Этические нормы приёма пищи. Одежда в Исламе.

Важность правильного питания. Многие из нас не обращают должного внимания на правильный приём пищи, хотя это имеет очень большое значение в нашей земной и вечной жизни. Всевышний создал человека нуждающимся в пище и указал ему что и как нужно есть, а что нельзя. Правильное питание помогает нам выполнить свою основную задачу – совершение благих деяний. Об этом прямо говорится и в Коране и в хадисах. Пророки и праведники всегда уделяли пристальное внимание чистоте принимаемой пищи. Также известно, что поклонение выполненное приёмом запретной пищи не принимается Всевышним. Главная причина непринятия наших дуа кроется в несоблюдении правил принятия пищи. Также достижение главной цели нашей религии – духовной чистоты – невозможна без строгого соблюдения этических норм приёма пищи.

Также в Коране есть аяты указывающие на то, что еда должна быть натуральной и полезной для организма. Это же подтверждает и современная медицина. Согласно научным исследованиям, искусственная пища или же добавки часто не приносит пользу для организма, а в некоторых случаях даже опасна.

Ислам преподнёс всему человечеству образец не только этики приёма пищи, но и приготовления еды. Соблюдение этих норм не только не вредно для человека, наоборот, полезно во всех отношениях как в этом мире, так и в мире вечном.

Этика приготовления еды.Чтобы пища была дозволена по Шари'ату, необходимо чтобы продукты из которого мы готовим еду соответствовали нормам шариата. Также необходимо соблюдать этические требования во время приготовления еды. Требования к продуктам, которые используются для приготовлении еды:

- Запрещено использовать мясо некоторых диких животных, собаки, свиньи, осла, кошки и т.д. А животное или дичь, мясо которых можно использовать при приготовлении пищи, долж­ны быть зарезаны в соответствии с требованиями Исла­ма. В Коране говорится:

Смысл: «Не ешьте то, над чем не произнесено имя Аллаха» (6:121).

В некоторых мазхабах запрещено (харам) употреблять в пищу мясо животного, зарезанного без произнесения имени Аллаха над ним. А по мазхабу имама аш-Шафии произнести «басмалу[51]» является сунной.

- Запрещено использовать в еде то, что вредно для здоровья, и тем более что опасно для жизни, к ним относятся и вредные искусственные добавки. Нельзя принимать пищу в котором есть такие запрещённые добавки.

- Запрещены все алкогольные напитки и одурманивающие, даже в малом количестве.

- Запрещены есть нечисть и еда в котором есть нечисть. Например, если в продуктах содержится, алкоголь, моча, кровь или другая нечисть, то его нельзя употреблять в пищу.

- Если есть сомнение в том, что в пище есть то, что запрещено или она может быть опасной или вредной для здоровья, то нежелательно принимать такую пищу. Также нежелательно принимать пищу, если у нас появляется сомнение в том, что она может быть запретной.

- Запрещены и те продукты, которые украдены или получены другими запретными путями, как обман, разбой или мошенничество. Нежелательно приобретать продукты в которых у нас появилось сомнение в запретности, например у человека который занимается запретными видами зарабатывания. Но это не запрещено, ибо всё что мы не уверены в запретности разрешено, так как в основе всё дозволено.

- Также лучше не покупать товары на которых смотрели много людей и таких продуктов которые лежат на витрине. Прдукты лучше приобретать у богобоязненных людей и ещё лучше если они произведены верующими, которые соблюдают исламскую этику.

После приобретения продуктов, приступая к приготовлению еды желательно соблюдать следующие правила:

- Как и любое значимое дело и приготоление еды желательно начинать с произнесения «басмалы» и слов восхваления Аллаха за эти блага.

- Очень желательно иметь большое и малое омовение.

- Желательно просить Аллаха, чтобы эта еда помогла нам совершать благие деяния и способствовала улучшению нашего здоровья.

- Если у женщины месячные то желательно поручит приготовление еды другим, особенно если эта еда предназначена и мужчинам.

- Во время приготовления еды желательно читать зикр или салават и сохранить хузур сердца[52]. Богословы говорят, что еда приготовленная с хузуром сердца способствует сохранению хузура тому кто принял эту еду.

- Желательно чтобы соблюдали кулинарные требования для того, чтобы еда получалась вкусная, но нельзя использовать запрещённые в Исламе добавки.

- Желательно соблюдать правила совместимости продуктов, составленных на основе достоверных источников.

- Желательно чтобы приготовляющий еду был в хорошем расположении духа и радостным, и чтобы у него в сердце не были грязные мысли. Поэтому перед приготовлением еды желательно искренно покаятся.

- После приготовления горячую пищу желательно немножко оставлять, не подавать слишком горячим, ибо нерекомендуют есть слишком холодную или слишком горячую пищу.

Культура приёма пищи. Как и любой другой поступок и приём пищи для мусульманина должен быть выполнением предписаний Аллаха. Всевышний нас создал нуждающимися к еде и указал нам как и что надо кушать. Нельзя кушать всё что находишь и кушать для наполнения желудка или просто для наслаждения. Пища – это милость Аллаха, которой Он одарил всё человечество, поэтому при приёме пищи следует соблюдать все правила и начать чтением определённых молитв.

В хадисе от Абдуллаха ибн Амра передаётся, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم , когда ему подавали еду, прежде чем поесть обычно говорил:

اَللَّهُمَّ بارِكْ لَنَا فِيما رَزَقْتَنَا وَقِنَا عَذابَ النّارِ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Смысл: «О Аллах *, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас и упаси нас от мук огня Ада. С именем Аллаха, милостивого на этом свете ко всем – и к верующим и к неверующим, а на том свете – лишь к уверовавшим».

