Этика соблюдения чистоты и личной гигиены.

Чистота в Исламе. Ни для кого не секрет, что Ислам заложил основы гигиены и всесторонне обосновал правила соблюдения чистоты. Он призывает нас к чистоте, не только видимой но и духовной. На духовную чистоту Ислам обращает больше внимания, ибо духовно чистый человек обязательно будет следит и за чистотой тела, одежды, дома, рабочего места и т.д. Такая чистота способствует и духовной чистоте. Не зря говорится, что в здоровом теле здоровый дух. Священный Коран и хадисы Пророка صل الله عليه وسلَّم ещё 1400 лет тому назад оказали такое влияние на невеже­ственных и нечистоплотных жителей Аравийского по­луострова, что их нравственность и порядочность до­стигли совершенства.

В Коране говорится:

Смысл: «Аллах любит тех, кто соблюдает чисто­ту» (2:222).

Другой аят Корана гласит:

Смысл: «О верующие! Когда вы собирае­тесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, вклю­чая локти, протирайте голову и мой­те ноги до лодыжек (включительно)» (5: 6).

А также перед омовением он должен ходит в туалет по необходимости и делать подмывание. А намаз человек должен совершать пять раз в каждый день. Если человек это всё так часто повторяет, то он, конечно, будет чистым. Также мусульманин должен периодически, не меньше одного раза в неделю искупаться, если нет дополнительной причины. А если причина есть, то каждый раз когда есть причина обязан (фарз) искупаться, а в некоторых случаях желательно (сунна). В Коране сказано:

Смысл: «Когда вы осквернены[53], мойте свои тела» (5: 6).

В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, го­ворится: «Мыть голову и тело раз в неделю - долг каждого мусульманина перед Аллахом». Пророк صل الله عليه وسلَّمвелел периодически стричь ногти, чистить зубы, удалить волосы в области под­мышек и на лобке, а также дер­жать одежду в чистоте.

В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Чи­стота - половина веры (имана)». Еще наш любимый Пророк* говорил: «Очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так чтобы вас можно было различить среди людей» (Абу Давуд).

В хадисе, переданном Абу Давудом, говорится: «Очи­щайте пороги своего дома, дворики перед домами». Также Пророк * велел: «Каждую пятницу, а также когда вы идете на собрания (маджлисы), одевайтесь в красивые одежды, купайтесь и умащайтесь бла­говониями». Если Пророк صل الله عليه وسلَّمвидел человека с пожелтев­шими зубами, взъерошенными волосами и в запыленной одежде, то сразу же говорил:«Соблюдайте чистоту!» (Байхаки, Баззар).

В чём же суть такого пристального внимания к чистоте в Исламе?

Соблюдение чистоты полезно во всех отношениях, оно соответствует разумной сути человека, его природе. Ислам отвечает жизненным потребностям, природе че­ловека и его добрым деяниям, поэтому он уделяет чисто­те особенное внимание. Чистота всегда приятна и радует людей и поэтому способствует их благополучию, что является основной задачей Ислама.

Соблюдая чистоту, мусульмане поддерживают свое достоинство и величие. Людям приятен чистый, опрят­ный человек, им хочется встретиться с ним ещё раз. От неряшливого, нечистоплотного человека люди отворачи­ваются, им не приятно с ним общаться, и посему Ислам требу­ет от людей чистоплотности, опрятности и аккуратности.

Соблюдение чистоты – это и залог здоровья, которого мы обязаны сохранять. Боль­шинство болезней – от несоблюдения чистоты.

Обычно человек, прежде чем предстать перед вы­шестоящим начальством, приводит в порядок свой внеш­ний вид. А каким же чистым и опрятным необходимо предстать перед Царем царей, перед Господом всех ми­ров – Всевышним Аллахом! Мы же всегда находимся перед Всевышним, поэтому всё время должны соблюдать чистоту и аккуратность. Нельзя забывать, что Созда­тель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусуль­манину следует изучить божественные правила соблюдения чистоты и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Нечистота бывает двух видов: поступающая в орга­низм извне и выделяемая самим организмом. Надо очищаться от них обоих.

