Этика обращения к Аллаху – молитвы-дуа

Сущность и этические нормы дуа.Мольба или дуа это любая просьба раба к своему Создателю. Дуа могут быть разные: упомянутые в Коране, приведённые в хадисах нашего Пророка صل الله عليه وسلَّم , пришедшие от праведников, а также исходящие от себя. Дуа дошедшие до нас от Пророка * имеют пользу, даже если мы не знаем их смысл. А что касается других дуа, то от них, согласно мнениям большинства учёных, нет пользы, если мы не знаем хотя бы общий смысл. Совершение мольбы – рекомендуемое (сунна) деяние, которое нам повелел Всевышний Аллах. Мольба является поклонением, потому что она показывает, что раб нуждается во Всевышнем Создателе. Даже мольба является одним из самых ценных его видов.

Самым важным условием для того, чтобы мольба раба была принята Всевышним, является то, чтобы он употреблял в пищу только дозволенное, честно заработанное. Сказано, что Яхъя ибн Муаз говорил: «Как же мне просить у Тебя, о Господь мой, в то время как я сам утопаюсь в грехах?! И как же мне не просить у Тебя, в то время как Ты – Щедрейший?!»

В этические нормы мольбы также входит то, чтобы сердце было в состоянии хузура (помня о Всевышнем).

Как пишет имам аль-Газали в книге «Ихъяъ», помимо сказанного у мольбы есть ещё десять правил приличий:

1. Совершение мольбы в высокочтимые времена: в день Арафа, месяц Рамадан, на рассвете, и т.д.

2. Совершение мольбы в священных, ценных местах и случаях: во время земного поклона в намазе, когда идёт дождь, между азаном и икамой, и в других подобных случаях.

3. Обращение в сторону киблы, поднятие рук к небу и в конце мольбы проведение руками по лицу.

4. Обращение к Всевышнему спокойным, тихим голосом, а не громко.

5. Не слудет стараться искусственно делать мольбу красноречивой, необходимо больше внимания обращать на смысл читаемого, и нежелательно произносить слишком длинную мольбу, если надоедает. Сказано, что общая для группы мольба праведников состояла из семи слов. Основная причина для этого, чтобы ненадоедать тем, кто с тобой вместе делают дуа.

Если же человек находится наедине и ему не надоедает, то нет ничего возбраняемого в том, чтобы читать длинную мольбу.

6. Следует обращаться к Аллаху, смиренно умоляя Его, в благоговейном страхе, и испытывая чувство стыда за многочисленность своих грехов.

7. Уверенность и надежда на то, что Всевышний примет вашу мольбу.

Суфьян ибн Уяйна говрил: «Не отказывайтесь от мольбы и обращений к Аллаху из-за многочисленности своих грехов, ибо Всевышний Аллах принял мольбу даже у самого заблудшего сатаны».

8. Повторение мольбы трижды и постоянно, настоятельно.

9. Начинание мольбы с произнесения «Басмалы», восхваления Аллаха и чтения салавата на Пророка صل الله عليه وسلَّم , и её завершение таким же образом.

10. Прежде чем сделать мольбу, необходимо искренне раскаяться, возместить чужие долги и обратиться, вернуться к послушанию Всевышнему. Это самая важная из этических норм для дуа.

11. Употребление в пищу дозволенного.

Бывает ли польза от нашей мольбы, в то время как наша судьба предопределена, она записана на Хранимых Скрижалях (ал-Лявх аль-Махфуз)?

Знай, что предопределение Всевышнего Аллаха таково, что посредством мольбы Он оберегает от бедствий. Мольба – это причина, средство для отведения бедствий и ниспослания милости Всевышнего, подобно тому, как щит защищает от стрел, или подобно тому, как вода взращивает растения на земле. Мольба и беда отвергают друг друга. Мольба напоминает рабу о своём Создателе и приводит его в состояние хузура, она выражает его нужду во Всевышнем Аллахе, и это является поклонением, а нас же Всевышний создал ради поклонения Ему.

Хадис, переданный со слов Абу Хурайры (р.а), гласит: «Вы взывайте к Аллаху с верой и уверенностью, что ваша мольба будет услышана Им, и знайте, что, поистине, Всевышний не принимает такую мольбу, которая была сделана с беспечным сердцем, не в состоянии хузура».

Имам Муслим передал: «Когда мусульманин обращается к Всевышнему с мольбой за своего брата по вере, то ангел просит и за него говоря: “И тебе то же самое”».