Тому, кто угощает едой, подабает предложить гостям начать поесть, или же сам произнося «басмалу» дать им понять это, т.е. указать на то, что всем разрешается приступить к еде, и желательно ему самому также принимать еду вместе с ними.

В хадисе, приводимом в своих сборниках достоверных хадисов Муслимом и аль-Бухари, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал юноше, который начинал кушать:

يا غلامُ سمّ اللهَ وكُلْ بِيمينكَ وكُل ممّا يَليك

«О мальчик, скажи “басмалу” и ешь правой рукой и бери то, что находится перед тобой».

А если за столом собрались несколько человек, то право начинать принадлежит старшему и религиозному из них. Сподвижник Хузайфа (р.а) сказал: «Когда мы сидели за столом вместе с посланником* Аллаха, то никогда ничего не брали первыми, пока не брал Пророкصل الله عليه وسلَّم. Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к столу и протянула руку к еде, но Пророк* схватил её за руку. Потом появился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то, и посланник Аллаха* схватил за руку и его, сказав, что шайтан считает дозволенной для себя пищу, над которой не поминают имя Аллаха, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. Потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать дозволенной пищу для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Аллахом, во власти которого моя душа, поистине рука шайтана была в моей руке, когда я брал этих двоих за руки. После этого Пророк* помянул имя Аллаха и приступил к еде» (Муслим).

Если, присутупая к еде, человек забыл произнести «басмалу», то когда вспомнит, он произнесёт:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

Смысл: «С именем всемилостивого Аллаха и в начале и в конце».

Один из сподвижников поел без «басмалы», и перед завершением еды сказал:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

Увидев это, Пророк صل الله عليه وسلَّم улыбнулся и сказал: «Вместе с ним ел и шайтан, а в конце, когда он произнёс эти слова, шайтан вырвал всё, что поел».

Мусульманин ест правой рукой и никогда не использует для этого левую руку, когда есть возможность использовать правую. Левую руку должны оставить для грязных работ, как для подмывания после туалета или удаления грязи. Пророк* сказал:

اذا أكل أحدكم فليأكل بيمينه واذا شرب فليشرب بيمينه فانّ الشيطان يأكل بشماله ويشرب بشماله

«Когда кто-нибудь из вас станет есть или пить, пусть пользуется правой рукой, ибо шайтан использует для еды и питья левую руку» (муслим).

Также Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

لا يأكل أحدكم بشماله ولايشربنّ بشماله فانّ الشيطان يأكل بشماله ويشرب بشماله

«Пусть никто из вас ни в коем случае не есть и не пьёт левой рукой. Поистине шайтан использует для еды и питья левую руку. И пусть не берёт и не даёт левой рукой» (Муслим). Когда Пророк* замечал, что кто-нибудь есть левой рукой, он запрещал такому человеку делать это, увещевал и наставлял его. И бывал так, что Пророк* проявлял такому человеку суровость и просил Аллаха наказать его, если тот делал это из гордости и упорствовал в своём заблуждении.

А согласно хадису Пророка صل الله عليه وسلَّم , переданном от Джабира, если человек до завершения еды не вспомнил и не произнёс «басмалу», то ему желательно прочесть суру «аль-Ихлас». Таковы же правила поведения и при приёме напитков.

Произнести «басмалу» желательно вслух, чтобы тем самым напомнить о ней и другим. Желательно, готовя еду и принимая её, находиться в состоянии омовения и хузура (поминая Аллаха сердцем). Еда, приготовленная таким образом, помогает совершению благих деяний и сохранению хузура в сердце, особенно, если принимать такую пищу с омовением и хузуром.

В случае необходимости во время еды разрешается разговаривать. Можно рассказывать поучительные истории связанные с едой или говорит о пользе некоторых продуктов, об этике приёма пищи, то есть говорит полезное и имеющее какое-то отношение к еде. Можно вести любые полезные беседы. Нельзя критиковать еду, а если нам не понравилось блюдо, то разрешается мягко, чтоб хозяева не обиделись, сказать «Мне не подходит такая еда», «Я не привык к такой пище» или нечто подобное, так делал и Пророк صل الله عليه وسلَّم Также разрешается и восхвалять еду.

Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха * сказал: «Когда кого-нибудь из вас пригласят, пусть примет приглашение, если вы соблюдаете пост, пусть делает ему дуа, если же он не постится, пусть поест» (аль-Бухари, Муслим). Если пост является желательным, лучше, следуя просьбе угощающих, открыть пост и отведать еды. Сказано, что за это он получит двойную награду.

Нежелательно ковыряться в еде и выбирать из неё, или брать то, что лежит перед другими, или класть в рот большие кусочки. Если же это фрукты, то из них разрешается выбирать, так как они бывают разными.

В хадисе, переданном Абу Давудом, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Вы собирайтесь на приём пищи, произносите «Бисмиллах», и для вас в этом будет благодать». То есть нежелательно есть одному без необходимости, чем больше людей собрались вокруг еды, тем больше благодати. Наши некоторые праведники никогда не ели пищу без друзей.

Если человек прекращает есть из-за застенчивости, боязни или из-за того, что еды мало, желательно ему сказать, чтобы он продолжил есть.

Молитвы, которые читал Пророк * после еды, имеются разные, здесь мы приведём те из них, которые легче запоминать. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и другими, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что тому, кто прочитает эту мольбу после еды, простятся все его прошлые грехи:

 

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي أَطْعَمَنِي هَذا وَرَزَقَنِيهِ مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلاَ قُوَّةٍ.

