Природообустройства

Машина – это устройство, совершающее полезную работу, преобразуя один вид энергии в другой. Она включает несколько механизмов, объединенных общим корпусом, рамой или станиной, предназначенных для выполнения определенной работы.

Механизм – это совокупность подвижно соединенных звеньев, способных совершать определенные движения под действием приложенных сил.

На машины устанавливают или навешивают рабочее оборудование,с помощью которого выполняются технологические операции. Машины, на которых монтируют рабочее оборудование, называют базовыми. Некоторые виды рабочего оборудования могут функционировать самостоятельно без базовых машин.

Машины природообустройства и защиты окружающей среды классифицируют по видам выполняемых работ:

– проведение мелиоративных работ;

– выполнение рекультивационных работ;

– обустройство и защиты лесов;

– благоустройство городских территорий в разное время года;

– оборудование и озеленение городских территорий;

– защита окружающей среды и т.д.

Каждая группа машин подразделяется на подгруппы. Например, среди машин для благоустройства городских территорий зимой – это снегоочистители, льдоскалыватели, специализированные погрузчики, оборудование для дробления и растапливания льда и др.

Внутри подгруппы машины делятся на типы, которые отличаются друг от друга конструкцией отдельных узлов или всей машины в целом. Так, снегоочистители по типу рабочего органа бывают плужные, плужно-роторные, шнекороторные, фрезерные и фрезерно-роторные.

Внутри каждого типа машины разделяют на типоразмеры (модели), различающиеся между собой техническими характеристиками: производительностью, размерами рабочего органа, массой, габаритами, мощностью и т.д., но они близки по конструкции.

По режиму работы машины бывают циклического (периодического) и непрерывного действия /1/.

Машины циклического действия – это, например, одноковшовые погрузчики, подметально-уборочные машины, мусоровозы. Они выполняют все операции в конкретной последовательности, повторяя их через определенные промежутки времени.

Машины непрерывного действия – многоковшовые погрузчики и пневмотранспорт твердых бытовых отходов (ТБО). Такие машины все операции осуществляют одновременно: загрузка, транспортировка, выгрузка и т.д.

Преимуществом машин циклического действия является их универсальность и пригодность к работе в различных условиях, а машин непрерывного действия – более высокая производительность и лучшая приспособленность к автоматизации их работы.

По степени подвижности машины бывают подвижные, переносные и стационарные. Подвижные машины в зависимости от способа агрегатирования различаются на самоходные, полуприцепные и прицепные.

Любая самоходная машина является системой, включающей шесть основных элементов:

рама или станина, являющаяся базой для установки всех узлов и агрегатов машины;

силовое оборудование – источник или преобразователь энергии в механическую работу;

ходовое оборудование служит для передвижения машины в транспортном и рабочем режимах, передает на опорную поверхность нагрузки от силы тяжести и внешних воздействий со стороны обрабатываемой среды, обеспечивает устойчивость машины;

трансмиссия передает движение от двигателя к рабочему органу, ходовому оборудованию и другим исполнительным механизмам;

рабочее оборудование выполняет технологическую операцию и взаимодействует с обрабатываемой средой;

система управления осуществляет управление и регулирование режима работы, выполняет запуск и остановку силового оборудования, соединяет и разъединят силовое оборудование с трансмиссией.

Двигатели машин по виду силового оборудования бывают: внутреннего сгорания, электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные – дизель-электрические, дизель-гидравлические, электропневматические и др.

По типу ходового оборудования различают машины на пневмоколесном и гусеничном ходу.

Машины по системам управления бывают с автоматическим и ручным управлением, а по способу передачи к исполнительному механизму энергии – механические, гидравлические, пневматические и электрические. Имеются машины и с комбинированным управлением.

По степени универсальности машины бывают универсальными, оснащенными различными видами сменного оборудования и приспособлений для выполнения разнообразных технологических операций, и специальными, с одним видом рабочего оборудования, выполняющий один специальный вид работ. В определенных условиях последние обеспечивают более высокие технико-экономические показатели /1/.

Машины, используемые для выполнения работ по природообустройству и защите ОПС, должны обеспечивать необходимую производительность, перемещаться по дорогам с покрытием и без него в любое время года с различными погодными условиями и быть экологически безопасными.

Все требования, предъявляемые к этим машинам, можно подразделить на конструктивные, технологические, эксплуатационные, экономические, патентно-правовые и социальные.

