Ходовое оборудование

Ходовое оборудование машин состоит из движителей, механизма передвижения и опорных рам, основными задачами которых являются передвижение машин на рабочих и транспортных скоростях, передача на опорную поверхность нагрузки от силы тяжести машины и внешних воздействий, обеспечение ее устойчивости.

По типу движителей ходовое оборудование бывает: гусеничное, пневмоколесное, жесткое колесное (рельсовое и безрельсовое), на воздушной подушке. Привод движителей обеспечивает механизм передвижения.

Используемые для природообустройства и защиты ОПС, самоходные машины, обычно имеют гусеничное и пневмоколесное ходовое оборудование. Их проходимость зависит от типа и состояния движителя, клиренса, удельного давления на поверхность качения, у машин на колесном ходу – также от числа, расположения и диаметра колес.

Клиренс (дорожный просвет) – расстояние от поверхности дороги до наиболее низкой точки ходового оборудования. У некоторых машин рабочее оборудование может уменьшить клиренс в сравнении с базовой машиной. Так, у уборочных машин учитывают два клиренса: 1 – расстояние жестких деталей машины и 2 – до эластичных деталей (резиновый фартук, ворс щетки и т.п.).

Удельное давление машины – отношение приходящейся на движитель нагрузки к площади опорной поверхности.

Для машин с гусеничным ходом среднее давление (qг) на грунт – МПа – определят по формуле

qг = Mg/( abl) (2.1)

 

где М – масса машины, кг; g – ускорение свободного падения, см/с2; a – число гусениц; b – ширина гусеницы, см; l – длина опорной поверхности гусеницы, см.

У колесных машин с пневматическими шинами давление на грунт определяют с учетом давления воздуха в шине р (МПа) и ее жесткости k = 1,20-1,25:

 

qк = . (2.2)

 

Гусеничный ходшироко распространен начасто передвигающихся по бездорожью тракторах, что связано с их высокой проходимостью и малым удельным давлением – 0,04-0,10 МПа (рисунок 2.6).

 

 

 

 

Рисунок 2.6 – Гусеничное ходовое оборудование /1/

 

Гусеничный ход (рисунок 2.6, а) состоит из замкнутой гусеничной ленты – 5, натянутой между приводным – 6 и натяжным – 12 колесами гусеничной опорной рамы – 13, оборудованной опорными – 4 и поддерживающими – 3 катками. Гусеничные рамы крепятся к ходовой – 11, с которой при помощи опорно-поворотного устройства – 2 соединена поворотная платформа машины.

Привод гусениц индивидуальный от гидромоторов через бортовые зубчатые передачи – 7. Жидкость от установленных на платформе гидронасосов – 1 поступает к нормально замкнутым тормозам и гидромоторам через вращающиеся соединения и трубопроводы 8, 9, 10.

Включением двигателя одной из гусениц обеспечивается поворот гусеничной тележки, а включением двигателей в противоположном направлении – ее разворот на месте.

Гусеничная лента состоит из отдельных литых или штампованных звеньев (траков), соединенных шарнирно пальцами. Для ее натяжения ось ведомого колеса крепится в ползунах, перемещающихся по направлению гусеничной рамы.

В зависимости от способа крепления опорных катков гусеницы бывают жесткими (оси катков прикреплены к гусеничной раме жестко) и мягкими (оси катков подрессорены). Мягкие гусеницы сложнее в изготовлении и эксплуатации, но они лучше приспособлены к неровностям грунтов.

Пневмоколесный ходобеспечивает машинам хорошее маневрирование, достаточную устойчивость, высокие скорости передвижения (до 60 км/час), легче гусеничного на 25…35%, имеет высокий КПД (0,8…0,85) и большой ресурс работы (до 40тыс. км вместо 1.5…2 тыс. км по сравнению с гусеничным ходом). Однако проходимость машин на пневмоколесном ходу значительно хуже гусеничных. (Продолжит.ь…..)