«У его изголовья бывает уполномоченный ангел, который всякий раз, когда он произнесёт мольбу своему брату, говорит «Аминь» и просит для него то же самое, и зачитанную мольбу мусульманином за незнакомого брата по вере, Всевышний Аллах принимает».

Старайтесь по мере возможности упомянуть в своих молитвах и брата по вере или всех мусульман. Например, можно просить так:

 

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ أُمَّةَ مُحَمَّدٍ رَحْمَةً عَامَّةً

«О мой Аллах, прости грехи всей умме (общине) пророка Мухаммада صل الله عليه وسلَّم посредством всеобщей милости».

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Всякому мусульманину, который в любом уголке земного шара просит что-либо у Аллаха в своей мольбе, Всевышний отвечает и дарует им, или же Создатель избавляет его от соответствующего бедствия, или же дарует ему соответствующее вознаграждение за него в вечной жизни, кроме случая, когда этот мусульманин не попросит что-либо греховное или разрывание родственных связей, или же пока он не станет жаловаться говоря: я просил у Всевышнего, но Он не ответил на мою мольбу».

Ценные молитвы-дуа.Молитв и поминаний имеется множество, и они разнообразны. Больше всего из них внимание необходимо уделить и придерживаться таких молитв, которые Всевышний Аллах упомянул в Коране, как молитвы предыдущих пророков, а также молитвы и поминания, приведённые в хадисах посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم . Большинство молитв, связанных с определёнными местами и случаями, мы упомянули выше. Теперь мы приведём остальные такие общие молитвы-дуа, которые, по возможности, человеку желательно читать в свободное время: утром до рассвета, в досточтимые священные дни и в другие дни, в которых Всевышний принимает дуа, согласно хадисам Пророка صل الله عليه وسلَّم .

Ибн Маджа передал, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Нет для Всевышнего Аллаха более любимого вида поклонения (ибада), чем мольбы раба, обращённые к Нему». Молитва, мольба является самым высокочтимым видом богослужения, она подобна мозгу в поклонении, и потому её лучше читать как можно чаще.

Многие люди обычно обращаются к Аллаху с мольбой, отправляются в мечети, к праведникам, богословам для того, чтобы они зачитатали за них мольбы, после того когда их постигают несчастья или возникают разные проблемы. В этом нет ничего возбраняемого, однако не так нас обучает наш любимый Пророк Мухаммад صل الله عليه وسلَّم . Он учит нас, что с мольбами к Всевышнему лучше обращаться тогда, когда нас ещё не постигли беды, когда мы в спокойствии и благополучии. В таких случаях необходимо и нужно делать добровольные пожертвования (садака), усердствовать в благих деяниях, выполнять предписанные намазы, соблюдать посты, выплачивать закят и т.п. Благодаря такому поведению Всевышний сохранит и убережёт нас от всего вредоносного и плохого.

Хадис Пророка صل الله عليه وسلَّم , переданный ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры (р.а), гласит: «Кто бы ни хотел, чтобы Всевышний Аллах принял его мольбы при постижении бед и трудностей, пусть он часто обращается к Аллаху с мольбами тогда, когда он в благополучии, благоденствии».

В другом хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса (р.а), говорится: «Пророк صل الله عليه وسلَّم больше всего обращался к Всевышнему со следующей мольбой:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо и защити нас от мук огня Ада».

Сподвижник Анас (р.а) всегда, когда хотел обращаться к Всевышнему с мольбой, произносил указанную мольбу. Также когда он желал произнести какую-либо другую молитву, он вместе с ней читал и эту. Много бывает таких людей, которые не владеют арабским языком и плохо запоминают молитвы на нём. Особенно для таких людей данная мольба является очень подходящей, легкозапоминающейся и всеобъемлющей. Что же человеку ещё нужно, если Всевышний примет эту мольбу?! Если он получит всё лучшее на этом и на том свете, разве нужно будет ему что-либо ещё?! Можно читать эту мольбу и на своём родном языке, но даже если читать её на арабском, её смысл легко запоминается.

Имам Муслим приводит хадис, в котором говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم часто совершал и эту мольбу:

 

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْهُدَى وَالتُّقَى وَالْعَفَافَ وَالْغِنَى

«О Аллах, я прошу у Тебя наставления на истинный путь богобоязненности, сохранности от грехов, и достатка, т.е. отсутствие нужды в других людях».