اَللَّهُمَّ أَطْعَمْتَ وَسَقَيْتَ وَأَغْنَيْتَ وَأَقْنَيْتَ وَهَدَيْتَ وَأَحْسَنْتَ فَلَكَ الْحَمْدُ عَلَى مَا أَعْطَيْتَ

Смысл: «Вся хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как я не имею для этого ни сил, ни мощи. О Аллах, Ты накормил, напоил, избавил от нужды, наставил нас и одарил великими благами, хвала же Тебе за то, что Ты дал».

Желательно, чтобы приглашённый после еды совершил хорошую мольбу и для хозяев:

 

اَللَّهُمَّ بَارِكْ لَهُمْ فِيمَا رَزَقْتَهُمْ وَاغْفِرْ لَهُمْ وَارْحَمْهُمْ

Смысл: «О Аллах, сделай для них благословенным то, чем Ты наделил их, прости их и помилуй их».

В хадисе, переданном Муслимом от Анаса, говорится: «Поистине, Всевышний Аллах довольствуется тем рабом, который восхваляет Его после еды».

Как известно, любое благо даётся человеку для определенной цели и поэтому еда тоже дана для чего-то. Намерение и цель при приёме пищи должны заклю­чаться в приобретении силы для поклонения Аллаху, и в том числе для оказания помощи мусульманам и принесения пользы для всех людей. Вот для чего нам дана еда. Нельзя жить ради наслаждения разными явствами, а надо принимать пищу ради возможности жить праведной жизню.

Если вы соблюдаете пост, то перед разговением произнесите и следующую мольбу:

اللهم لك صمت وعلي رزقك أفطرت ذهب ظمأ وابتلت العروق و ثبت الأجر ان شاءالله

Смысл: «О мой Аллах, я соблюдал пост ради Тебя и ради Тебя разговляюсь, утолена жажда, увлажнились кровеносные сосуды, инша Аллах, и я получу вознаграждение». Затем произнеси­тевышеприведённые молитвы и приступайте к еде.

Пророк صل الله عليه وسلَّم всегда после еды воздавал хвалу Всевышнему, при этом он использовал самые разные выражения. Главное условие при этом - искренно произносить слова благодарности Аллаху за то, что Он нам дал еду, благодаря которому мы сохроняем жизнь и здоровье. Также у нас должно быть намерение проявить этими словами Ему благодарность за это великое благо. Эти слова можно произносить на любом языке, хотя лучше на арабском и теми словами, которых произнёс наш любимый пророк Мухаммад صل الله عليه وسلَّم, чтобы дополнительно получить воздаяние и за следование за ним. Самое минимальное что следует говорить это выражение اَلْحَمْدُ للهِ«Хвала Аллаху».

Если вас пригласили на свадьбу или в гости и предложили есть, то в таких случаях после еды дополнительно к вышесказанному следу­ет прочитать и эту мольбу:

اَللَّهُمَّ بَارِكْ لَهُمْ فِيمَا رَزَقْتَهُمْ وَاغْفِرْ لَهُمْ وَارْحَمْهُمْ

Смысл: «О Аллах, вложи благодать в то, чем Ты их одарил, прости их грехи и смилуйся над ними».

Ислам - рели­гия чистоты, и поэтому этика приёма пищи требует митьё рук перед едой и после неё, даже если они чистые на вид. В хадисе говорится: «Благо­дать пищи в мытьё рук до и после еды» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Согласно другому хадису нежелательно протирать руки после митья до еды. Как известно на любом полотенце могут быть опасные для здоровья микробы и вирусы и при протирании рук они вместе с пищей могут попасть в организм человека и заразить его опасными заболеваниями. Это одна из многих мудростей заключённых в приведённом хадисе. Об этом науке стало известно только недавно. Но даже в наше время многие немусульмане, считающими себя высококультурными, не соблюдают эту простую норму гигиены и не моют руки перед едой, оправдываясь тем, что они чистые.

Рекомендуется начинать и заканчивать приём пищи с соли. То есть до начала приёма пищи и после еды желательно положить в рот щепотку соли. Согласно хадису такой приём соли лечебна, это же доказано и наукой. Эти примеры нам показывают, что все предписания религии полезны не только для вечной жизни, но и в земной жизни. Наука доказала такую пользу только для некоторых предписаний, но такие примеры с каждым днём увеличиваются. Но истинные мусульмане и без научного доказательства должны быть уверены в полезности этических норм Ислама и следовать им. Для нас достаточным доказательством является слова богословов, опирающиеся на аяты Корана или хадисы Пророка صل الله عليه وسلَّم, ибо ещё не было научного опровержения того, что говорится в этих источниках. Для разумного человека это должно быть достаточным доказательством истинности Ислама и его предписаний.

Брать пищу следует только правой рукой. В хадисе говорится: «Вы ешьте и пейте правой рукой, также берите и отдавайте правой рукой, поистине, шай­тан ест, пьёт, берёт и отдаёт только левой ру­кой» (Ибн Маджа).

В хадисе, рассказанном Анасом, говорится: «Пророк * велел нам есть то, что в тарелке, до конца, очистив тарел­ку. Он говорил: «Вы не знаете, в каком куске и в какой части пищи благо для вас» (Ахмад, Муслим).

Если едите руками, лучше использовать три пальца правой руки. Ка'аб рассказал, что он видел, как Пророк صل الله عليه وسلَّم ел тремя пальцами и после еды облизывал паль­цы. Если крошка хлеба или кусочек пищи упали на пол, то следует подобрать их. В хадисе го­ворится: «Если кто-либо из вас уронил кусочек пищи, то подберите его, не оставляя шайтану, очистите и съешьте…» (Муслим). Конечно, нельзя его есть, если не можем очистить или есть опасность заражения. Ислам не может рекомендовать то, что опасно для здоровья, мы обязаны беречь это великое благо. запрещено преднамеренно сделать то, что приносит вред для здоровья.

