация среды обитания исключает естественный отбор его новых генетических адаптации и снижает запасы генетиче

 

ской прочности, унаследованные с прошлых поколений, но закрепляет в геноме человека отрицательные и патологические мутации. Наряду с этим отличительной чертой последних десятилетий является нарастание антропогенного потока химических соединений, который характеризуется большим количеством искусственно синтезированных веществ, совершенно чуждых биосфере и соответственно живому орга­низму — так называемых ксенобиотиков. В результате создана прямая и явная угроза для здоровья и сохранения генофонда человека, что делает дальнейшее загрязнение окружающей среды уже недопустимым. В небольших дозах мутагенное воздействие комплекса факторов окружаю­щей среды не вызывает практически никакие изменений в состоянии здоровья людей. Но они накапливают свой повреждающий эффект для последующих поколений, причем в соответствии с законами генетики не ограничиваются одним поколением, а будут воспроизводиться, как и любые другие наследственные признаки, неопределенно долго. Очевидно, что высокий уровень химической нагрузки и низкий уровень качества жизни, наложенные на распад генома, обусловленный выходом человека из своей экологической ниши, определяют катастрофический характер состояния здоровья населения и тенденцию к ухудшению этого состояния высокими темпами.

Стремительные темпы и расширение масштабов изменения окружающей среды предъявляют новые требования к разработке эколого-гигиенических аспектов ее охраны, к обоснованию тех принципов, которые должны быть положены в основу взаимоотношений человека со средой его обитания, а также к уровню экологического сознания, самого человека, который должен знать об этих: проблемах и отдавать себе отчет в необходимости взвешенного подхода к их решению.

Последнее обстоятельство в значительной степени связано с биоэтической культурой населения, предполагающей знания, понимание и осознанный выбор поведения в рамках «открытых проблем» биомедицинской этики, предметом которой, выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов — медиков и биологов — к Человеку, егожизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого человека. Круг проблем, которыми биомедицинская этика призвана заниматься как наука и которые являются принципиально значимыми и открытыми не только для специалистов, но и для каждого человека, включает в себя:

— однозначное определение сущности и признаков Жизни и Смерти человека, выступающее делом совокупных усилий медиков, философов, этиков и являющееся необходимым основанием деятельности практикующих специалистов;

— решение вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же достойную смерть, которое призвано реально оказать человеку необхо­димую помощь, в его страданиях;

— необходимость перехода от традиционной патерналистской деон­тологии к признанию автономности личности пациента, к сотрудниче­ству с ним, что предполагает уважение к нему как личности;

— обязательность включения в лечебную практику в качестве руководства к действию (особенно для медиков молодого поколения) выс-

ишх общечеловеческих моральных ценностей – таких, как Добро, Сострадание, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Свобода, Ответственность, преломленных сквозь призму профессиональной специфики;

—решение вопроса о норме и патологии взрослого человека, а также человеческого зародыша его правах – не только с медицинской, но и с нравственно-правовой точки зрения;

— всестороннее рассмотрение всех возможных последствий любых медико-биологических особенно генетических, исследований и эксперимен­тов на человеке; определение меры ответственности и возможной сте­пени риска исследователя;

— определение уровня автономности и прав психических больных лиц с девиантным поведением (в частности, наркоманов, алкоголиков и др.);

— переоценка и новая интерпретация некоторых традиционных норм медицинской деонтологии (положения о врачебной тайне, принципа «Не навреди» и др.), поиск вариативных решений в новых условиях, в частности в условиях новых медицинских и биотехнологий, компьютерной и телемедицины, платного здравоохранения и др.

Многие из этих проблем носят абстрактно-теоретический, сугубо научный характер, многие представляются таковыми некомпетентным людям. Ясно одно: их решение — или хотя бы подходы к нему — совершенно необходимы будущему врачу, который сегодня часто действует на свой страх и риск, на уров­не личной нравственной культуры, или вынужден попросту об­ходить их. Но решение этих проблем не менее значимо и для «не-медиков» — обычных людей, которых жизнь сталкивает с медициной в обыденных, а иногда и самых невероятных ситуациях. Большинство этих проблем или непосредственно затраги­вают наши интересы или в любой момент могут коснуться нас или наших близких, поставив нас перед сложным моральным выбором. К сожалению, в системе общего образования практи­чески отсутствует специальная подготовка молодых людей к ре­шению проблем экологии человека. И поэтому нравственный долг педагога — помочь им определиться в своем отношении к ним и быть готовыми к столкновению с ними.