К примеру наш Пророк * расчёсывал свои во­лосы почти через день и другим велел делать так же. Он гово­рил: «Тот, у кого есть волосы, пусть к ним отно­сится уважительно!» (Абу Давуд). Уважительное от­ношение к волосам означает заботу о них: своевремен­ное мытьё, расчесывание и уход за ними. Когда к Пророку صل الله عليه وسلَّم зашёл че­ловек с растрепанными волосами, он сказал: «Неужели у него нет хотя бы масла, чтобы придать воло­сам приличный вид; приходят же некоторые как бесы!» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Большое внимание Ислам уделяет очищению не только зубов, но и всей ротовой полости, рекомендуя почаще ополскивать её и очищать зубочисткой, особенно перед и после еды, сна и омовения. Налёт на зубах и дёснах тоже сле­дует очищать постоянно. Пророк * очень не любил видеть пожел­тевшие зубы, поэтому мусульманам не следует допускать пожелтения зубов. Чистить зубы следует как можно чаще, особенно перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершени­ем намаза, перед учебными занятиями, перед чтением Корана и религиозных книг, перед посещением собраний, при плохом запахе изо рта. Если вы будете ис­пользовать в качестве зубочистки (мисвак или сивак) палочку дерева арак[54], она не только очистит и сохранит зубы, но и укрепит дёсна. К аналогичному выводу пришли и современные учёные.

Следует мыть, рас­чёсывать бороду и всегда держать её в чистоте. Её нель­зя оставлять растрёпанной, особенно тем, кто занят работой среди людей и должны показать им пример.

Так­же Пророк صل الله عليه وسلَّم велел стричь ногти и удалять грязь из-под ног­тей. В хадисе, рассказанном имамом Ахмадом, говорит­ся: «Однажды Пророку* долго не было откровения, тогда к нему пришёл ангел Джабраил и ска­зал: «Как же нам спускаться к вам, если вы не очи­щаете руки, если под ногтями у вас скапливает­ся грязь, если зубы у вас пожелтели. Ты вели своей общине соблюдать чистоту».

Считает­ся сунной также очищать тело от пыли и пота. Нежелательно идти к людям с запахом пота или другим неприятным запахом. После подстригания ногтей пальцы следует промыть.

Для муж­чин обрезание является обязательным, а для женщин – сунной. В благородном хадисе говорится: «Обрезание - это правило для мужчин и достойное деяние для женщин» (Ахмад, Байхаки).

Во времена Пророка صل الله عليه وسلَّم была женщина по имени Умму Атиййа, которая делала обрезание женщинам. Пророк* сказал ей: «О Умму Атиййа, не обрезай слишком большую часть плоти, лучше придерживаться се­редины, это увеличивает красоту лица женщины и доставляет больше удовольствия мужу».

Сбривать бороду начисто, по мнению Имама ан-Навави и Рафии неодобряемое действие (караха), а некоторые учёные считают это запретным. А укорачивание бороды и уход за ним одобряют все учёные. Запрещается кра­сить седую бороду в чёрный цвет. Жена может покрасить свои волосы на голове в чёрный цвет с разрешения мужа. Также нельзя выщипывать седые волосы из бороды.

Теперь давайте поразмыслим: если мы будем, как требу­ют Коран и хадисы, содержать свою одежду в чистоте, использовать благовония, купать­ся каждую пятницу, праздничные и другие высокочтимые дни, а также после супружеской близости, т. е. осквернения тела, и перед посещением собрания или других мероприятий, где мы встречаемся с людьми, тщательно и часто очищать ротовую полость, особенно сиваком, совершать полноценное омове­ние, мыть руки перед едой и после, заботиться о чистоте дома, двора, и всего имущества - если мы будем следовать вышеперечисленным санитарно-гигиеническим прави­лам, разве не будет у нас отменного здоровья и уважения в обществе? Тогда нас полюбят Аллах и Пророк صل الله عليه وسلَّم после этого и остальные люди.

Но чистота, согласно Шари'ату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам аль-Газали пишет: «Чистота, согласно требованиям Шари'ата, имеет четыре ступени, а самая низкая ступень есть вы­шеупомянутая.