Конструктивные требованиясводятся к тому, что машина при заданных условиях работы должны выполнять определенные функции и соответствовать современным стандартам. Она должна также быть на уровне лучших отечественных и зарубежных образцов, отличаться прочностью и надежностью в работе, быть высокопроизводительной.

Технологические требования предусматривают простоту, удобство, низкую стоимость изготовляемых деталей и их сборки (с использованием прогрессивных технологий), а также машины в целом. Ремонтная технологичность (ремонтопригодность) машины предусматривает удобство замены узлов и агрегатов, унификацию и иные вопросы организации ремонта. Унификация оборудования способствует широкому кооперированию и облегчает поставку запасных частей.

Эксплуатационные требованияпредусматривают исключение затруднений при техническом обслуживании (смазывание, регулировка, заправка и т.д.) и монтажно-демонтажных работах при замене деталей, сборочных единиц и агрегатов. При эксплуатации машин и иной техники необходимо предусматривать вопросы, связанные с ОПС.

Экономические требованиявключают снижение стоимости самой машины, ее эксплуатации и стоимости единицы вырабатываемой продукции, ее экономической себестоимости.

Патентно-правовые требованияпредусматривают чистоту (оригинальные решения в конструировании машины) и защиту (заявки на изобретения и патенты) машин, являются важнейшими критериями для определения их конкурентоспособности на внутреннем и зарубежных рынках.

Социальные требованиявключают безопасность труда при эксплуатации машины (водителя, оператора), удобство ее управления и обслуживания, а также автоматизацию процессов управления и контроля.

Решение этих задач тесно связано с выполнением эргономических требований к конструкциям машин. Эргономика (от греч. еrgon – работа, monos – закон) – это наука, занимающаяся проблемами взаимодействия человека с машиной и окружающей средой в трудовом процессе. Ее основная цель – создания для человека условий, обеспечивающих безопасность для его здоровья при высокой производительности труда.

Современная машина должна удовлетворять требованиям санитарных норм по уровню вибрации, шума, загазованности рабочего места водителя. Необходимо наличие легкого механизированного или автоматического управления, удобного, мягкого и регулируемого сидения и устройства безопасности при ударах и опрокидывании машины.

Машина должна обеспечивать хороший обзор фронта работ с места водителя, а также достаточную освещенность рабочих органов и объекта работы в ночное время. Машинист должен видеть дорогу перед машиной на расстоянии 3 м при угле обзора вперед не менее 220о.

Кабина должна быть оснащена приточно-вытяжной вентиляцией с фильтрами для очистки воздуха от пыли, защитой всех окон от пыли, грязи, дождя, снега и пр., противосолнечными козырьками, зеркалами бокового и заднего вида. Необходимо наличие обогрева в холодное время суток и года, огнетушителя, вещевого ящика, термоса для воды, индивидуальной аптечки и вешалки для одежды водителя. Для работы в условиях жаркого и тропического климата кабину оборудуют кондиционером.

В работы в городских условиях к машинам предъявляются повышенные требования:

маневренность – способность машин работать в стесненных условиях, что зависит от ее габаритов и радиусов ее поворотов;

мобильность зависит от способности машины быстро перемещаться от объекта к объекту и времени, затрачиваемого перевод машины из транспортного в рабочее положение и обратно;

устойчивость: способность машины противостоять действию опрокидывающих ее сил: она – чем ниже центр тяжести, тем она устойчивее. Это особенно важно при движении на подъемах, спусках и косогорах;

надежность – свойство, обусловленное безотказностью и долговечностью машины;

безотказность – свойство машины, позволяющее ей непрерывно сохранять рабочее состояние без вынужденных перерывов в работе;

долговечность – сохранение работоспособного состояния до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта;

– работоспособность – способность нормального функционирования с сохранением заданных параметров;

ремонтопригодность приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей посредством технического обслуживания и ремонта. Унификация узлов и деталей машины снижает ее себестоимость и улучшает качество ремонта;

Унификация – рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения. С этим тесно связано понятие агрегатирование – метод компоновки машин из унифицированных изделий;

сохраняемость – исправность и работоспособность машины в течение и после срока хранения и транспортирования.

Современные тенденции развития машин для природообустройства и охраны ОПС включают все перечисленные требования /1/.