Он же передал и следующий хадис, в котором он приводит дуа Пророка صل الله عليه وسلَّم :

 

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي وَارْحَمْنِي وَاهْدِنِي وَعَافِنِي وَارْزُقْنِي

«О Аллах, прости мне грехи, смилуйся надо мной, наствь меня, одари меня благополучием и дозволенными средствами существования».

Ещё он рассказал, что некий человек подошёл к Посланнику Аллаха صل الله عليه وسلَّم и сказал ему: «Как же мне просить моего Господа?!» Пророк* ответил: «Скажи:

 

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي وَارْحَمْنِي وَعَافِنِي وَارْزُقْنِي

«О Аллах, прости мне грехи, смилуйся надо мной, одари меня благополучием и дозволенными средствами существования».

Нижеприводимые мольбы также часто произносил Пророк صل الله عليه وسلَّم , особенно после намазов:

 

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسْلِ وَالْجُبْنِ وَالْهَرَمِ وَالْبُخْلِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ

«О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от слабости, лености, трусости, немощной старости, скупости, могильных мук, заблуждений и смут живых и мёртвых». Данная мольба охватывает почти всё, что нам необходимо.

Следующей мольбе Пророк صل الله عليه وسلَّم обучил своего близкого и любимого друга сподвижника Абу Бакра (р.а):

 

اَللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا وَلا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدَكَ وَارْحَمْنِي إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Аллах, я очень притеснил себя, а грехи же прощаешь лишь один Ты, так прости же мои грехи, смилуйся надо мной, поистине, Ты – прощающий, милостивый».

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари (р.а), что Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم совершал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي خَطِيئَتِي وَجَهْلِي وَإِسْرَافِي فِي أَمْرِي وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي

وَعَمْدِي وَكُلِّ ذَلِكَ عِنْدِي اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي جَدِّي وَهَزْلِي وَخَطَئِي

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي مَا قَدَّمْتُ وَمَا أَخَّرْتُ وَمَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي أَنْتَ الْمُقَدِّمُ وَأَنْتَ الْمُؤَخِّرُ وَأَنْتَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«О мой Аллах! Прости мне мои грехи, невежество и расточительство в моих делах, и те грехи, о которых Ты лучше знаешь, чем я. О Аллах, прости мне мои грехи, совершённые всерьёзь и в шутку, совершённые по ошибке и преднамеренно и другие мои грехи. О Аллах, прости мне мои прежние и последующие грехи, то, что я совершил тайно и то, что я совершил открыто, и то, что Тебе лучше ведомо. Ты – продвигающий вперед и отодвигающий назад, и Ты над всякой вещью мощен».

Муслим рассказал со слов ‘Аиши, да будет она угодна Аллаху, что Пророк صل الله عليه وسلَّم часто говорил:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ ما عَمِلْتُ وَمِنْ شَرِّ مَا لَمْ أَعْمَلْ

«О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я совершил и от зла того, что я не совершал».

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ زَوَالِ نِعْمَتِكَ وَتَحَوُّلِ عَافِيَتِكَ وَفَجْأَةِ نِقْمَتِكَ وَجَمِيعِ سُخْطِكَ

«О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от лишения меня Твоих благ, от изменения Тобой благополучия, которым Ты одарил меня, от внезапной кары и гнева Твоего».

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسْلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَمِّ وَعَذَابِ الْقَبْرِ اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرٌ مَنْ زَكَّهَا أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلاَهَا اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ

لاَ يَنْفَعُ وَمِنْ قَلْبٍ لاَ يَخْشَعُ وَمِنْ نَفْسٍ لاَ تَشْبَعُ وَمِنْ دَعْوَةٍ لاَ يُسْتَجَابُ لَهَا

«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите против бессилия и лени, малодушия и алчности, беспокойств и могильных мук. О Аллах, одари мою душу богобоязненностью и очисти её, ибо Ты – лучший из очищающих её, и Ты – её покровитель и Господь. О Аллах, я прошу Тебя не одарить меня бесполезными знаниями, небогобоязненным сердцем, ненасытной душой, и тщетными дуа, на которые Ты не отвечаешь».

Со слов Али ибн Абу Талиба имам Муслим передаёт следующую мольбу Пророка صل الله عليه وسلَّم :

اَللَّهُمَّ اهْدِنِي وَسَدِّدْنِي

«О Аллах, наставь меня на истинный путь и сохрани меня на нём».