Вторая ступень - очищение частей тела от грехов и приучение их к служению Аллаху. Например, язык следует очищать от злословия, клеветы и лжи, приучать его к постоянному поминанию Всевышнего Аллах,а, чтению Священного Корана, наставлению людей на праведный путь. Не следует приучать глаза взирать на чужих жен­щин, смотреть недозволенные телепередачи и видеть не­достатки других. Необходимо приучать их смотреть на чудесные создания Аллаха на земле и небесах, читать Коран и хадисы, книги исламских ученых-алимов.

Руки необходимо беречь от воровства, рукоприклад­ства, от всего запретного. Уши не должны слушать злословие, клевету и т. п. Не­обходимо дать ушам возможность слушать Коран и хади­сы, наставления, полезные разговоры. Желудок необходимо беречь от сомнительной и за­претной пищи и от неумеренности в еде. Ноги нужно беречь от хождения по чужим или за­претным местам. Их нужно использовать для хождения на хорошие собрания, в места приобретения необходимых знаний, в мечети и для совершения полез­ных деяний и в том числе для помощи нуждающимся.

Третья ступень - заполнение сердца благим нравом и очищение его от скверных, плохих качеств. Например, сердце следует очистить от таких пороков, как заносчи­вость, высокомерие, самовлюблённость, зависть, жад­ность, предательство, чрезмерная любовь к бренному миру, стремление к плохим деяниям, забвение Созда­теля, раболепие перед власть имущими, забвение смерти и поту­стороннего мира, жестокость, упрямство и другие. Его следует заполнить такими добродетелями, как мило­сердие, милость, любовь к Аллаху, Пророку صل الله عليه وسلَّم , правед­никам, братьям по вере и ко всем людям. Также к похвальным качествам относятся скромность, постоян­ное поминание Всевышнего, любовь к потустороннему миру, поминание смерти, богобоязненность, понимание ничтожности бренного мира, раскаяние, храбрость, до­брота, щедрость, терпеливость, благодарность и др.

Четвертая ступень - очищение глубины сердца. Это отказ от всех мыслей, которые не вызывают довольства Аллаха и не приближают к Нему, постоянное нахождение в состоянии любви к Аллаху, благоговей­ные размышления о Создателе, направление всех помыс­лов к тому, что приближает раба к Господу нашему».

Человек создан лучшим из творений Аллаха и отли­чается от животных наличием разума и поэтому ему следует все свои деяния сверять с Шари'атом и разумом и почаще думать о последствиях своих поступков.

Нет ни одной сферы жизни человека, для которой Всевышний Аллах не дал бы разъяснения, нет ничего, чему бы Он не дал определения и не установил правил. Если человек соблюдает все этические нормы в соот­ветствии с Шари'атом во всех своих поступках, читает все молитвы к месту и по обстоятельствам, это значит, что человек осознает, что он правоверный раб Аллаха, который обязан идти по пути, указанному Создателем. Всевышний ниспослал людям Священный Коран и научил их всему, включая даже этику справления естественных нужд. Перечислим некоторые этические нормы, связанные с посещением туалета:

- Не входить в туалет без обуви и с непокрытой головой, даже если туалет чист.

- Заранее подготовить для очищения воду, и по возможности туалетную бумагу.

- Заходить в туалет с левой ноги, а выходить с правой, даже тогда, когда входите не по нужде. Если приходится справлять естественные нужды в открытом месте, то к месту отправления следует под­ходить с левой ноги, а уходить с правой. Помимо туа­летов, в другие грязные места и в том числе в места где совершаются грехи при необходимости следует входить с левой ноги, а выходить с правой. В мечеть или в другие хорошие места следует входить с правой ноги, а выходить с левой. В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится:«Если человек войдёт в туалет с правой ноги, то его мо­жет настигнуть бедность, нищета».

- Не полагается входящему в туалет иметь с собой ничего, на чём написаны имена Аллаха, Пророка صل الله عليه وسلَّم , ангелов или праведников. Также запрещается заносить с собой в туалет бумагу, на кото­рой написаны аяты Корана, хадисы или листы из книг, посвящённых исламским наукам.