Следует есть пищу маленькими кусками и тща­тельно пережёвывать, ибо мы обязаны беречь свое здо­ровье. Нежелательно во время употребления пищи дуть на неё, брать еду, находящуюся перед другими, т. е. де­лать то, что может вызвать неприятное или брезгливое отношение других.

Всегда соблюдайте умеренность в еде. Нельзя есть много и бросаться на пищу жадно, но и отказываться от пищи, если вы голодны, не следует.

В хадисе говорится: «Человек не заполнит мешочка сквернее желудка. Человеку достаточно несколь­ко кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину. Если этого мало, то одну треть желуд­ка можно заполнить пищей, другую треть водой и одну треть оставить для воздуха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Нарушением этики приёма пищи считается поспеш­ность в еде с намерением съесть большую часть. Во время общего обеда одобряется есть только свою долю. Если еды мало, то желательно даже часть своей доли оставить другим. В Коране восхваляя таких спод­вижников говорится:

Смысл: «Они, даже если сами нуждаются, от­дают предпочтение другим» (59: 9).

Соблюдением этики приёма пищи считается не при­ступать к еде до тех пор, пока все не подошли, ибо Ислам требует от нас, чтобы мы заботились о других и не обижали их. Не следует хозяину дома во время еды смотреть на гостей, чтобы от этого они не чувствовали себя неуютно.

Ибн Аббас (р.а) рассказал, что Пророк صل الله عليه وسلَّم запретил смо­треть на кусок, который ест брат по вере.

Нарушением этики приёма пищи считается про­сить хозяина подать другую еду вдобавок к уже подан­ному блюду, без необходимости. Если хозяин предлагает вам выбрать из двух блюд одно, то желательно выбрать то, что хозяину легче приготовить.

Порицается обременительность и притворство в угощении, обременяя себя подав гостю такую пищу, кото­рую обычно сам не употребляет (такаллуф). Однажды друзья посетили пророка Юнуса (а.с) и он предложил им кусок хлеба и зелень, сказав: «Ешьте, если бы Аллах не проклял тех, кто обременяет себя, я бы обременил себя ради гостей».

Неприлично выражать недовольство качеством приготовленной пищи, наоборот, следует в благодар­ность за гостеприимство хозяина сказать доброе слово, похвалить еду - это очень важно. Пророк* никогда не выражал недовольство пищей. Если она ему нравилась, он ел, если нет – оставлял.

Сидеть за трапезой следует скромно. Не следует есть, опираясь спиной или боком на что-либо, полулёжа или лёжа. «Я не ем в такой позе», - сказал Пророк صل الله عليه وسلَّم .

Во время еды можно вести спокойный и полезный разговор, молчание - это обычай неарабов. Но никак нельзя злословить и вести неприличные или запретные с точки зрения Шари'ата разговоры. Муавия положил перед сыном Али-асхаба Хасаном (р.а) вареную курицу. А он разделил её на две части. Муавия пошу­тил: «Неужели ты так враждовал с ее матерью, что так безжалостно разделил её?» Хасан ответил: «Не­ужели вы были так дружны с ее матерью, что так усердно заступаетесь за неё?»

Одобряется класть еду в отдельную тарелку стеснительному человеку, предлагая ему поесть и подбадривая его. Но не следует повторять предложение более трёх раз. Пророк * тоже не повторял более трех раз.

Этика приёма пищи требует принять приглашение поесть, поступившее как от богатого, так и от бедного. Это объединяет мусульман и усиливает любовь между ними. Если приглашение на трапезу получил человек, который соблюдает необязательный (суннат) пост, то ему следу­ет принять приглашение и нарушить пост, доставляя та­ким образом радость пригласившему его мусульманину. Так поступал один из сподвижников. В хадисе говорит­ся, что тот, кто соблюдает желательный пост, сам впра­ве решить - продолжать его или принять приглашение.

Неприлично приводить с собой неприглашённо­го, разве что с разрешения хозяина, а также посещать людей специально во время еды.

Неприлично долго задерживаться на свадьбе или на званом ужине, после еды желательно встать и уйти, что­бы у хозяев осталось время навести дома порядок. А если хозяин просит остаться, то можно принять его предложение.

К гостям надо относится уважительно, а также неоткладывая надо предлагать им еду. Можно следовать традициям не выходящих за рамки Шариата.В хадисе говорится: «Верующие в Аллаха и Проро­ка صل الله عليه وسلَّم пусть уважают и угощают гостя и исполнят свой долг перед ним». Сподвижники спросили: «О По­сланник Аллаха, что означает долг перед гостем?» Он ответил: «Забота о нём в течение суток, оказание гостеприимства в течение трёх суток, а то, что вы даете гостю более этого, - это садака» (Бухари, Муслим).

На свадьбу следует приглашать не только бога­тых, но и бедных. В хадисе говорится: «Самая скверная пища - это свадебное угощение, на которое при­глашены только богатые и не приглашены бедные» (Бухари, Муслим).

К этике приёма пищи относится совместная тра­пеза всей семьи. Как сказано в хадисах Пророка*, такая еда более благодатна, улучшает отношения между членами семьи

По возмож­ности желательно произносить «бисмиллях» каждый раз перед тем, как положить в рот кусок пищи. Вымыв руки перед едой, их не следует вытирать полотенцем, а по окончании приема пищи можно вытирать. До и после еды следует прополоскать рот, почистить зубы, и если в зу­бах остались кусочки пищи, то их следует удалить зубо­чисткой, глотать их нельзя.

