III. Элокуция (словесное выражение).
Задание 1. Прочитайте предложения, определите, какими средствами выразительности являются выделенные словосочетания.
1. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин).
2. Пришёл, увидел, победил. (Ю. Цезарь)
3. В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
4. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. (А. Пушкин).
5. Неуютная, жидкая лунность... (С. Есенин)
6. Наметали стог выше тучи. (И. Крылов).
7. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
(Пословица).
8. Кто виноват и что делать?
9. Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящён в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пульсом. (К. Федин о Л. Толстом).
Выразительное чтение.
Задание. Прочитайте выразительно текст о русском языке и слове. Прежде всего, старайтесь следить за мыслью автора, доносить ее до слуха вашей аудитории. Обратите внимание на: 1) паузацию, деление речи на такты; 2) логическое ударение, которое ставится на главных словах во фразе; 3) эмоционально-энергетическую окраску речи, которой создается выразительная интонация.
И.А. ИЛЬИН:
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем — вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(«О России», 1947)