Когда некий бедуин пришёл к Пророку صل الله عليه وسلَّم с просьбой научить его чему-либо хорошему, Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم научил его следующим словам:

 

لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، اَللهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيرًا، سُبْحَانَ اللهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ، اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي وَارْحَمْنِي

وَاهْدِنِي وَارْزُقْنِي وَعَافِنِي

«Нет ничего достойного поклонения, кроме одного единственного Бога – Аллаха, у которого нет сотоварищей. Аллах велик, вся хвала Ему, пречист Аллах – Господь миров. Нет сил и мощи совершать благое и воздерживаться от плохого, кроме как с помощью могучего, премудрого Аллаха. О Аллах, прости мне грехи, смилуйся надо мной, наставь меня, одари меня дозволенными средствами существования, благополучием и хорошим сомочувствием».

Имам Муслим приводит со слов Абу Хурайры (р.а) следующую мольбу Пророка صل الله عليه وسلَّم :

 

اَللَّهُمَّ أَصْلِحْ لِي دِينِي الَّذِي هُوَ عِصْمَةُ أَمْرِي ، وَأَصْلِحْ لِي دُنْيَايَ اَلَّتِي فِيهَا مَعَاشِي ، وَأَصْلِحْ لِي آخِرَتِي اَلَّتِي فِيها مَعَادِي ، وَاجْعَلِ الْحَياةَ زِيَادَةً لِي فِي كُلِّ خَيْرٍ،

وَاجْعَلِ الْمَوْتَ رَاحَةً لِي مِنْ كُلِّ شَرٍّ

 

«О Аллах, улучши, приведи в порядок мою религию, которая во всех состояниях оберегает меня, приведи в порядок мой дольний мир, сделай способствующим мне в поклонении этот мир, в которм я проживаю, улучши мою вечную жизнь, куда я вернусь. Сделай мою жизнь увеличивающей мои благие деяния, и сделай смерть покоем, безопасностью для меня от всякого зла». Посланник Аллаха * часто произносил и эту молитву:

 

اَللَّهُمَّ لَكَ أَسْلَمْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَعَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْكَ أَنَبْتُ وَبِكَ خَاصَمْتُ، اَللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِعِزَّتِكَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ أَنْ تُضِلَّنِي، أَنْتَ الْحَيُّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ وَالْجِنُّ وَالْإنْسُ يَمُوتُونَ

«О Аллах, лишь Тебе я покоряюсь, и в Тебя я уверовал, и на Тебя я уповал, и Тебя я молю о прощении и по милости Твоей я противостою злу. О Аллах, нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, и посредством Твоего величия я прошу защиты, чтобы я не заблуждался. Ты – вечно живой, который не умирает никогда, а джинны и люди – умирают».

Хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.

Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم восхвалил следующие молитвы, как принимаемые Всевышним Аллахом:

 

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِأَنِّي أَشْهَدُ أَنَّكَ أَنْتَ اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ الْأَحَدُ الصَّمَدُ

الَّذِي لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ

«О Аллах, я прошу Тебя, чтобы я мог свидетельствовать, что Ты – Аллах, нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, одного-единственного, вечного, который не рожал и не был рождён, и нет никого равного Ему».

Привели имамы Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

 

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِأَنَّ لَكَ الْحَمْدُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ الْمَنَّانُ بَدِيعُ السَّمَوَاتِ

وَالأَرْضِ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالإِكْرَامِ يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ

«О Аллах, я прошу Тебя одарить меня способностью воздать Тебе хвалу, нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, щедрого, создателя небес и земли, о Обладатель величия и почёта, о вечно живой и не нуждающийся ни в чём».

Передали имамы Абу Давуд и ан-Насаи **. Когда Пророк صل الله عليه وسلَّم услышал, как один из сподвижников обращается к Всевышнему с вышеупомянутой мольбой, то сказал ему: «Ты попросил посредством такого имени Аллаха *, с которым мольба принимается и даруют то, что попросил».

Супруга Пророка صل الله عليه وسلَّم передала, что Посланник Аллаха * часто читал эти мольбы:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ النَّارِ وَعَذَابِ النَّارِ وَمِنْ شَرِّ الْغِنَى وَالْفَقْرِ

«О Аллах *, я прибегаю к Твоей защите от смут и мучений, огня Ада, от зла богатства и бедности».