Запрещается вносить в туалет коль­ца или браслеты, на которых написаны имена Аллаха или Пророка صل الله عليه وسلَّم . Если талисман тщательно обернут свинцовой бумагой (фоль­гой) и т. п., то оставлять его в кармане или на теле и при входе в туалет разрешается (см. «Итхаф», т. 2, с. 539).

- Тому, кто отправляется для справления своей нужды, желательно, ещё до входа в туалет, находясь на чистом месте, произнести эти слова:

بِسْمِ اللهِ اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْثِ وَالْخَبَائِثِ

Смысл: «Именем Аллаха, о мой Аллах, я прибегаю к твоей защите от вреда джиннов и шайтанов».

Во время отправления естественных потребностей нежелательно языком поминать Аллаха и вести разговоры, но можно поминать Всевышнего сердцем. Например, если человек чихнул там, то допускается сказать сердцем « للهالحمد» (Хвала Аллаху). Если находящегося в туалете, кто-либо поприветствовал или же в это время провозгласили призыв к намазу (азан), то ему необходимо отвечать на приветствие или азан, соответственно, после выхода оттуда.

- Сидя в отхожем месте, следует опираться в основном на левую ногу.

- Справляться следует в укрытом от людских глаз ме­сте, там, где люди не услышат и не почувствуют запах. Даже в в безлюдном месте следует спря­таться за кустарником, а в горах - за камнем и т. п.

- Нельзя справлять ни малую, ни большую нужду в стоячую воду. Если воды много, то при необходимости это дозволено, но все же не рекомендуется. Также не позволя­ется оправляться в проточную воду, если её мало. Оправляться в текущую обильно воду позволяется, но лучше и от этого воздержаться.

- Нельзя осквернять, справляя нужду, места, где со­бираются люди (годекан, тропинки, дороги, улицы). По­чувствовавшие неприятный запах люди могут прокли­нать того, кто осквернил эти места. В хадисе Пророка * говорится, чтобы мы остерегались проклятий других. Также нельзя оправляться под плодоносящими деревья­ми, даже если на них нет плодов. Не следует оправляться в норы, дыры, трещи­ны в земле. Нельзя мочиться на твердый грунт и против ветра во избежание попадания капель мочи.

- Нежелательно мочиться стоя. Но если не на виду у людей и место мягкое, где капли не разбрызгиваются, или если есть другая необходимость, то можно и стоя. Говорят, что мочеиспускание стоя избавляет от болей в спине (См. «Итхаф», т. 2, с. 53).

- Во время справления нужды нежелательно без необходимости разгова­ривать, а читать Коран запретно.

- При справлении нужды следует оголить часть тела в той степени, сколько того требует не­обходимость, и закрыть сразу же по завершении.

- Нежелательно производить очищение на том же месте, где оправились, если есть опасность попадания на одежду грязных брызг.

- При справлении нужды в открытой местности нельзя сидеть лицом к кибле или спиной к ней. А в туалете разреша­ется, но здесь тоже лучше избегать этого. Также при этом нежелательно сидеть лицом к солнцу или луне. Справляющему нужду нежелательно смотреть на небо, половые органы и экскременты, не следует тро­гать без надобности половые органы, и долго сидеть в туалете, ибо это может стать причиной геморроя. Всё это делать неже­лательно, но при необходимости дозволено.

- Неприлично во время отправления естественных потребностей есть и пить что-либо и т. п. Следует снять верхнюю одежду (костюм, халат), но головной убор и обувь не следует снимать, если даже в туалете чисто.

- Запрещено справлять нужду в мечети, даже в со­суд, на могиле, нежелательно у кладбищенской стены и около стены мечети.

- Справляющему нужду не следует приветствовать других, и наоборот, если будут приветствовать его, то ему не следует отвечать на приветствие.

- Не следует справлять нужду на берегу реки, в тени деревьев (в местах, где люди обычно отдыхают), рядом с церковью и синагогой.

- Нельзя замазывать стены туалета экскрементами и другой грязью. В наше время часто можно видеть загряз­ненные подобным образом стены, даже в туалетах мече­тей, это всё запретно, и подобное порицается делать даже в туалете у себя дома.