Вода и жидкая пища.Одним из лучших благ для человека, свидетельством мило­сти Всевышнего Аллаха и одним из чудес, созданных Им, является вода. Аллах создал её как первооснову всех живых созданий. В Коране говорится:

Смысл: «Я создал все живое из воды» (21:30).

Без воды нет жизни, поэтому нам следует быть благодар­ными Аллаху за это ценное благо, необходимо размышлять о её свой­ствах и пользе для всего человечества и каждого живого существа в отдельности. Особое внимание Ислам обращает на экономию воды и бережному отношению к нему.

Как известно даже во время омовения не допускается использование воды больше необходимого. Также сказано, что надо сзкономить воду, даже находясь на берегу реки. Особо порицаемым в Исламе является загрязнение воды, особенно вредными веществами и в том числе зкскриментами. Неправильное использование водных ресурсов уже привело к проблеме обеспечения людей чистой водой, и по прогнозам некоторых учёных одна из серьёзных проблем 21 века будет недостаток воды. Обеспечение людей водой, особенно для питья, является одним из ценных видов поклонения. Когда Пророка* спросили какую садака лучше для умершего, он ответил: «прорубите колодец за него».

При питьё воды или другой жидкости следует соблюдать следующие правила:

1. Перед питьём следует произнести «бисмиллях», а после - «альхамдулиллях».

В хадисе говорится: «Пророк صل الله عليه وسلَّم пил воду в три при­ёма: вначале произносил «бисмиллях», а при выдо­хе, отрывая губы от воды, воздавал хвалу Аллаху, и это повторялось трижды» (ат-Табрани).

Пить воду или напитки желательно сидя, ибо это улучшает здо­ровье, также удобнее пить в спокойной обстановке. При необ­ходимости можно пить и стоя, но если в этом нет необхо­димости, то пить стоя не одобряется. В хадисе говорится: «Не пей­те залпом, подобно верблюду, пейте, отрываясь два-три раза, произносите перед питьем «бис­миллях» и по завершении «алъхамдулиллях» (ат-Тирмизи).

Необходимо всегда хранить воду в чистоте; посуда с водой (ведро, кувшин и т. п.) должна быть прикрыта. В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «При­кройте пищу чем-либо, завяжите бурдюки, закройте две­ри и перед сном погасите свет.» (Муслим).

Нельзя пить слишком горячую или слишком холод­ную воду.

Неэтично дышать в посуду или дуть в неё. В хадисе говорится: «Если кто-либо из вас пьёт воду, то пусть не дышит в посуду» (Муслим).

Воду желательно пить из из по­суды, в которой видно содержимое или дно, дабы убедиться в чистоте воды.

В хадисе говорится: «Пророк * запретил пить воду из бурдюка с узким горлышком» (Бухари, Муслим).

Пить следует не спеша, спокойно, глотая беззвуч­но. В хадисе говорится: «Пейте воду всасывая, а не вливая - от такого питья может заболеть пе­чень» (Дайлами). В другом хадисе говорится: «Когда пьё­те воду, то пейте всасывая»(Абу Давуд).

Не следует пить воду из поломанной или треснутой посуды. В ха­дисе говорится:«Пророк صل الله عليه وسلَّم запретил пить из тресну­той посуды и дуть на воду». (Муслим).

Нельзя пить воду из золотой или серебряной посуды.

В хадисе говорится: «Пророк صل الله عليه وسلَّمзапретил нам носить шелк и пить воду из золотой и серебряной посуды». (Бухари, Муслим).

Тому, кто раздаёт что-либо или воду, следует начать с правой стороны. Кружку следует подать гостю правой ру­кой, и пить надо с правой руки. В хадисе, рассказанном Абу Давудом, говорится: «Пророк* в еде, питье и одевании предпочитал начинать с правой стороны». Тому, кто раздаёт воду другим, самому следует выпить последним. В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Тот, кто поит группу людей, сам пьёт воду последним». Этот хадис говорит о том, что если мы заняты общим для многих делом, то их интересы следует удовлетворить прежде, чем свои.

Содержимое посуды желательно выпить без остатка. Но если вы не можете выпить всё, заранее по­просите подающего налить вам поменьше. После питья следует возблагодарить Аллаха и про­читать следующую мольбу:

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي جَعَلهُ عَذبًا فُراتا برحمَتِه ولم يجعله مِلحًاأُجاجا بِذُنوبنا

Смысл: «Вся хвала Аллаху, который Своей милостью сделал эту воду чистой и пресной и не сделал её в соответствии с нашими грехами соленой, непригодной для питья».

Пророк صل الله عليه وسلَّم больше всего любил пить парное молоко.

В хадисе говорится: «Если кто-либо из вас прини­мает пищу, то пусть он скажет: «О мой Аллах, вложи в это благословение и дай лучшее». Если он пьёт молоко, то пусть скажет: «О Аллах, сделай его для нас благодатным, приумножь его, и нет ничего, что бы так же заменяло и пищу, и питье, как молоко» (Абу Давуд). Этот хадис подтверждает мнение врачей, что в молоке имеется всё, что необходимо для развития детского и жизнедеятельности взрослого организма.

Шари'ат запрещает нам пить и продавать всё, что опьяняет: пиво, вино, коньяк, водка, шампанское и т. д. Их нельзя пить и в малых дозах. В хадисах говорится, что употребление опьяняющего источник многих грехов и проблем. К ним относится не только жидкости но и употребление наркотиков

Почитание гостя.В достоверном хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурайры (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает уважение своему гостю».

