Источник питания

 

Поскольку процессорная часть и микросхемы формирователей имеют рабочее напряжение питания +5 Вольт, в контроллере предусмотрен источник питания. Он выдает стабильное напряжение при изменении напряжения в бортовой сети в широком диапазоне. Просадка напряжения до 6 вольт во время холодного пуска двигателя с не полностью заряженной батареей не приводит к отключению контроллера. От внутреннего источника питания контроллера также запитываются некоторые датчики системы управления.

Наиболее сложной интеллектуальной системой в автомобиле является СУД. Для того чтобы двигатель нормально работал, необходимо:

- определить оптимальное количество топлива и момент времени, когда его необходимо подать в цилиндр;

- определить оптимальный момент времени, когда необходимо подать в цилиндр искру; доставить в цилиндр топливно–воздушную смесь в нужной пропорции и обеспечить искру.

Первые две задачи решает тандем «датчики–контроллер», третью – «контроллер–исполнительные механизмы».

 

Датчики системы управления двигателем

 

Датчики позволяют контроллеру определять, что происходит с двигателем и автомобилем в целом в данный момент времени. По сигналам датчиков контроллер производит сложные расчеты, после чего выдает управляющие сигналы на исполнительные механизмы.

Датчик положения коленвала

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) преобразует угловое положение коленчатого вала электрический сигнал.

Без ДПКВ ВАЗовская система управления не будет работать в принципе, так как его сигнал используется для синхронизации работы двигателя и исполнительных механизмов, управляемых контроллером. Зная частоту вращения коленвала (по сигналу ДПКВ) и нагрузку двигателя (по сигналу ДМРВ), контроллер рассчитывает базовый угол опережения зажигания (УОЗ) и длительность впрыска топлива, которая при идеальных условиях (прогретый двигатель, стационарный режим работы, нулевая высота над уровнем моря, номинальное напряжение бортсети и т.д.) обеспечивает стехиометрический состав топливовоздушной смеси (коэффициент избытка воздуха λ=1).

Теперь рассмотрим датчики, чьи сигналы используются для коррекции состава топливовоздушной смеси и УОЗ.