- Если произвести очищение после туалета водой, то следует мыть до полного очищения. При очи­щении заднего прохода нельзя пальцем очищать изну­три, следует очистить то, что вне прохода.

- Чем бы мы ни совершали очищение, камешками, бума­гой или водой, следует делать это только левой рукой, не рекомендуется очищаться правой рукой. При очищении водой является сунной использовать средний палец. Тому, кто совершает очищение водой, сначала сле­дует мыть половой орган, а затем задний проход.

- Следует беречь одежду от попадания на неё мочи и кала. В хадисе говорится, что в основном могильные муки бывают из-за неочищения от мочи. Для полного вы­хода мочи и для очищения мочевого канала рекомендуется покашливание, хождение, приседание и вставание, прыж­ки, проведение рукой по животу, потягивание полового органа. Женщине сле­дует мягко надавить на область волосяного покрова.

- Выйдя из туалета, следует прочитать следующие молитвы, можно ограничиваться одной из этих молитв:

غُفْرَانَكَ اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذَى وَعَافَانِي

Смысл: «Прошу Тебя прощения моих грехов, о Аллах! Хвала Аллаху, Который избавил меня от вредного и исцелил меня».

اللهم طهّر قلبي مِن النفاق وحسِّنْ فرجي من الفواحش

Смысл: «О мой Аллах, очисти мое сердце от лице­мерия и храни мои срамные органы ('аврат) от низменных, плохих дей­ствий!» Эти молитвы приведены в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслим.

Омовение. Омовение бывает малой и большой. Приступая к совершению омовения перед началом выполнения обязательных действий рекомендуется делать намерение для выполнения желательных действий омовения и направляясь в сторону киблы, произнести:

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Смысл: «Я прибегаю к защите Аллаха против козней проклятого шайтана. Начинаю с именем Аллаха, милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к уверовавшим». Если забыли сказать это вначале, то желательно произнести его, когда вспомните. После этого, если это малое омовение, три раза моют руки и делают намерение для омовения и моют лицо, руки, ноги, а также протирают голову по три раза каждый. При мытьё каждой части тела, рекомендуется произнести:

 

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إلاّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Смысл: «Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и я ещё раз свидетельствую, что Мухаммад* – раб Его и посланник».

Также есть следующие молитвы, желательные для чтения при совершении омовения и переданные от наших праведных предшественников (салаф ас-салихун), которые приведены в книге известного хадисоведа Имама ан-Навави «Аль-азкар» .

При омовении рук после произнесения «басмалы» желательно восхвалять Аллаха словами:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَعَلَ الْمَاءَ طَهُورًا

Смысл: «Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей». После этого желательно очистить рот и нос. Очищение зубов и ротовой полости нужно производить почаще. Но это очень желательно перед омовением, перде намазом, перед сном и после просыпания, а также при неприятном запахе изо рта. Подчёркивая важность очищения рта перед каждым намазом, Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

أشُقّ على أمّتي لأمرتُهُمْ بالسّوَاك عند كلّ صلاة لولاأن

«Если я не боялся бы, что это будет трудным для членов моей уммы, я обязал бы их очищать рот и зубы зубочисткой (сивак) перед каждым намазом». В другом хадисе приводимом имамом Ахмад говорится, что мать правоверных Аиша (р.а) сообщает, что Пророк صل الله عليه وسلَّم никогда не засыпал ночью или днём без того, чтобы проснувшись, не почистить зубы перед совершением омовения. Также она сказала, что придя домой он всегда в первую очередь чистил зубы сиваком. Этот хадис привёл имам Муслим. Пророк صل الله عليه وسلَّم также запрещал мусульманам досаждать друг другу неприятными запахами и от него всегда исходил приятный запах. Он даже считал уважительной причиной непосещения коллективного намаза наличие неприятного запаха во рту. Во время полоскания рта, произносят:

اَللَّهُمَّ أَسْقِنِي مِنْ حَوْضِ نَبِيِّكَ كَأْسًا لاَ أَظْمَأُ بَعْدَهُ أَبَدًا

Смысл: «О Аллах, напои меня из специального водоёма пророка Мухаммада в день воскресения (хавз) чашей воды, после которой я уже никогда не буду испытывать жажду».