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُنْكَرَاتِ الأَخْلاَقِ وَالأَعْمَالِ وَالأَهْوَاءِ

«О Аллах *, я ищу защиты у Тебя против порицаемых нравственных качеств, греховных деяний и заблуждения».

Одному, обратившемуся с просьбой научить его мольбе, Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم повелел сказать:

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ سَمْعِي وَمِنْ شَرِّ بَصَرِِي وَمِنْ شَرِّ لِسَانِي وَمِنْ شَرِّ قَلْبِي وَمِنْ شَرِّ مَنِّّّي

«О Аллах *, я прошу у Тебя защиты от зла моих ушей, глаз, языка, сердца и зла мирских благ».

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْبَرَصِ وَالْجُنُونِ وَالْجُذامِ وَسَيِّءِ الْأَسْقامِ

«О Аллах *, я ищу защиты у Тебя от проказы, одержимости джиннами, и других плохих заболеваний». Указанную мольбу подабает читать часто в настоящее время, ибо увеличились и распространились подобные болезни.

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْهَدْمِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ التَّرَدِّي وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْغَرْقِ وَالْحَرَقِ وَالْهَرَمِ وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ يَتَخَبَّطَنِي الشَّيْطانُ عِنْدَ الْمَوْتِ وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ أَمُوتَ فِي سَبِيلِكَ مُدْبِرًا وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ أَمُوتَ لَدِيغًا

«О Аллах *, я прибегаю к Твоей защите от духовной гибели и потери веры, от утопания, пожара и дряхлой жизни. Я прибегаю к твоей защите, чтобы сатана не сбил меня с истины перед смертью, и от смерти, отклонившись от пути Твоего, и от смерти от укуса змеи».

Высокочтимая мольба.Имамы Муслим и аль-Бухари приводят следующую особо ценную мольбу любимого Пророка صل الله عليه وسلَّم :

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُوعِ فَإِنَّهُ بِئْسَ الضَّجِيعُ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخِيَانَةِ

فَإِنَّهَا بِئْسَتِ الْبِطَانَةُ

«О Аллах *, я прибегаю к Твоей защите от голода, ибо, поистине, он – плохой товарищ, и от предательства, ибо, поистине, оно – плохой друг».

اَللَّهُمَّ اكْفِنِي بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ وَأَغْنِنِي بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ

«О Аллах, сделай меня довольствующимся дозволенными средствами существования , оставляя запретное, и по милости Своей, сделай меня не нуждающимся в ком бы то ни было, кроме Тебя».

Читайте утром и вечером.В хадисе от аль-Бухари передаётся: «Если человек, прочитав эти слова покаяния утром, умрёт в этот день, или же прочитав их вечером, умрёт этой ночью, он войдёт в Рай».

 

اَللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأنَا عَبْدُكَ وَأنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ أَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ

Смысл: «О Аллах, Ты Господь мой, и нет более ничего достойного поклонения, кроме Тебя. Ты создал меня, а я Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Я признаю грехи свои и оставив их, обращаюсь к Тебе, так прости же меня. Поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я содеял».

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Тот, кто прочтёт эти слова утром и вечером, будет защищён в этот день от всякого вредоносного:

أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ

Смысл: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал».

Желательно как и любой дуа читать эти слова по три раза, и тот, кто прочтёт их, будет убережён от всех вредностей и от внезапного несчастья.

В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи от Анаса, говорится: «Кто совершит утренний намаз с коллективом мусульман и после этого до восхода солнца будет поминать Аллаха, а затем совершит два ракаата намаза, тот получит вознаграждение, подобно тому, кто полноценно совершил большое и малое паломничества».

Абу Давуд, ат-Тирмизи, Насаи и другие передали достоверный хадис, в котором говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал Абдуллаху бин Хубайбу: «Если утром и вечером по три раза прочтёшь суры «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас», то это для тебя будет достаточно,чтобы избавить тебя от всего дурного».