В делах желательно быть неторопливым, кроме как в обслуживании гостя. Первый раз желательно кормить гостя, по возможности, самой лучшей из имеющейся еды. А дальше желательно кормить его обычной едой, которую вы сами принимаете, дабы он не испытывал неудобство и стыдливость, и вас самих не томило приготовление деликатесов.

Ибн Сани передаёт от Аиши, да будет она угодна Аллаху, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Растворяйте пищу с помощью поминания Аллаха и молитвы, и не спите сразу после еды, ибо тогда сердца ваши ожесточатся».

Этика приготовления еды.В Исламе пристальное внимание уделяют не только правилам приёма пищи, но и этике её приготовления. Также особое внимание придаётся продуктам из которого мы приготавливаем еду. В первую очередь эти продукты должны быть дозволенными сами по себе и полученными дозволенным путём. Это требование обязательное. Наряду с этим есть много желательных требований к которым относятся:

Продукты не должны быть сомнительными, ни в дозволенности их самих, ни в дозволенности методов приобретения.

Продукты должны быть приобретены за деньги заработанные путём в котором нет сомнения в дозволенности.

Продукты не должны быть опасными не только для жизни, но и для здоровья. Даже если есть сомнение в том, что еда из этих продуктов может нанести вред нашему здоровью, то их нежелательно использовать в приготовлении еды.

Должны стараться использовать более качественные продукты, даже если нет сомнений в вредности для здоровья.

Желательно при приготовлении еды находится в полном и частичном омовении.

Посуда в котором готовят еду должна быть невредной, неполоманной, нетрёснутой и чистой.

Во время приготовления еды и перед этим желательно читать молитвы, в которых мы просим Всевышнего о том, чтобы эту еду Он сделал для нас полезным для здоровья, дающим силу для большего поклонения, и чтобы Он сберёг нас от вреда этой еды.

Всё время приготовления еды желательно не забывать Аллаха и знать, что он не заслужил это благо, а получил его по милости Аллаха.

Желательно чтобы он находился в хорошем настроении.

Самые лучшие продукты это те которых правильно вырастили мы сами, соблюдая не только все агоротехнические нормы, но и все перечисленные этические нормы приготовления еды.

Продукты должны быть экологически чистыми. В наше время очень много продуктов и растительного и животного происхождения содержат много бесполезных, вредных и иногда даже опасных не только для здоровья но и для жизни веществ. Особенно их много в продуктах, которые выглядят красиво, ибо именно для сохранения красивого внешнего вида и увеличения срока хранения продуктов прибегают к запрещённым в агрономии методам выращивания и обработки. Особенно будьте осторожны к внесезонным продуктам.

В наше время очень часто можно встречать продукты питания с содержанием искусственных добавок, которые в лучшем случае ухудшает качество продуктов, а в худшем – опасно для жизни.

Исходя из сказанного надо стараться избегать продуктов с искусственными добавками, или хотя бы убедится о безопасности этих продуктов для здоровья. В крайнем случае принимать сомнительную пищу в малом количестве.

Раздельное питание и голодание.Ислам предписал нам всё хорошее, поэтому и рекомендует раздельное питание. Как известно из достоверных хадисов, Пророк* одновременно не ел много разных продуктов. Обычно он ел один продукт , а иногда и два. Польза такого питания раньше, конечно, не знала медицина, но сейчас оно доказано многочисленными исследованиями учёных. Раз наука медицины доказало о нежелательности питаться одновременно несколькими несовместимыми продуктами, то следовать им нам ничего не мешает. Наука никак не может говорит что-либо противоречащее с Исламом. Если мы будем есть продукты отдельно, то это самое лучшее и в Исламе и в медицине. Пророк صل الله عليه وسلَّم же сказал «оставляйте сомнительное», а в раздельном питании нет никокого сомнения, это и есть лучшая диета. А что касается голодания, то в Исламе его заменяется соблюдением дополнительных постов. Как гласит хадис Пророка *соблюдение постов и помогает нашему здоровью. А если мы хотим лечиться с помощью голодания, то для этого нет никаких запретов, ибо это лечение, а Ислам рекомендует лечение.

Этика одевания.Когда Всевышний переселил пророка Адама (а.с) с женой Хава на землю, научил их одевать. Это было одно из отличительных черт человека от животных. С тех времён ношение одежды и её форма имела большое значение в жизни человека. Мы не имеем право не придавать значение одеванию, а также преувеличивать его значение. Как известно, одежда предназначена для прикрытия тела от посторонных людей и оберегания вредного воздействия климатических условий. Поэтому одежда и должна быть непросвечивающей, неприлегающей и соответствующей климатическим условиям. Дополнительно к этому она должна быть неброской и невредной для здоровья. Выделяться среди людей неприветствуется в Исламе, мусульманин должен быть скромным во всём. В Коране говорится:

Смысл: «О люди, Мы создали для вас одежду, которая закрывает недозволенное для показа места вашего тела, которые украшают вас внешне, а также одежду богобоязненности, которая намного лучше». Из этого аята становится ясным, что богобоязненности надо уделит больше внимание, даже чем одежде. К одежде предъявляются следующие требования:

1. Одежда должна быть ритуально чистой. Эта такая чистота в которой человеку дозволяется совершать намаз.

2. Одежда должна быть широкой, не подчеркиваю­щей фигуру. Нельзя надевать и прозрачную одеж­ду, через которую видна кожа.

3. Одежда должна быть не вредной для здоровья.

В достоверном хадисе, рассказанном имамом Мусли­мом, говорится: «С приближением Конца Света поя­вятся люди двух типов, на которых будет печать обитателей Ада: мужчины, которые держат в ру­ках плети, похожие на хвост коровы, и избивают людей; и женщины одетые, но в то же время голые, которые прельщают мужчин и которые сами лип­нут к мужчинам, на головах у этих женщин будут холмики (прически), похожие на горб верблюда. Они не войдут в Рай и даже не почувствуют его аромат, хотя запах Рая можно почувствовать издалека».

Этот священный хадис еще 1400 лет тому назад рас­сказал нам о поведении мужчин и женщин в наше вре­мя. Слова «одетые, но в то же время голые» означа­ют, что одежда слишком тесная, подчеркивающая фор­мы тела или просвечивающая. А короткие юбки и одежда, которая сильно облегается или сквозь которую вид­но тело, - всё это веяния моды нашего времени.

Хадис утверждает, что одетые таким образом женщи­ны не почувствуют аромат Рая. Одежда должна закры­вать всё тело женщины, кроме лица и кистей рук. Запре­щается женщине выходить из дому в одежде, которая не прикрывает волосы, грудь, ноги, запястья и т. п., выстав­ляя их на обозрение посторонним людям.

В хадисе, рассказанном Абу Давудом, говорится: «Со дня совершеннолетия женщине нельзя показы­вать своё тело, кроме лица и кистей рук». И в Коране говорится:

Смысл: «Пусть женщины прикрывают грудь плат­ком» (24: 31).

Не одобряется удлинять одежду из гордости, чтобы подчеркнуть свое богатство или превосходство.

В хадисе говорится: «Всевышний Аллах в Судный день не посмотрит (т. е. не одарит Своей милостью) на того, кто удлинил свою одежду из гордости».

Запрещается мужчинам носить одежду из шелка. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорит­ся: «Не надевайте в этом мире шелк; кто наденет его в этом мире, не наденет его на том свете». Надевать шелковые платья женщине разрешается. Раз­решается и мужчинам, если нет другой одежды или необходимо его одевать из-за болезни, т. е. в безвыходном положении.

Не следует носить одежду, резко отличающуюся от тради­ционной, общепринятой в данной местности, чтобы не выделяться среди остальных. Также за­прещается мужчинам надевать одежду, похожую на жен­скую, а женщинам - похожую на мужскую.

В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, гово­рится:«Пророк صل الله عليه وسلَّم проклял женщину, которая облача­ется в мужскую одежду, и мужчину, который одева­ется в женскую».

Одеваться следует по обстоятельствам и ситуаци­ям. Например, нельзя ходить на рынок в домашнем ха­лате или в спортивной форме, неприлично встречать в такой одежде гостей. Одежда должна соответствовать и выполняемой работе.

Пророк* надевал галабию - длинную, покрывающую все тело верхнюю одежду в виде широкого плаща, это традиция арабов и сунна Пророка щ.

Лучшее одеяние - это белая одежда. В хадисе, рас­сказанном Ахмадом, говорится: «Вы одевайтесь в белую одежду - это лучшая из ваших одежд».

Считается сунной надевать во время совершения намаза красивую и чистую одежду, особенно для пятничного и праздничного намазов.

Переодеваться следует там, где нет людей, чтобы посто­ронние не могли увидеть ваше тело. И прежде чем надеть одежду, следует встряхнуть её, очистить от пыли и т. п.

После того, как куплена новая одежда, отдать ста­рую в качестве садака бедным и нуждающимся яв­ляется сунной, ибо так поступал Пророк صل الله عليه وسلَّم. Надевая одежду, а также при раздевании следует читать молитвы, которых читал Пророк*.

Одеваться следует начиная с правой стороны, а раз­деваться - с левой. Так одевался и раздевался наш любимый Пророк صل الله عليه وسلَّم.

В последнее время многие мусульмане, особенно юноши и девушки, предпочитают одеваться по западной моде, противоречащей исламским требованиям к одежде. Но мысли и деяния мусульманина долж­ны быть выше, нельзя опускаться до уровня неверую­щих, нельзя воспринимать ту форму, которая им нравит­ся, и отвергать ту, которая им не нравится. Надо помнить, что нас всегда тянет к плохому. Следуйте разуму, слушайтесь мудрых людей и одевайтесь скромно, но аккуратно и чисто.

Некоторые девушки одевают чёрную форму, говоря, что именно так должны одеваться женщина-мусульманка. Это неправда, особенно плохо, если так одеваются следуя за приверженцами запретных нововедений, таких как ваххабиты. В Исламе нет запрещённого цвета для одежды женщин, их одежда может быть любого цвета. В некоторых странах есть традиции носит какую-то форму одежды определённого цвета, но это только традиция. А черный цвет одежды женщин – традиция некоторых арабских стран. Нет в мире большей радости и счастья, чем принадлежность к ис­ламской религии, которой одарил нас Аллах. Мусульма­нин должен знать, что его ждёт вечный потусторонний мир. Нельзя мусульманам, особенно девушкам, носить одежду, которая способствует деградации общества.

Каждый мусульманин обязан запретить своим жёнам, дочерям, сёстрам и племянницам носить открытую, прилегающую или про­зрачную одежду. В хадисе говорится: «Человек, который уподобился другому народу в том, что ему понравилось в этих лю­дях, является одним из них» (Абу Давуд, ат-Табрани). Поэтому нельзя нам уподобляться неверующим.

Также порицается гоняться за модой, следует покупать те или иные вещи, которые более полезные и удобные для ношения. Мы видим из практики, что любая вещь стоит дороже, если она в моде. То есть цена модного товара не соответствует его качеству, ибо мы видим, что такого же качества немодный товар, намного дешевле. Надо учитывать, что модное не самое красивое и удобное. Также при покупке одежды надо учитывать вредность некоторых материалов, из которых шьют одежду. Беречь здоровье нам предписано Всевышным, ибо всё вредное для здоровья запретно, а сомнительное нежелательно (караха). В наше время много товаров имеют хороший вид, но изготовлены не только из некачественного сырья, но и вредного. Те лишние деньги, которые мы даём за товар только из-за того что он модный – является лишним расходом (исрап), что запретно в Исламе.

Нельзя всё сказанное понимать неправильно, одеватся культурно и аккуратно можно и нужно, но надо знать границы дозволенного и понимать, что не одежда главное, а нравы. Одежду нельзя носить с целью показать своё особое положение, и что ты выше других.

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Есть три категории людей, с которыми Всевышнийне заговорит в Судный день, Он не очистит их от грехов и не одарит их взором Своей милости». Тогда Пророка* просили: «Кто же эти люди, о посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم ?». И он ответил: «Человек, который опускает края одежды до земли из-за гордости, и тот, кто взамен совершённого им для другого блага требует благо, и тот, кто продаёт свой товар с помощью ложных клятв». К этой категории относится и человек надевающий дорогую и модную одежду из-за горделивости, или украшает дома, из-за высокомерия, желая показать своё особое положение. Хотя говорят «по одежде встречают», нельзя преувеличивать значение красивой одежды, также надо правильно понимать смысл выражения «красиво одеваться», который вкладывает исламская наука.

Некоторые ищут дорогую одежду, чтобы хвастаться этим – это не поведение истинных мусульман. Надо искать удобную, прочную, красивую и соответствующую своей деятельности одежду, которая вдобавок соответствует нормам Ислама. Мнение, что чем дороже одежда тем она лучше, не подходит для нашего времени. Ибо используя это мнение некоторые недобросовестные торговцы дешёвую одежду продают по высокой цене, и многие попадают в эту яму. Не так уж легко честно зарабатывать, чтобы тратить их на безделушки и излишне дорогую одежду.

Молитвы при одевании. Надевая одежду или обувь, желательно произнести «Истиазу» и «Басмалу», то есть слова:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ أَعُوذُ بِالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيم

а лучше добавить ещё и следующую молитву:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَسْألُكَ مِنْ خَيْرِهِ وَخَيْرِ مَا هُوَ لَهُ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ وَشَرِّ مَا هُوَ لَهُ

Смысл: «О Аллах, я прошу у Тебя пользу от него и пользу того, ради чего оно было создано. И я прошу у Тебя защиты от вреда его и от вреда того, ради чего оно было создано».

Пророк صل الله عليه وسلَّم одеваясь, читал и следующую молитву:

واري به عورتي وأتجمّل به بين الناسِ ما أ اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي كَسَانِي

«Вся хвала Аллаху, который одарил меня одеждой, что прикрывает моё тело (аврат) и украшает меня среди людей».

Надевая новую одежду, рекомендуется добавить и эти слова:

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي كَسَانِي هَذا وَرَزَقَنِيهِ مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلاَ قُوَّةٍ

«Хвала Аллаху, который одел меня этим, и наделил меня им без всякой силы и мощи с моей стороны».

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что тому, кто прочитает эти молитвы, Всевышний простит все предыдущие грехи. В книге, принадлежащей перу Ибну Сани, приводится хадис, переданный от Абу Саида аль-Худри и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что кроме тех молитв, которые упомянуты здесь, Пророк * читал ещё и другие, и все они являются желательными для нас. Если мы найдём в других книгах другие молитвы, то не должны думать, что они неправильны, ибо вариантов молитв много. Это касается не только молитв при одевании, но и всех других молитв.

Всё, что мы одеваем, желательно начать с правой стороны, а снимать рекомендуется, начиная с левой стороны. ‘Аиша (р.а), передала, что Пророк صل الله عليه وسلَّم , наводя чистоту или совершая всякое благородное дело, любил начинать с правой стороны. Так говорится в хадисах, приведённых Муслимом и аль-Бухари в своих сборниках.

Пророк صل الله عليه وسلَّم также говорил, чтобы мусульманин, снимая одежду для сна или купания, произносил следующие слова:

بِسْمِ اللهِ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ

Смысл: «С именем Аллаха, кроме которого нет ничего достойного поклонения». Хадис передан от Анаса в книге Ибн Сана (р.а).

Также известно, что чтение салавата до и после любой мольбы увеличивает шансы её принятия. Поэтому чтение салавата вместе с вышеупомянутыми молитвами приветствуется, не ленитесь читать салават на любимого Пророка * صل الله عليه وسلَّم.

 

Вопросы и задания:

1. Значение правильного питания и этика приёма пищи.

2. Выучите молитвы читаемые перед едой и после еды и их смысл.

3. Что даёт нам чтение молитв связанных с приёмом пищи?

4. Какие требования предъявляют к продуктам питания?

5. Этика приготовления еды и его значимость в Исламе.

6. Требования к качеству продуктов из которых приготавливают еду.

7. Искусственные добавки к продуктам питания.

8. Раздельное питание и несовместимость разных продуктов.

9. Голодание и диета с точки зрения Ислама.

10. Требования к одежде и этические нормы ношения одежды.

11. Культура одевания и мода в Исламе.

12. Выучите молитвы которых Пророк* читал при одевании

13. Выучите молитвы которых желательно (сунна) читать при раздевании.

14. Выучите молитвы которых читал Пророк* при одевании новой одежды.