Прополаскивая нос, говорят:

اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنِي رَائِحَةَ نَعِيمِكَ وَجَنّاتِكَ

Или: اَللَّهُمَّ أرِحْنِي رَائِحَةَ الجَنّةِ

 

Смысл: «О мой Аллах, не лишай меня возможности ощутить благоухание Рая и благ Твоих», «О мой Аллах, дай мне почувствовать запах блаженного Рая».

Начиная омывать лицо необходимо делать намерение для выполнения обязательных действий малого омовения (вузу). А омывая лицо, желательно произнести вместе с вышеупомянутой молитвой, которая читается при митьё каждой части и следующую молитву:

اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِي يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ

Смысл: «О мой Аллах, освети лицо моё Божественным светом (нур) в тот День, когда лица одних озаряютяся нуром, а лица других омрачаются».

Во время омовения правой руки, желательно сказать:

اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي كِتابِي بِيَمِينِي وَحَاسِبْنِي حِسَابًا يَسِيرًا

Смысл: «О мой Аллах, вручи мне книгу моих деяний с правой стороны и облегчи для меня допрос».

Во время омовения левой руки, произносят:

اَللَّهُمَّ لاَ تُعْطِنِي كِتَابِي بِشِمَالِي وَلاَ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِي

Смысл: «О мой Аллах, не вручай мне книгу моих деяний с левой стороны и не сзади».

Книгу деяний с правой стороны и спереди дают тем, у кого благих деяний больше и поэтому спасаются от Ада и сразу попадают в Рай, а с левой стороны и сзади дают, тем у кого плохих деяний больше и поэтому попадают в Ад. Протирая голову, желательно говорить:

اَللَّهُمَّ حَرِّمْ شَعْرِي وَبَشَرِي عَلَى النَّارِ

Смысл: «О мой Аллах, сделай мои волосы и кожу запретными для огня Ада».

Во время протирания ушей, рекомендуется сказать:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ

Смысл: «О мой Аллах, сделай меня из тех, кто прислушивается к словам и следует наилучшим из них».

Во время омовения каждой из ног, желательно произнести:

اَللَّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّرَاطِ

Смысл: «О мой Аллах, укрепи мои ноги на мосту Сират». По завершении омовения поставив левую руку на сердце и направив взор на небо, желательно прочитать следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Смысл: «Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и я ещё раз свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник, посланный Им для того, чтобы научить человечество истинной религии».

В хадисе, переданном Муслимом от Умара бин аль-Хаттаба (р.а), говорится: «Тому, кто прочитает эту молитву после омовения, откроются все восемь врат Рая для того, чтобы он мог войти с любых из них, с каких сам пожелает». Согласно другому хадису, рекомендуется прочесть вслед за вышеупомянутой и эту мольбу:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَاجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ وَاجْعَلْنِي مِنْ عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ وَأَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ

Смысл: «О мой Аллах, причисли меня к кающимся и сделай меня одним из очищающихся. Сделай меня одним из Твоих праведных рабов. Пречист Ты от всех недостатков, о мой Аллах, хвала Тебе, прошу Тебя о прощении моих грехов и приношу Тебе своё искренное покаяние».

Тому, кто не знает эту молитву, желательно трижды повторить предыдущую молитву. А после этой молитвы желательно прочитать какой-нибудь салават. Совершить всё это рекомендуется, повернувшись лицом в сторону Киблы. По возможности после этих молитв желательно прочитать три раза суру «Аль-Кадр». Все эти молитвы лучше читать сразу после омовения, пока не отвлёкся и не сказал другое, постороннее слово. Совершать омо­вение в отхожих местах и в местах, где есть нечистоты разрешается, но нежелательно.

Совершая полное омовение тела (купание), желательно соблюдать те же самые этические нормы (адабы) и читать те же молитвы, что и при выполнении частичного омовения. То есть, молитвы, читаемые до и после частичного омовения, читаются и до и после полного омовения. Ислам рекомендует почаще искупаться, особенно после потовыделения и перед посещением собраний и пятничного намаза. Хотя бы раз в неделю мусульманин должен искупаться. Пророк* сказал:

حقّ على كُلّ مسلمٍ أنْ يَغتسِلَ في كلّ سبعةِ أيَّامٍ يوما يغسِلُ فيه رأسَهُ وجسدَهُ

«Каждый мусульманин обязан совершать полное омовение тела один раз в неделю, смывая полностью тело и голову». Этот хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим. В другом хадисе приводимом аль-Бухари говорится:

اِغتسِلُوا يومَ الجمُعَةِ واغسِلُوا رؤوسَكم وان لمْ تكونوا جنبا وأصيبوا من الطيب

«Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не осквернены, и умащайтесь благовониями».

Также очень желательно искупаться в праздничные и высокочтимые дни, таких как праздник разговения, праздник жертвоприношения, день Арафа, день Ашура и др. обязательными действиями полного омовения являются намерение и доведение воды до каждой точки тела, в том числе и под волосяной покров.

Духовная чистота.А что касается духовной чистоты, то это в первую очередь чистота помыслов и отсутствие болезней сердца, как тщеславие, зависть, ненависть к людям, самодовольство, стремление к высоким должностям и власти, любовь к мирскому и т.д.

Духовная чистота одна из трёх составляющих религии Ислам, без чего он не может существовать. В Исламе есть целая наука которая занимается этой чистотой – наука тасаввуф. В этой науке рессматриваются много разных методов достижения такой чистоты и на основе каждого метода разработаны разные пути, их называют суфийскими путями. У каждой пути есть свои имамы и основоположники, которые основали эти пути опраясь на Коран и Сунну.

Таких путей было много, из них самыми известными были сорок путей. А в наше время в основном сохранились три пути духовного очищения: накшбандийский, шазилийский и кадирийский. В этих путях используются разные слова поминания Аллаха, слова покаяния, салаваты и молитвы, произносимые в каждый день и в определённом количестве, а также дружба с богобоязненными людьми, уменьшение еды, слушание истинных учёных, чтение соответствующей литературы, размышление и т.п. Даже взгляд на истинного учёного очищает сердце. Эти все методы используются не отдельно, а вместе с выполнением других обязательных и желательных видов поклонения Аллаху. К ним относятся: намаз, пост, саадака, хадж – все они бывают обязательными и дополнительными. Также к ним относятся уважение, любовь и поддержка родителей, детей, родственников, соседей, гостей и простых мусульман и людей вообще. Согласно науке тасаввуфа, для достижения требуемой духовной чистоты необходимо:

- Убеждение в том, что он обязательно нуждается в духовной чистоте.

- Постоянно раскаятся в своих упущениях и грехах, искренно произносив слова покаяния, которыми пользовался Пророк*.

- Убеждение в том, что для этого он нуждается в живом наставнике-шейхе, который знает это дело и о том, что необходимо слушаться его наставлений.

- Любовь и уважение к наставнику.

- Постоянная борьба с своими врагами, как нафс и шайтан.

- Изучение каждого духовного недуга и понимание его зла и способы избавления от них.

- Постоянно искать в себе недостатки и стараться избавиться от них.

- Тренировать себя в благих поступках и стараться соблюдать не только обязательные но и рекомендуемые предписания.

Мы должны помнить слова Аллаха, в котором сказано, что успех получат только те, которые пришли к Нему с чистыми сердцами, а для этого нужна постоянная и кропотливая работа над собой, в соответствии с Сунной Пророка صل الله عليه وسلَّم. Более подробно о способах достижения духовной чистоты рассматриваются в суфийской литературе.

 

Вопросы и задания:

1. Чистота и его разновидности в Исламе.

2. Важность гигиены и этика туалета.

3. Ритуальная чистота: большое и малое омовение. Нечистоты.

4. Этика малого и большого омовения.

5. Выучите молитвы читаемые во время омовения и после него.

6. Духовная чистота и его значимость в Исламе.

7. Какие методи и условия необходимы для достижения духовной чистоты?