В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи от Абу Хурайры, сказано, что Пророк صل الله عليه وسلَّم в каждое утро читал следующую молитву:

 

اَللَّهُمَّ بِكَ أَصْبَحْنَا وَبِكَ أَمْسَيْنا وَبِكَ نَحْيَا وَبِكَ نَمُوتُ وَإِلَيْكَ النُّشُورُ

Смысл: «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы остались живыми до вечера, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе мы вернёмся». А по вечерам он говорил:

اَللَّهُمَّ بِكَ أَمْسَيْنا وَبِكَ نَحْيَا وَبِكَ نَمُوتُ وَإِلَيْكَ النُّشُور

Смысл: «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до вечера, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе мы вернёмся». Абу Давуд предаёт хадис от Абу Саида аль-Худри, в котором говорится: «Однажды, войдя в мечеть, Пророк صل الله عليه وسلَّم увидел там человека из числа ансаров, которого звали Абу Умама, и спросил его: “О Абу Умама, почему ты сидишь в мечети в такое время, когда в ней не проводится молитва?” Тот сказал: “О посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, мне не дают покоя беспокойство и долги”. Пророк *спросил: “Так не научить ли тебя таким словам, благодаря которым Аллах избавит тебя от забот и долга, т.е. поспособствует этому, если ты станешь произносить их?”. Абу Умама сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда Пророк صل الله عليه وسلَّم продолжил: “Говори по утрам и вечерам:

 

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْهَمِّ وَالْحُزْنِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسْلِ

وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ غَلَبَةِ الدَّيْنِ وَقَهْرِ الرِّجَالِ

Смысл: «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от беспокойства и грусти, и я ищу защиты у Тебя от слабости и нерадения, и я прибегаю к Твоей защите от малодушия, трусости и скупости. О Аллах, я прибегаю к твоей защите от попадания в долги и под насилие других».

Абу Умама сказал: «Я так и сделал, и Аллах развеял мои горести и печали и помог мне рассчитаться с долгами».

Пророк صل الله عليه وسلَّم по утрам и вечерам читал:

 

أَصْبَحْنَا عَلَى فِطْرَةِ الإِسْلامِ وَكَلِمَةِ الإِخْلاَصِ وَدِينِ نَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ

وَمِلَّةِ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

Смысл: «Мы встретили утро, придерживаясь Ислама, искреннего слова, религии пророка Мухаммада صل الله عليه وسلَّم и религии пророка Ибрахима (а.с), в единобожии и предавшись Аллаху, и не отношусь я к язычникам».

А эту молитву, Пророк صل الله عليه وسلَّم завещал своей дочери Фатиме читать по утрам и вечерам:

يَا قَيُّومُ بِكَ أَسْتَغِيثُ فَأَصْلِحْ لِي شَأْنِي كُلَّهُ وَلاَ تَكِلْنِي إِلَى نَفْسِي طَرْفَةَ عَيْنٍ

Смысл: «О Аллах, не нуждающийся ни в чём, к Тебе я обращаюсь за помощью! Приведи в порядок все мои дела и не доверяй меня мне ни на мгновение».

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если человек, который утром или же вечером скажет эти слова, умрёт в этот день, то попадёт в Рай:

 

رَبِّيَ اللهُ تَوَكَّلْتُ عَلَيْهِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ. لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ الْعَلِيُّ الْعَظِيمِ. مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَمْ يَشَأْ لَمْ يَكُنْ. أَعْلَمُ

أَنَّ اللهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا.

Смысл: «Господом моим является Аллах, и я уповаю на Него. Нет ничего достойного поклонения, кроме Него, и Он – Господь великого ‘Арша, Нет ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего, Великого Аллаха. То, чего желает Аллах, осуществляется, а того, чего Он не пожелает, не будет. Я знаю и убеждён, что Аллах над всякой вещью мощен и что Аллах ведает обо всём». Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Того, кто каждое утро и каждый вечер станет по семь раз произносить следующие слова, Аллах избавит от беспокойств дольнего и вечного миров:

حَسْبِيَ اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ عَرْشِ الْعَظِيمِ

Смысл: «Достаточно мне Аллаха, нет ничего достойного поклонения, кроме Него, на Него я уповаю, и Он Господь великого ‘Арша».

В день пятницы лучше поминать Аллаха, читать мольбы и призывать благословения на Пророка صل الله عليه وسلَّم больше, чем в другие дни. От Анаса передали хадис Пророка*, в котором говорится: «Аллах простит грехи тому, кто в пятницу до полудня трижды, сожалея о совершённых грехах, произнесёт следующую мольбу, даже если его грехов столько же, сколько морской пены:

أَسْتَغْفِرُ اللهَ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

Смысл: «Прошу Аллаха, помимо которого нет ничего достойного поклонения, простить мне грехи, прошу живого, вечносущего, к Нему я обращаюсь с искренным покаянием».

В пятницу высокоценным является почаще читать разные дуа и салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم , и особенно, читать салават «аль-фатиха».

Вопросы и задания: